Дело № 2-253/2023
УИД №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омская область р.п. Москаленки 24 апреля 2023 года
Москаленский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Янович Д.Н.,
при секретаре Руденко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Москаленского района Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к муниципальному бюджетному образовательному учреждению Москаленского муниципального района Омской области «Шевченковская средняя общеобразовательная школа», Управлению образования администрации Москаленского муниципального района Омской области о наложении обязанности провести работы по проведению технического обследования здания школы и обязании обеспечить финансирование,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Москаленского района Омской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к МБОУ «Шевченковская СОШ», Управлению образования администрации Москаленского муниципального района Омской области о наложении обязанности провести работы по проведению технического обследования здания школы и обязании обеспечить финансирование.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Москаленского района проведена проверка соблюдения требований градостроительного законодательства в деятельности МБОУ «Шевченковская СОШ».
В результате проведенной проверки установлено, что МБОУ «Шевченковская СОШ» осуществляется деятельность в здании ДД.ММ.ГГГГ года постройки, расположенном по адресу: <адрес>В, <адрес>, принадлежащем на праве собственности администрации Москаленского муниципального района Омской области, переданном образовательной организации в оперативное управление, на основании Распоряжения главы Москаленского района от ДД.ММ.ГГГГ №. При этом в нарушение вышеуказанных требований техническое обследование эксплуатируемого здания, в установленном порядке силами специализированной организации не проводилось, что может привести к ухудшению состояния муниципального имущества, а также к его повреждению и уничтожению. По факту допущения выявленных нарушений прокурором района ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора образовательного учреждения внесено представление об устранении нарушений в сфере градостроительного законодательства, однако в настоящий момент действенные меры, направленные на устранение выявленных нарушений, не приняты. Так, в нарушение вышеуказанных требований техническое обследование здания в установленном порядке образовательным учреждением не проводилось. На основании вышеизложенного просит суд обязать МБОУ «Шевченковская СОШ» в трехмесячный срок со дня получения бюджетных средств от учредителя провести работы по проведению технического обследования здания МБОУ «Шевченковская СОШ», расположенного по адресу: <адрес>В, <адрес>; обязать Управление образования администрации Москаленского муниципального района обеспечить финансирование вышеназванных мероприятий в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании ст. помощник прокурора Москаленского района Омской области Щеткова Я.В. заявленные исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика МБОУ «Шевченковская СОШ» в судебное заседание не явился, будучи извещенным о дне слушания дела надлежащим образом.
Представитель ответчика управления образования администрации Москаленского муниципального образования Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены.
Судом с учетом мнения истца постановлено о рассмотрении дела в порядке заочного производства.
Заслушав ст. помощника прокурора Щеткову Я.В., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, при этом, в соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» социальная инфраструктура для детей – система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
В соответствии с п. 15 ч. 3, п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательного учреждения относится создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь, здоровье и охрану обучающихся, работников образовательной организации, за невыполнение или ненадлежащее выполнение которых, а также реализацию не в полном объеме образовательная организация несет ответственность в установленном законом порядке.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 6 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
В частях 7, 8 ст. 55.24 ГрК РФ раскрываются понятия эксплуатационного контроля за техническим состоянием зданий, а также технического обслуживания и текущего ремонта зданий, сооружений.
В частности, эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Согласно ч. 9 ст. 55.24 ГрК РФ эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.
Статьей 55.25 ГрК РФ установлено, что лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.
Если иное не предусмотрено федеральным законом, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.
Согласно Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденному Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 (ВСН 58-88 (р)), техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории.
Результаты осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В этих документах должны содержаться: оценка технического состояния здания или объекта и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтах.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Согласно п. 3.4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 319372011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного Приказом Росстандарта от 27.12.2012 № 1984-ст (далее – ГОСТ 31937-2011), обследование технического состояния здания (сооружения) – комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование грунтов основания и строительных конструкций на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов несущих конструкций и определения их фактической несущей способности.
Нормативное техническое состояние – категория технического состояния, при котором количественные и качественные значения параметров всех критериев оценки технического состояния строительных конструкций зданий и сооружений, включая состояние грунтов основания, соответствуют установленным в проектной документации значениям с учетом пределов их изменения (п. 3.10 ГОСТ 31937-2011).
ГОСТ 31937-2011 распространяется, в том числе на проведение работ по обследованию технического состояния зданий и сооружений для оценки возможности их дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости их восстановления и усиления конструкций.
Согласно п. 4.1 ГОСТ 319372011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
На основании п. 4.3 ГОСТ 31937-2011 первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через 2 года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже 1 раза в 10 лет.
Кроме того, в силу п. 4.4 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания.
В п. 4.9 ГОСТ 31937-2011 установлено, что заключения по итогам проведенного обследования технического состояния зданий и сооружений или этапа их мониторинга подписывают непосредственно исполнители работ, руководители их подразделений и утверждают руководители организаций, проводивших обследование или этап мониторинга.
В соответствии с п. 5.1.3 ГОСТ 31937-2011 при обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются грунты основания, фундаменты, ростверки и фундаментные балки; стены, колонны, столбы; перекрытия и покрытия и др.
На основании результатов обследования технического состояния зданий и поверочных расчетов проводится оценка категорий технического состояния несущих конструкций, зданий (сооружений), включая грунтовое основание (п. 5.1.5 ГОСТ 31937-2011).
Для конструкций, зданий (сооружений), включая грунтовое основание, находящихся в нормативном техническом состоянии и работоспособном состоянии, эксплуатация при фактических нагрузках и воздействиях возможна без ограничений. Эксплуатация зданий (сооружений) при аварийном состоянии конструкций, включая грунтовое основание, не допускается.
В силу п. 5.1.7 ГОСТ 31937-2011 обследование технического состояния зданий (сооружений) должно проводиться в три этапа: 1) подготовка к проведению обследования; 2) предварительное (визуальное) обследование; 3) детальное (инструментальное) обследование.
При сокращении заказчиком объемов обследования, снижающем достоверность заключения о техническом состоянии объекта, заказчик сам несет ответственность за низкую достоверность результата обследования.
По результатам обследования технического состояния здания составляют паспорт конкретного здания, если он не был составлен ранее, или проводят уточнения паспорта, если он был составлен ранее (п. 5.1.19 указанного ГОСТ).
Таким образом, законодательно установлена обязанность проведения не реже 1 раза в 10 лет обследования технического состояния зданий и сооружений, специализированными организациями, с целью оценки на основании результатов проведенного обследования категорий технического состояния несущих конструкций, зданий (сооружений), включая грунтовое основание.
Из материалов дела следует и судом установлено, что МБОУ «Шевченковская СОШ» осуществляет деятельность в здании 1970 года постройки, расположенном по адресу: <адрес>В, <адрес>, принадлежащем на праве собственности администрации Москаленского муниципального района Омской области, переданном образовательной организации в оперативное управление, на основании Распоряжения главы Москаленского района от ДД.ММ.ГГГГ №.
При этом в нарушение вышеуказанных требований техническое обследование эксплуатируемого здания, в установленном порядке силами специализированной организации не проводилось, что может привести к ухудшению состояния муниципального имущества, а также к его повреждению.
ДД.ММ.ГГГГ по факту допущения выявленных нарушений прокурором района в адрес директора МБОУ «Шевченковская СОШ» внесено представление (л.д. 7-8), однако в настоящий момент действенные меры, направленные на устранение выявленных нарушений, не приняты (л.д. 9, 10-11, 12).
Таким образом, МБОУ «Шевченковская СОШ» допустило нарушение законодательства об образовании, законодательство о безопасности зданий и сооружений и требование градостроительного законодательства.
С учетом, установленных в судебном заседании фактических обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению, поскольку направлены на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
Решая вопрос об установлении срока исполнения решения суда, исходя из бюджета Управления образования администрации Москаленского муниципального района Омской области, суд считает, что указанный прокурором срок для выполнения ответчиками всего комплекса мероприятий, направленных на устранение нарушений требований законодательства Российской Федерации о безопасности зданий и сооружений достаточен, и полагает необходимым установить следующие сроки для выполнения требований прокурора: для Управления образования администрации Москаленского муниципального района Омской области – не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
На основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ суд считает необходимым освободить Управление образования администрации Москаленского муниципального района Омской области от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со статьёй 103 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с МБОУ «Шевченковская СОШ» судебные издержки в виде государственной пошлины.
При решении вопроса о взыскании государственной пошлины, суд исходит из требований части 2 статьи 333.20 НК РФ, которая предусматривает, что суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины.
Учитывая финансовое положение МБОУ «Шевченковская СОШ», существа иска в интересах граждан, суд считает возможным снизить размер государственной пошлины до 150 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199, 237 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Москаленского района Омской области удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение Москаленского муниципального района Омской области «Шевченковская средняя общеобразовательная школа» в трехмесячный срок со дня получения бюджетных средств от учредителя провести работы по проведению технического обследования здания муниципального бюджетного образовательного учреждения Москаленского муниципального района Омской области «Шевченковская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: <адрес>В, <адрес>.
Обязать Управление образования администрации Москаленского муниципального района обеспечить финансирование вышеназванных мероприятий в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения Москаленского муниципального района Омской области «Шевченковская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в бюджет Москаленского муниципального района Омской области в размере 150 рублей.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения им копии этого решения.
Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Москаленский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Москаленский районный суд Омской области в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья подпись Д.Н. Янович
"КОПИЯ ВЕРНА" подпись судьи ____________________________________ _________________________________________________ (Наименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции) _____________________________ (инициалы, фамилия) «_____»_________________20_____ г. |
Подлинное решение (постановление, определение) подшито в материалы дела № ___________ Москаленского районного суда Омской области. Решение (постановление, определение) вступило (не вступило) в законную силу «___»__________ г. Судья _______________________________________ |