Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-141/2023 от 30.05.2023

Дело

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

31 августа 2023 года                                         г. Севастополь

Судья Ленинского районного суда г. Севастополя Истягина Н.М., рассмотрев жалобу должностного лица – директора Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя Ксенофонтова А.В. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Мехтиева В.В. по делу № ., о привлечении директора Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя Ксенофонтова А.В. к административной ответственности по части 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Мехтиевым В.В. по делу № ., должностное лицо - директор Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя Ксенофонтова А.В. , привлечен к административной ответственности по части 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с принятым постановлением, Ксенофонтов А.В. обратился в Ленинский районный суд г. Севастополя с жалобой, в которой просит постановление отменить, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, одновременно просит восстановить срок на обжалование постановления.

Ксенофонтов А.В. в судебном заседании на доводах жалобы настаивал по изложенным в ней основаниям.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, приходит к следующему.

Из содержания поступивших материалов из Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, следует, что основанием для составления протокола от 13.04.2023 и вынесения постановления от 26.04.2023 послужило обращение Буканова П.Н. по факту действий Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в собственности города Севастополя, Лот . Земельный участок с кадастровым номером: , категория земель: «Земли населенных пунктов», вид разрешенного использования земельного участка: «Для индивидуального жилищного строительства» (код.2.1.), площадью кв.м., расположенный по адресу: <адрес>», извещение , лот .

По итогам рассмотрения дела, комиссия Крымского УФАС России признала жалобу Буканова П.Н. обоснованной и установила в действиях Департамента нарушение подпункта 17 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ.

Действия Департамента в лице директора Ксенофонтова А.В. должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении квалифицированы по ч.10 ст.7.32.4 КоАП РФ, как нарушение установленных законодательством РФ процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством РФ торгов, продажи государственного и муниципального имущества.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Основным условием для восстановления пропущенного процессуального срока является уважительность причины его пропуска.

Согласно правовой позиции, сформулированной в абзаце третьем пункта 29.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в случае, если копия постановления по делу об административном правонарушении, направленная по месту жительства или месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, была возвращена судье с отметкой на почтовом извещении (отправлении) об отсутствии этого лица по указанному адресу либо о его уклонении от получения почтового отправления, а также по истечении срока хранения, то постановление вступает в законную силу по истечении десяти суток, а постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58 указанного Кодекса, - по истечении пяти дней после даты поступления (возвращения) в суд копии данного постановления (статьи 30.3, 31.1 названного Кодекса).

Данная правовая позиция сформулирована в целях исключения случаев недобросовестного поведения лица, привлекаемого к административной ответственности, если копия постановления фактически была направлена по месту его регистрации или указанному им месту жительства.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что Ксенофонтов А.В. добросовестно пользовался своими правами, которыми наделен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях как лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и имел намерения реализовать право на обжалование постановления должностного лица в установленный законом срок.

С учетом изложенного, срок на обжалование постановления подлежит восстановлению.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Как усматривается из материалов дела, основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении Ксенофонтова А.В. по ч. 10 ст.7.32.4 КоАП РФ явился отказ Департамента в предоставлении Буканову П.Н. в аренду без проведения торгов на основании п.п. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, земельного участка с кадастровым номером: , оформленный письменным отказом от ДД.ММ.ГГГГ на основании п.13 ст.39.16 ЗК РФ.

В соответствии с п 1.1 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утверждённого постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 № 883-ПП, ДИЗО исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношениях, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношениях, управлению и распоряжением государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.

Предоставление государственных услуг уполномоченным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений (в данном случае - ДИЗО) осуществляется в соответствии с утверждёнными административными регламентами по запросу заявителей, в пределах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Севастополя полномочий и в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее -Закон №210-ФЗ).

При этом, Департаментом в УФАС были представлены сведения о том, что ранее было подано заявление Дроздовой О.С. в результате рассмотрения которого Департамент в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ принял решение об опубликовании и размещении извещения о возможном предоставлении указанного земельного участка с указанием целей этого предоставления с приложением схемы расположения земельного участка, которая прилагается к извещению, размещённому на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

С момента опубликования и размещения извещения в течение 30 (тридцати) дней не ограниченный круг физических лиц имеет возможность подать заявление о предоставлении им данного земельного участка или о желании приобрести его на торгах.

Таким образом, в случае подачи заявлений иных лиц в отношении земельного участка, извещение о котором опубликовано в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ орган государственной власти предпринимает следующие действия.

Информирует гражданина от которого поступило первое заявление о предварительном согласовании предоставления не сформированного земельного участка о том, что поступили заявления иных лиц о предоставлении данного земельного участка и орган государственной власти будет проводить государственный кадастровый учёт земельного участка для последующей организации торгов.

При этом, само извещение опубликованное в соответствии с п.п. 1 п.1 ст. 39.18 не является извещением об аукционе, которое публикуется в соответствии с правилами ст. 39.11 ЗК РФ.

Во исполнение норм ст. 39.18 ЗК РФ по истечении 30 (тридцати) дней со дня опубликования извещения орган государственной власти предпринимает действия, направленные на формирование земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учёт с внесением соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

В последующем в соответствии со ст. 39.11 ЗК РФ формируется соответствующая аукционная документация (технические условия, получение градостроительного плана земельного участка и другие необходимые документы).

После получения всей необходимой документации по земельному участку с кадастровым номером , орган государственной власти принимает решение о проведении аукциона, и далее осуществляется публикация извещения о проведении аукциона на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://torgi.gov.ru; https://sev.gov.ru) в соответствии со ст. 39.11 ЗК РФ.

В дальнейшем, заинтересованные в получении земельного участка лица имеют право на подачу в адрес Департамента соответствующего заявления об участии в аукционе и могут принять участие в торгах.

При этом, до окончания проведения процедуры торгов и выявления победителя аукциона или объявления торгов не состоявшимися и при условии, что договор аренды земельного участка не заключен, предоставление такого земельного участка по заявлениям иных лиц (по каким-либо) основаниям не допустимо, поскольку данные действия приведут к нарушению прав и законных интересов первичного заявителя и иных лиц, выразивших ранее своё намерение в приобретении данного земельного участка на торгах.

При изложенных обстоятельствах отказ Департамента не может свидетельствовать о нарушении прав административного истца при рассмотрении ее заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов.

Наличие права на первоочередное получение земельного участка, не означало обязанность у Департамента предоставить по требованию Буканова П.Н. земельный участок с кадастровым номером , сформированный по процедуре ст. 39.18 ЗК РФ до окончания проведения процедуры торгов и выявления победителя аукциона или объявления торгов не состоявшимися.

Таким образом, Департаментом в любом случае должно соблюдаться требование положений подпункта 1 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ о публикации извещения, что предопределяет применение правила подпункта 13 пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации ко всем лицам, подавшим заявления о предоставлении земельного участка, поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать без проведения аукциона.

Кроме того, на данный момент срок проведения аукциона, в случае поступления заявления о намерении участвовать в аукционе действующим законодательством Российской Федерации не регламентирован и организатор торгов не связан сроками по принятию решения о проведении аукциона.

По окончанию приёма заявлений были выявлены граждане, заинтересованные в приобретении прав на вышеуказанный земельный участок (копии заявок прилагаются).

Статьёй 39.6 ЗК РФ введено общее правило, предусматривающее, что основным способом заключения договора аренды находящегося в государственной и муниципальной собственности земельного участка, являются торги, проводимые в форме аукциона.

Порядок организации и проведения такого аукциона предусмотрен статьями 39.11 и 39.12 ЗК РФ.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).

Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 9 настоящей статьи и статьями 7.29 - 7.32 и 7.32.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Ввиду изложенного, суд приходит к выводу, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом нарушены требования статьи 24.1 и статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.

Согласно пункту 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.

Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

В силу части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

С учетом изложенного, оспариваемое постановление подлежит отмене, с прекращением производства по делу, в связи с отсутствием в действиях Ксенофонтова А.В. состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу Ксенофонтова А.В. на постановление по делу об административном правонарушении удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Мехтиева В.В. по делу № о привлечении Ксенофонтова А.В. к административной ответственности по части 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ - отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в 10-дневный срок со дня получения копии решения.

Судья                                                                          Н.М. Истягина

12-141/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Ксенофонтов Александр Владимирович
Суд
Ленинский районный суд города Севастополя
Судья
Истягина Надежда Михайловна
Статьи

ст.7.32.4 ч.10 КоАП РФ

Дело на странице суда
leninskiy--sev.sudrf.ru
30.05.2023Материалы переданы в производство судье
30.05.2023Истребованы материалы
24.07.2023Поступили истребованные материалы
09.08.2023Судебное заседание
31.08.2023Судебное заседание
02.11.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
03.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.11.2023Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
25.11.2023Вступило в законную силу
29.01.2024Дело оформлено
29.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее