Гражданское дело № 2-1269/2024
50RS0046-01-2024-002222-58
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ступино Московской области 08 мая 2024 года
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи МАЙБОРОДА О.М.
Прокурора: ГОЛОВАНОВОЙ Д.С.
при секретаре: СУХОМЛИНОВОЙ О.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ступинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Верзиловская средняя общеобразовательная школа» городского округа Ступино Московской области о возложении обязанностей по оборудованию здания
УСТАНОВИЛ:
Ступинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику в котором просит:
Возложить на муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Верзиловская средняя общеобразовательная школа» городского округа <адрес>, расположенное по адресу: <адрес> (ИНН №) обязанность по оборудованию здания образовательного учреждения по адресу: <адрес> следующими средствами: мнемосхема (4.3.3.),звуковой маяк с беспроводной кнопкой активации со шрифтом Брайля ( 4.3.2.),информационно-тактильный знак ( вывеска) со шрифтом Брайля ( 4.3.4), тактильные знаки ( 4.3.7), наклейка на поручень (Брайль) тактильная ( 4.3.8) в течение года, со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование своих требований ссылаются на то обстоятельство, что городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры, в том числе, детей-инвалидов.
В результате проведенной проверки, городской прокуратурой выявлена недооснащенность входной зоны и гардероба образовательного учреждения адресу: <адрес> следующими средствами: мнемосхема (4.3.3.),звуковой маяк с беспроводной кнопкой активации со шрифтом Брайля ( 4.3.2.),информационно-тактильный знак ( вывеска) со шрифтом Брайля ( 4.3.4), тактильные знаки ( 4.3.7), наклейка на поручень (Брайль) тактильная ( 4.3.8).
Городской прокуратурой по указанным фактам ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры.
В ответ на представление учреждением предусмотрены сроки по устранению выявленных нарушений.
Однако с учетом стоимости необходимого оборудования требования фактически не исполнены.
Денежные средства из бюджета городского округа Ступино в рамках муниципальных программ на мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к образовательным организациям не предусмотрены в текущем году.
Невыполнение муниципальным школьным образовательным учреждением требований по оснащению образовательного учреждения в соответствии с вышеуказанными требованиями нарушает права неопределенного круга лиц на достойную жизнь и свободное развитие.
Представитель ответчика своих возражений суду не представил.
Учитывая задачи судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение правила, закрепленного в ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд считает, что неоднократное отложение судебного разбирательства в случае неявки в судебное заседание ответчика, не соответствует конституционным целям гражданского судопроизводства, способствует затягиванию судебного процесса.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела. Кроме того в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N262- ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте Ступинского городского суда Московской области.
В связи с чем, суд считает возможным слушать дело в отсутствие ответчика, с вынесением заочного решения.
Суд, выслушав мнение представителя истца, проверив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно абз. 5 ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целью государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
По смыслу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пунктом 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «0 прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Из материалов дела следует, что Ступинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры, в том числе, детей-инвалидов.
В результате проведенной проверки выявлена недооснащенность входной зоны и гардероба образовательного учреждения адресу: <адрес> следующими средствами: мнемосхема (4.3.3.),звуковой маяк с беспроводной кнопкой активации со шрифтом Брайля ( 4.3.2.),информационно-тактильный знак ( вывеска) со шрифтом Брайля ( 4.3.4), тактильные знаки ( 4.3.7), наклейка на поручень (Брайль) тактильная ( 4.3.8).
По указанным фактам истцом ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры.
В ответ на представление учреждением предусмотрены сроки по устранению выявленных нарушений.
Однако с учетом стоимости необходимого оборудования требования фактически не исполнены.
Денежные средства из бюджета городского округа Ступино в рамках муниципальных программ на мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к образовательным организациям не предусмотрены в текущем году.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
На основании ст. 2 Федерального закона 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу п. 2. ч. 4 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создает условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов.
В силу п.п. «а» п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309 руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 06.09.2022 № 804 утвержден перечень средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания.
Подраздел 4 раздела 4 указанного перечня содержит список необходимого оборудования, которое должно быть размещено в здании образовательного учреждения (входная зона и гардероб) для ориентирования и обеспечения передвижения слепых и слабовидящих обучающихся:
4.3.2. | Звуковой маяк с беспроводной кнопкой активации со шрифтом Брайля |
4.3.3. | Мнемосхема |
4.3.4. | Информационно-тактильный знак (вывеска) со шрифтом Брайля |
4.3.5. | Наклейка информационная |
4.3.6. | Тактильная рельефная напольная плитка для оснащения путей движения и предупреждения о препятствиях |
4.3.7. | Тактильные знаки |
4.3.8. | Наклейка на поручень(Брайль)тактильная |
4.3.9. | Информационный терминал с сенсорным экраном, со встроенной индукционной системой, со специальным программным обеспечением для инвалидов с сенсорным управлением, с автоматическим озвучиванием текста голосом, с системой вызова помощника |
4.3.10. | Звуковое расписание уроков |
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально- техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Таким образом, законом обязанность по материально-техническому обеспечению образовательного процесса возложена непосредственно на образовательное учреждение.
Не обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к месту осуществления образовательной деятельности, влечет за собой нарушение прав такой категории несовершеннолетних.
Невыполнение муниципальным школьным образовательным учреждением требований по оснащению образовательного учреждения в соответствии с вышеуказанными требованиями нарушает права неопределенного круга лиц на достойную жизнь и свободное развитие.
В силу принципа состязательности сторон, установленного статьей 12 ГПК РФ, и требований части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Ответчиками не представлены доказательства, опровергающие доводы истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.195-198, 233-238 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Ступинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Верзиловская средняя общеобразовательная школа» городского округа Ступино Московской области, расположенное по адресу: <адрес> (ИНН №) обязанность по оборудованию здания образовательного учреждения по адресу: <адрес> следующими средствами: мнемосхема (4.3.3.),звуковой маяк с беспроводной кнопкой активации со шрифтом Брайля ( 4.3.2.),информационно-тактильный знак ( вывеска) со шрифтом Брайля ( 4.3.4), тактильные знаки ( 4.3.7), наклейка на поручень (Брайль) тактильная ( 4.3.8) в течение года, со дня вступления решения суда в законную силу.
Ответчик вправе подать в суд принявший заочное решение заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения.
Федеральный судья О.М.Майборода