Дело № 2-721/2019
10RS0017-01-2019-000929-89
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 августа 2019 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Мирошника С.В.,
с участием прокурора Сафоновой Н.В.,
при секретаре Самсоновой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нгуен В.К. к Нгуен Т.В. о признании утратившей право пользования жилым помещением,
установил:
Истец обратился в суд с названным иском по тем основаниям, что он является собственником квартиры, расположенной по адресу: ............. По данному адресу зарегистрирована Нгуен Т.В., Нгуен Л. Решением мирового судьи судебного участка № 2 г. Сортавала Республики Карелия от 22.07.2019 брак между Нгуен В.К. и Нгуен Т.В. расторгнут. Ответчик в квартире не проживает с мая 2019 года, в данное время находится в г. ............. Истец, просит признать Нгуен Т.В. утратившей право пользования жилым помещением.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования. Просил признать Нгуен Т.В. утратившей право пользования жилым помещением. Пояснил, что квартира приобретена им за свои средства.
В судебном заседании представитель истца Тужикова О.Г., действующая на основании устного заявления, исковые требования поддержала. Указала, что спорная квартира приобретена истцом до брака с Нгуен Т.В., на данный момент ответчик членом семьи собственника не является, в жилом помещении не проживает, выехав добровольно, ее вещей в квартире не имеется, расходов по оплате жилья и коммунальных услуг ответчик не несет, в связи с чем имеются все основания, для признания ее утратившей право пользования жилым помещением. Соглашения о пользовании квартирой между истцом и ответчиком не имеется.
В судебное заседание ответчик не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд, заслушав пояснения истца, представителя истца, заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В силу ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.
Исходя из системного анализа положений ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.
Согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, ели иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи, обязаны использовать данное помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 02.07.2009 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по общему правилу, в соответствии с ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (ч. 1 ст. 35 ЖК РФ). По смыслу частей 1 и 4 ст. 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения.
Судом установлено, что Нгуен В.К., дд.мм.гг года рождения, является собственником квартиры, расположенной по адресу: ............, общей площадью х кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРН Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии. Право собственности Нгуен В.К. возникло на основании договора купли-продажи недвижимости от 03.02.2017, государственная регистрация права собственности от 15.02.2017. Брак между истцом и ответчиком заключен 29.09.2018 года, расторгнут 22.07.2019 года, спорная квартира приобретена Нгуен В.К. до заключения брака.
В указанном жилом помещении совместно с Нгуен В.К. зарегистрированы: бывшая супруга Нгуен Т.В., дд.мм.гг года рождения и несовершеннолетняя дочь истца ............ ............, дд.мм.гг года рождения, что подтверждается справкой Акционерного общества «Единый расчетный центр Республики Карелия» от 08.09.2019.
Регистрация Нгуен Т.В. в квартире истца ограничивает его в осуществлении прав собственника.
Оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 31 ЖК РФ, для сохранения за ответчиком права пользования жилым помещением, судом не установлено.
В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ № 713 от 17.07.1995, снятие гражданина с регистрационного учета производится органами регистрационного учета на основании решения суда (п. 31, пп. «е»).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требование истца о признании Нгуен Т.В. утратившей право пользования жилым помещением, принадлежащим Нгуен В.К. на праве собственности, подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд также взыскивает с ответчика в пользу истца понесенные им судебные расходы в виде уплаченной при подаче иска госпошлины в размере 300 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
решил:
Исковое заявление удовлетворить.
Признать Нгуен Т.В., дд.мм.гг года рождения, утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: .............
Взыскать с Нгуен Т.В. в пользу Нгуен В.К. расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Сортавальский городской суд Республики Карелия.
Судья С.В. Мирошник
Мотивированное решение изготовлено 29.08.2019.