Дело № 12-26/2023
Р Е Ш Е Н И Е
с. Уркарах 19 апреля 2023 года
Судья Кайтагского районного суда Алиханов Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении главы МО сельское поселение «сельсовет Карбачимахинский» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
у с т а н о в и л:
постановлением названного должностного лица Минприроды РД от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в суд, ФИО1 выражает несогласие с названным постановлением.
В обоснование жалобы указывает, что:
- протокол по делу об административном правонарушении в его присутствии не составлялся,
- о времени и месте рассмотрения протокола он не извещался, чем лишен права на участие в ходе его рассмотрения,
- в постановлении неверно указано место совершения правонарушения, отличное от той, на которую распространяется его юрисдикция как главы села.
Просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить.
ФИО1, лицо, вынесшее оспариваемое постановление в суд не явились, извещались надлежаще, ходатайств, препятствующих рассмотрению жалобы, не поступило.
Изучив истребованные ранее Советским районным судом <адрес> Республики Дагестан материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы заявителя, полагаю о допущенных должностным лицом юрисдикционного органа существенных нарушениях процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
К таким выводам судья приходит ввиду следующего.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:
- о назначении времени и места рассмотрения дела,
- о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.10 настоящего Кодекса, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы.
В силу ч.1 ст.29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении:
- объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
- устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
- выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
- разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
- выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:
- выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса.
Как усматривается из представленных данных, ДД.ММ.ГГГГ в отношении главы сельского поселения «сельсовет Карбачимахинский» <адрес> республики ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Определением начальника полиции ОМВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ названный протокол направлен для рассмотрения в Минприроды Республики Дагестан.
ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Минприроды республики вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела, ФИО1 предложено явиться ДД.ММ.ГГГГ в здание Минприроды, расположенном на <адрес> в <адрес> к 11 часам 00 минутам.
Посчитав, что в назначенное время ФИО1 для рассмотрения протокола не явился, должностным лицом Минприроды республики вынесено оспариваемое постановление.
Между тем, представленные должностным лицом Минприроды республики материалы не содержат данных о направлении ФИО1 копии определения о назначении даты, времени и места рассмотрения дела. Нет в нем данных и об извещении и вызове привлекаемого лица любым иным способом, позволяющим достоверно установить факт его извещения в надлежащий орган.
Таким образом, доводы жалобы ФИО1 в указанной части находят своего подтверждения.
С учетом изложенного, оспариваемое постановление критериям законности не отвечает, поскольку ФИО1 был лишен права на участие в рассмотрении протокола, в связи с чем такое постановление подлежит отмене.
Подтверждаются также ссылки заявителя, содержащиеся в жалобе, на несоответствующие установленным в протоколе обстоятельствам, сведения, отраженные в оспариваемом постановлении.
Так, в постановлении указывается, что права в ходе рассмотрения дела разъясняются привлекаемому лице - некоему ФИО2, хотя ФИО2 привлекаемым лицом по данному делу не является. Кроме того, неверно отражены в нем номер протокола по делу об административном правонарушении, место совершения правонарушения, а также обстоятельства вмененного правонарушения.
В соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки ФИО3», впредь до внесения в законодательство об административных правонарушениях изменений, вытекающих из настоящего Постановления, исчисление срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации должно осуществляться начиная со дня совершения административного правонарушения.
В силу ч.2 ст.4.8 КоАП РФ, срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.
Таким образом, годичный срок давности по протоколу об административном правонарушении об обстоятельствах от ДД.ММ.ГГГГ, не истек, в связи с чем материалы дела подлежат рассмотрению юрисдикционым органом повторно, с соблюдением предусмотренных законом правил его рассмотрения, путем обеспечения законных гарантий привлекаемого лица к участию в рассмотрении дела. С учетом изложенного, остальные доводы жалобы ФИО1 судья оставляет без рассмотрения, поскольку подлежат учету при рассмотрении дела по существу юрисдикционным органом.
Руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья,
р е ш и л:
жалобу ФИО1 удовлетворить частично.
Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении главы МО сельское поселение «сельсовет Карбачимахинский» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отменить, материалы дела об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан.
Решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст.25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, а так же должностным лицом, направившим настоящее дело на рассмотрение судье, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст.ст.30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья ФИО4