УИД 32RS0031-01-2020-000112-03
№2-254/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Трубчевск 26 мая 2020 г.
Трубчевский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Лагуточкиной Л.В.,
при помощнике Разинкиной Т.В.,
с участием истца Зайкиной В.И.
представителя ответчика - Телецкой сельской администрации Трубчевского муниципального района Лушина В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зайкиной В.И. к администрации Трубчевского муниципального района Брянской области, Телецкой сельской администрации Трубчевского муниципального района Брянской области о признании права собственности на жилой дом
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к администрации Трубчевского муниципального района Брянской области о признании права собственности на жилой дом, в обоснование которого указала, что в 1994 году её мужу на состав семьи из четырех человек: муж, она, сын и дочь, администрацией города Трубчевска на основании постановления и ордера был предоставлен жилой дом по адресу: <адрес>, с указанного времени семья проживала в доме и была в нем зарегистрирована. Муж умер в ДД.ММ.ГГГГ, сын снялся с регистрационного учета, а дочь участвовать в приватизации не пожелала. Она обратилась к ответчикам с заявлением о приватизации жилого дома, но получила ответ о том, что жилое помещение в реестре муниципальной собственности не значится, за решением вопроса рекомендовали обратиться в суд.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Телецкая сельская администрация Трубчевского муниципального района Брянской области.
В судебном заседании истец Зайкина В.И. требования поддержала по основаниям изложенным выше.
Представитель ответчика - Телецкой сельской администрации Трубчевского муниципального района Брянской области Лушин В.В. требования посчитал обоснованными, т.к с 1997 года в похозяйственной книге Телецкой сельской администрации имеются сведения о том, что семья Зайкиных проживает в <адрес> вместе с тем жилой дом в Реестре муниципальной собственности Телецкого сельского поселения, не значится, поскольку Трубчевским муниципальным районном указанный жилой дом не передавался.
Представитель ответчика администрации Трубчевского муниципального района Брянской области дело просил рассмотреть в его отсутствие. Представил отзыв в котором иск не признал, полагает, что администрация Трубчевского муниципального района является не надлежащим ответчиком по делу, т.к. жилой фонд, расположенный на территории Телецкого сельского поселения по акту приема передачи от 15 марта 2010 года был передан муниципальному образованию «Телецкое сельское поселение», по какой причине спорный жилой дом не вошел в состав передаваемого имущества администрации не известно.
Третье лицо Зайкина О.П., будучи надлежащим образом уведомленная о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилась, причин неявки не сообщила, отложить дело не просила, возражений на иск не представила.
В соответствии со ст. 167 ч.5 и ч.3ГПК РФ суд считает возможным дело рассмотреть в отсутствие неявившегося представителя ответчика, а также третьего лица.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу:
Согласно статье 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 г. №1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее Закон) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 6 Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными и муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи. Право собственности на приобретенное жилого помещения возникает с момента государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ст. 11 Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии со ст. 8 Закона в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Из материалов дела следует, что Постановлением администрации города Трубчевска № от 06 апреля 1994 года решено выдать ордер на жилой дом <адрес>, принятого на баланс МУЖКХ - З.П.А. на состав семьи четыре человека. В Постановлении указано, что основанием является договор мены города Трубчевска от 04 апреля 1994 г. № между З и Трубчевским МУЖКХ удостоверенный нотариусом и протокол № от 18 марта 1994 г совместного заседания администрации и профкома Трубчевского МУЖКХ.
Согласно ордеру № от 06 апреля 1994 года в дом вселились: З.П.А.- глава, Зайкина В.И. - жена, З.А.П.- сын, Зайкина О.П. - дочь.
Из похозяйственной книги Телецкой сельской администрации Трубчевского муниципального района №а л/с № стр.75 закладки 1991-1995 г. следует, что по вышеуказанному адресу значится семья Зайкиных из четырех человек.
Согласно домовой книге с 1994 года в доме зарегистрирована истица и её дочь Зайкина О.П., с 1994 по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован З.П.А., снят в связи с его смертью. З.А.П. снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ.
Истец, имея намерение воспользоваться правом на бесплатную приватизацию жилого помещения, обратился с заявлением к ответчикам.
Из справок Телецкой сельской администрации следует, что спорный жилой дом в муниципальной собственности Телецкого сельского поселения не значится, с вопросом о приватизации дома истцу надлежит обратиться в администрацию Трубчевского муниципального района.
Ответом администрации Трубчевского муниципального района истцу указано, что жилой дом в реестре муниципальной собственности Трубчевского муниципального района и города Трубчевска не значится.
По сведениям представленным суду Управлением имущественных отношений Брянской области данный жилой дом в государственный жилищный фонд не включался.
Представитель администрации Трубчевского муниципального района в своем отзыве на иск утверждает, что жилой фонд был передан в муниципальную собственность Телецкого сельского поселения по акту приема передачи имущества от 5 марта 2010 г., вместе с тем данное утверждение судом не принимается, т.к. в указанном акте, представленным суду Главой Телецкой сельской администрации Лушиным В.В. жилой <адрес> не значится.
Таким образом, судом достоверно установлено, что администрацией <адрес> в 1994 году З.П.А. на состав семьи из четырех человек был выделен жилой <адрес>, который состоял на балансе МУЖКХ.
Ответчик в лице администрации Трубчевского муниципального района Брянской области является правопреемником города Трубчевска, к которому и перешло право собственности на жилой дом, в связи с чем, именно администрация Трубчевского муниципального района, правомочна решать вопрос о приватизации жилого помещения и является надлежащим ответчиком в данном споре.
Право на приватизацию жилых помещений, установлено законодателем в конституционно значимых целях, поскольку оно связано с реализацией прав граждан на жилище, свободу передвижения, а также права собственности (статьи 27, 35 и 40 Конституции Российской Федерации).
Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 3 ноября 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией РФ.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08. 1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ « О приватизации жилищного фонда РФ», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную либо долевую.
Таким образом, в случае своевременной передачи жилого дома в муниципальную собственность Телецкого сельского поселения на основании закона, истец имела бы право на приватизацию, чего лишилась ввиду неисполнения Закона соответствующими лицами на стадии исполнения Закона Брянской области от 03.02.2010 г. №5-З «О внесении изменений в Закон Брянской области «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности между вновь образованными муниципальными образованиями :сельское поселение». Однако, данное обстоятельство не препятствует осуществлению гражданских прав нанимателями жилого помещения, так как истец не может нести негативных последствий в результате того, что до настоящего времени органы исполнительной власти не приняли (передали) имущество в муниципальную собственность.
Поскольку истицей право на приватизацию жилого помещения до сих пор не реализовано, то её требования о признании права собственности на жилой дом подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Зайкиной В.И. к администрации Трубчевского муниципального района Брянской области, Телецкой сельской администрации Трубчевского муниципального района Брянской области о признании права собственности на жилой дом, удовлетворить частично.
Признать за Зайкиной В.И. право собственности на жилой дом кадастровый № общей площадью 59,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
В удовлетворении исковых требований к администрации Трубчевского муниципального района Брянской области отказать.
Решение является основанием для государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества за Зайкиной В.И.
Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Брянский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Трубчевский районный суд.
Судья Л.В. Лагуточкина
Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ