Судья Зубков Г.А. дело № 21-123/2022
(№ дела суда первой инстанции 12-478/2022)
Р Е Ш Е Н И Е
17 ноября 2022 года город Майкоп
Судья Верховного суда Республики Адыгея Бзегежева Н.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Регионального отделения ДОСААФ России Республики Адыгея в лице председателя ФИО3 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора от 20 января 2022 года № на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 09 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Регионального отделения ДОСААФ России Республики Адыгея,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора от 20.01.2022 № Региональное отделение ДОСААФ России Республики Адыгея (далее – Региональное отделение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 09.09.2022 указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба регионального отделения ДОСААФ России Республики Адыгея - без удовлетворения.
В настоящее время в Верховном суде Республики Адыгея председатель Регионального отделения ДОСААФ России Республики Адыгея обжалует указанные акты должностного лица и судьи городского суда по доводам поданной жалобы, которые просит отменить и производство по делу прекратить.
В жалобе заявитель ссылается на то, что Региональное отделение ДОСААФ России Республики Адыгея не является владельцем аэродрома «Октябрьский», им является ДОСААФ России. Полагает, что заявку о постановке объекта на учет подает то лицо, которое его непосредственно использует (эксплуатирует). Указывает на то, что Региональное отделение ДОСААФ России Республики Адыгея не является собственником аэродрома Майкоп (Октябрьский), не является владельцем воздушных судов, размещенных на указанном аэродроме, не осуществляет хозяйственной деятельности на данном аэродроме, не осуществляет эксплуатацию аэродрома и в соответствии со сведениями ЕГРЮЛ не может осуществлять виды деятельности связанные с эксплуатацией аэродромов и воздушных судов, а потому не подлежит привлечению к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях основан на неверном толковании норм права.
В судебном заседании защитник Регионального отделения ДОСААФ России Республики Адыгея по доверенности ФИО4 поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил отменить постановление должностного лица, решение суда первой инстанции и прекратить производство по делу.
В судебное заседание представитель Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление), будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился. В письменном ходатайстве государственный инспектор Управления ФИО5 просила провести судебное заседание в отсутствие представителя Управления, так как не имеет возможности направить на судебное заседание своего представителя в связи с запланированными ранее служебными контрольно-надзорными мероприятиями.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав явившегося в судебное заседание защитника Регионального отделения ДОСААФ России Республики Адыгея, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды») государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
В силу пункта 1 статьи 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Пунктом 2 статьи 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определено, что постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
В соответствии со статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 01.10.2021 начальником отдела государственного надзору в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора по Республике Адыгея ФИО6 проведено выездное визуальное обследование аэродрома «Октябрьский», находящегося на земельном участке с кадастровым номером № в ходе которого установлено, что на указанном земельном участке расположена стоянка воздушных судов в количестве трех единиц. Под открытым небом на земельном участке, покрытым травяной растительностью, имеются хозяйственные и административные здания, установлен шлагбаум с логотипом аэродрома.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 23.11.2018, с 02.12.2010 правообладателем земельного участка с кадастровым номером № на праве постоянного бессрочного пользования является Региональное отделение общероссийской общественно- государственной организации ДОСААФ России Республики Адыгея.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации от 30.12.2013 №, аэродром «Октябрьский» начал осуществлять деятельность в декабре 2013 года.
Таким образом, обязанность по информированию Южного межрегионального управления Росприроднадзора об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду возложена на Региональное отделение общероссийской общественно-государственной организации ДОСААФ России Республики Адыгея.
Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении послужил выявленный в ходе обследования факт отсутствия на государственном учете и неподача соответствующей заявки о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, находящегося на земельном участке с кадастровым номером № а именно аэродрома «Октябрьский».
Данное обстоятельство явилось основанием для вынесения старшим государственным инспектором Южного межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО6 постановления от 20.01.2022 № о признании юридического лица - Регионального отделения общероссийской общественно- государственной организации ДОСААФ России Республики Адыгея виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Факт совершения Региональным отделением ДОСААФ России Республики Адыгея указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются следующими доказательствами, в том числе, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 23.11.2021 № №; заданием на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 29.09.2021 №; приказом «О проведении выездного обследования» от 29.09.2021 №; актом выездного обследования от 01.10.2021 №; фототаблицей к акту обследования; выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 19.11.2021 № № приказами «Об итогах перевода авиационной и парашютной техники, средств наземного обслуживания полётов, средств связи и радиотехнического обеспечения полётов на зимний период эксплуатации» от 16.11.2021 №, от 20.11.2020 №, от 15.11.2019 №, от 19.11.2018 №, от 17.11.2017 №; актом проверки АНО ДПО «Майкопский АСК ДОСААФ России» от 29.11.2021; выпиской из протокола Бюро Президиума Центрального совета ДОСААФ России от 01.06.2011 №; свидетельством о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации № от 30.12.2018; протоколом об административном правонарушении №-Ф от 13.01.2022 и иными материалами дела.
Указанные доказательства оформлены должностными лицами в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения в ходе проведения обследования аэродрома «Прогресс», расположенный по адресу <адрес>, на прилегающей территории земельного участка с кадастровым номером № прилегающей территории аэродрома «Энем», расположенного в границах земельного участка с координатами – <данные изъяты> расположенный между земельными участками с кадастровыми номерами № и №; аэродрома «Октябрьский», расположенный по адресу: <адрес>, вдоль границ земельного участка с кадастровым номером № без проникновения на территорию, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Сведениями о фальсификации доказательств суд апелляционной инстанции не располагает, вопросы о признании доказательств сфальсифицированными разрешаются в ином судебном порядке, предусмотренном Уголовно-процессуального кодекса российской Федерации, тогда как сведений о подаче соответствующих заявлений в порядке статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса российской Федерации суду апелляционной инстанции не представлено.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, вместе с тем, материалы настоящего дела не содержат доказательств, подтверждающих тот факт, что учреждением приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, ссылок на такие доказательств также не содержат и доводы поданной жалобы, тогда как материалы рассматриваемого дела свидетельствуют о том, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства у учреждения имелась, однако оно бездействовало, что указывает на его вину.
Региональное отделение ДОСААФ России Республики Адыгея, являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае учреждением сделано не было.
Постановление от 20.01.2022 № 08-01-04-Ф-1, которым Региональное отделение ДОСААФ России Республики Адыгея признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа, вынесено уполномоченным на то должностным лицом – старшим государственным инспектором Российской Федерации по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора, с соблюдением установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел, с участием представителя организации (начальника отдела Регионального отделения ДОСААФ России Республики Адыгея ФИО1), копия его получена ею на руки, что подтверждено документально (л.д. 36).
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей городского суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, они обоснованно приняты и положены в основу выводов по делу, что нашло свое отражение в решении суда, которое мотивировано, отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи городского суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины Регионального отделения ДОСААФ России Республики Адыгея в его совершении.
Довод жалобы заявителя о том, что Региональное отделение ДОСААФ России Республики Адыгея не является владельцем аэродрома «Октябрьский», им является ДОСААФ России, в связи с чем заявку о постановке объекта на учет подает то лицо, которое его непосредственно использует (эксплуатирует), подлежит отклонению как несостоятельный, который также являлся предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно судом отклонен.
Как следует из материалов дела, а именно из постановления о назначении административного наказания № № от 20.01.2022 (том № 1 л.д. 24-36) представитель Регионального отделения ДОСААФ России Республики Адыгея (начальник отдела ФИО8 при ознакомлении с постановлением с назначенным наказанием Региональному отделению согласилась, о чем расписалась в постановлении о назначении учреждению административного наказания поставив отметку «с нарушением согласна» (том № 1 л.д. 34).
Иные доводы жалобы стороны защиты также не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение, санкция которого предусматривает административный штраф в значительном размере.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с обжалуемыми актами должностного лица и судьи районного суда, не является основанием к отмене постановления и решения, вынесенных с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции статьи 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера правонарушения, степени общественной опасности, имущественного положения виновного юридического лица, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, в данном случае не установлено.
Доказательств невозможности исполнения такого наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на учреждение административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение прав учреждения.
При этом, законный представитель Регионального отделения ДОСААФ России Республики Адыгея не лишен возможности обратиться с заявлением в порядке статьи 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принцип презумпции невиновности соблюден, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов должностного лица административного органа и решения судьи городского суда, в том числе по доводам поданной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора от 20 января 2022 года № решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 09 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении регионального отделения ДОСААФ России Республики Адыгея, оставить без изменения, жалобу Регионального отделения ДОСААФ России Республики Адыгея в лице председателя ФИО3 - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея Н.Ш. Бзегежева