Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
11 апреля 2024 года с.Оса
Осинский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего Русаковой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Халбаевой Н.Е., с участием представителя истца – помощника прокурора Осинского района Балдыхановой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-133/2024 по исковому заявлению прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Осинского муниципального района о возложении обязанности сформировать перечень земельных участков в соответствии с образовавшейся очередью в целях однократного бесплатного предоставления гражданам для индивидуального жилищного строительства с учетом требований законодательства об обеспеченности данных участков инженерной и транспортной инфраструктурой,
установил:
прокурор Осинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Осинского муниципального района о возложении обязанности сформировать и утвердить перечень земельных участков, предназначенных для льготной категории граждан для бесплатного предоставления в соответствии с Законом Иркутской области от 28.12.2015 № 146-03 «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан», в обоснование указав следующее.
Прокуратурой Осинского района по обращению ФИО2 проведена проверка исполнения земельного законодательства в сфере обеспечения льготной категории граждан земельными участками.
В ходе проведения проверки установлено, что в администрации Осинского муниципального района на учете граждан, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с Законом Иркутской области от 28.12.2015 № 146-03 «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» (далее - Закон Иркутской области № 146-03), состоит 106 многодетные семьи, состоящие из родителей (усыновителей, опекунов или попечителей) или единственного родителя (усыновителя, опекуна или попечителя), трех или более детей, в том числе детей, находящихся под опекой или попечительством, не достигших возраста 18 лет на дату подачи заявления о постановке на земельный учет (далее - многодетная семья), кроме того, на учете состоят иные социально уязвимые категории граждан -3 участника боевых действий, 18 – инвалиды, 27 – работники государственных и муниципальных учреждений, 8-работники сельского хозяйства.
Также в ходе проверки установлено, что на территории Осинского района земельные участки для предоставления многодетным семьям и иным категориям граждан, имеющим право на получение земельного участка бесплатно, не сформированы.
Администрацией Осинского муниципального района информирование населения через средства массовой информации о сформированных земельных участках осуществлено не было, в связи с их отсутствием.
Количество земельных участков возможных для предоставления многодетным семьям несоразмерно количеству многодетных семей и иных категорий граждан, состоящих на учете, надлежащих мер для формирования достаточного количества земельных участков для предоставления в соответствии с образовавшейся очередью, ОУМИ администрации района не принимается
Согласно п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Бездействием администрации Осинского муниципального района, которая не сформировала земельные участки для бесплатного предоставления гражданам, а также не утвердила перечни земельных участков для бесплатного предоставления гражданам, нарушены права жителей Осинского района в сфере земельного законодательства и законодательства о социальной защите населения.
На основании изложенного, истец просит: 1) обязать администрацию Осинского муниципального района сформировать земельные участки площадью от 0,04 га до 0,2 га, утвердить перечень земельных участков, предназначенных для льготной категории граждан для бесплатного предоставления в соответствии с Законом Иркутской области от 28.12.2015 № 146-03 «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» по истечении 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда. 2) Обязать администрацию Осинского муниципального района в целях информирования граждан о наличии земельных участков, предлагаемых для приобретения в собственность бесплатно, разместить их в местах, являющихся источниками официального опубликования по истечении 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
10.04.2024 от истца поступили уточнения к исковому заявлению, в котором просит:
1) Возложить на администрацию Осинского муниципального района обязанность сформировать перечень земельных участков, в соответствии с образовавшейся очередью в целях однократного бесплатного предоставления гражданам для индивидуального жилищного строительства с учетом требований законодательства об обеспеченности данных участков инженерной и транспортной инфраструктурой, в срок по истечении 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда; 2) Обязать администрацию Осинского муниципального района в целях информирования граждан о наличии земельных участков, предлагаемых для приобретения в собственность бесплатно, разместить их в местах, являющихся источниками официального опубликования по истечении 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании представитель истца Балдыханова К.А. исковые требования поддержала, суду дала пояснения, аналогичные изложенному в исковом заявлении, просила удовлетворить в полном объеме с учетом уточненных исковых требований.
Представитель ответчика - администрации Осинского муниципального района Панчуков А.И. надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, что с исковыми требованиями согласны.
В силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Поскольку участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о возможности рассмотрения дела при данной явке, поскольку неявка не является препятствием к разбирательству дела.
Заслушав объяснения представителя истца, учитывая согласие ответчика с исковыми требованиями, всесторонне исследовав доказательства, представленные по рассмотрению иска сторонами в соответствии со ст.ст.56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч.2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
На основании пп.6, пп.7 ст.39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления:
земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно;
земельного участка иным не указанным в пп.6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно п.3 ч.1 ст.10 Устава Осинского муниципального района, к вопросам местного значения Осинского муниципального района отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Осинского муниципального района.
В Иркутской области принят Закон от 28.12.2015 № 146-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» (далее Закон № 146-ОЗ), определяющий случаи бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Иркутской области или в муниципальной собственности (далее - земельные участки), в собственность граждан, в том числе граждан, имеющих трех и более детей, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно (далее - земельный учет), порядок снятия граждан с земельного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в предоставлении земельных участков гражданам в собственность бесплатно, предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно.
Статьей 6 Закона № 146-ОЗ установлен порядок предоставления земельных участков в собственность бесплатно, включающий в себя следующие стадии:
1) подготовка уполномоченным органом схемы расположения земельного участка, в случае если не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок;
2) формирование перечней земельных участков, которые должны содержать информацию о местоположении, площади, территориальных зонах, видах разрешенного использования земельных участков, категории земель, а также координаты земельных участков, информацию об обеспеченности или условиях обеспечения земельного участка сетями инженерно-технического обеспечения, электрическими сетями;
3) выбор земельного участка гражданами, состоящими на земельном учете;
4) подача гражданами, состоящими на земельном учете, в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно;
5) принятие уполномоченным органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно;
6) обеспечение гражданами, состоящими на земельном учете, выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка;
7) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка;
8) подача гражданами, состоящими на земельном учете, заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно;
9) принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.
В целях формирования перечней земельных участков уполномоченный орган вправе обеспечивать выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельных участков.
Перечни земельных участков в указанном случае должны содержать информацию о кадастровых номерах земельных участков.
Правом на получение земельного участка, включенного в перечень земельных участков, обладают исключительно граждане, состоящие на земельном учете.
В целях информирования граждан о наличии земельных участков, предлагаемых для приобретения в собственность бесплатно, в соответствии со ст.6 Закона Иркутской области №146-ОЗ, соответствующие органы местного самоуправления формируют и утверждают перечни земельных участков предназначенных для предоставления в собственность бесплатно гражданам, а также размещают перечни на официальном сайте уполномоченного органа.
Исходя из изложенного, администрация Осинского муниципального района обладает полномочиями по предоставлению земельных участков гражданам, состоящим на земельном учете, и должна выполнять требования законодательства в сфере земельных правоотношений.
Из представленной администрацией Осинского муниципального района информации от 01.02.2024 следует, что на территории Осинского муниципального района имеется 106 многодетных семей, 3 участника боевых действий, граждан инвалидов - 18, 27 – работники государственных и муниципальных учреждений, 8 - работники сельского хозяйства. Свободных сформированных земельных участков для предоставления многодетным семьям и иным социально уязвимым категориям граждан у администрации Осинского муниципального района нет (л.д. 5).
Таким образом, судом достоверно установлено, что на 01.02.2024 года на учете в администрации Осинского муниципального района в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, состоят 106 многодетных семей, 3 участника боевых действий, 18 граждан инвалидов, 27 – работники государственных и муниципальных учреждений, 8 - работники сельского хозяйства, земельные участки не сформированы, что указывает на нарушение требований закона Иркутской области от 28.12.2015 № 146-ОЗ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них как федеральным законодательством, так и законом Иркутской области, и на защиту прав жителей Осинского муниципального района, а также неопределенного круга лиц.
При этом требования прокурора не ущемляют самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а лишь направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности.
Учитывая вышеизложенное, заявленные прокурором Осинского района Иркутской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что установление срока исполнения решения суда должно способствовать реальному исполнению решения суда, и полагает разумным и достаточным для исполнения возложенных на ответчика обязанностей установить срок 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В силу п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве ответчиков, освобождены от уплаты госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Осинского муниципального района о возложении обязанности сформировать перечень земельных участков в соответствии с образовавшейся очередью в целях однократного бесплатного предоставления гражданам для индивидуального жилищного строительства с учетом требований законодательства об обеспеченности данных участков инженерной и транспортной инфраструктурой – удовлетворить.
Возложить на администрацию Осинского муниципального района (...) обязанность сформировать перечень земельных участков в соответствии с образовавшейся очередью в целях однократного бесплатного предоставления гражданам для индивидуального жилищного строительства с учетом требований законодательства об обеспеченности данных участков инженерной и транспортной инфраструктурой.
В целях информирования граждан о наличии земельных участков, предлагаемых для приобретения в собственность бесплатно, возложить на администрацию Осинского муниципального района (...) обязанность разместить указанный перечень земельных участков в местах, являющихся источниками официального опубликования.
Установить ответчику администрации Осинского муниципального района для исполнения решения срок 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Об исполнении решения суда сообщить прокурору и в суд, принявший решение, в течение месяца со дня исполнения решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда через Осинский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Осинского районного суда Е.В. Русакова