Дело № 2-4235/2023
11RS0005-01-2023-005310-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Берниковой Е.Г.,
при секретаре Шишикиной Т.И.,
с участием ответчика Шаповаловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 19.09.2023 гражданское дело по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми к Шаповаловой А.А. о признании недействительным государственного сертификата на материнский (семейный) капитал,
установил:
ОCФР по Республике Коми обратился в суд с иском к Михеевой (после перемены фамилии Шаповаловой) А.А. о признании недействительным государственного сертификата на материнский (семейный) капитал ...., выданного УПФР в г.Ухте Республики Коми (межрайонное) 18.03.2021, в обоснование требований указав, что Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" предусмотрено право женщин, родившие второго ребенка, начиная с 01.01.2007, на дополнительные меры государственной поддержки. Ответчик обратилась к правопредшественнику истца 16.03.2021 с заявлением о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением С.М., <...> г. рождения, М.А., <...> г. рождения, и ответчику был выдан спорный государственный сертификат. 05.06.2022 ответчиком было подано заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, при проверке которого подтверждена информация о лишении ответчика родительских прав в отношении Г.С., <...> г. рождения, Г.Т., <...> г. рождения решением "..." от 27.05.2009, вступившим в законную силу 16.06.2009, и истцом отказано ответчику в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала. Наличие выданного ответчику спорного сертификата препятствует реализации прав ребенка ответчика на дополнительные меры государственной поддержки.
В судебное заседание истец, извещенный надлежащим образом, представителя не направил, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в письменном заявлении на исковых требованиях настаивал.
Суд с учетом мнения ответчика и положений ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
Ответчик с исковыми требованиями не согласилась, полагала, что имеет право на средства материнского (семейного) капитала.
Выслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Установлено материалами дела и не оспаривается ответчиком, что последняя является матерью Г.С., <...> г. рождения, Г.Т., <...> г. рождения, С.М., <...> г. рождения, М.А., <...> г. рождения.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон N 256-ФЗ), в редакции, действовавшей на дату выдачи спорного сертификата, было предусмотрено, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: 1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.; 2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; 3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г.; 4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 г.; 5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 г.
Согласно п.3 ст.2 Федерального закона N 256-ФЗ государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.
Ответчик обратилась к правопредшественнику истца УПФР в г.Ухте Республики Коми (межрайонное) 16.03.2021 с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, указав только двоих младших детей, а также что родительских прав она не лишалась.
18.03.2021 УПФР в г.Ухте Республики Коми (межрайонное) ответчику выдан спорный государственный сертификат на материнский (семейный) капитал МК .....
В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона N 256-ФЗ право женщин на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и переходит к иным лицам (отцу ребенка либо самому ребенку) в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.
Частью 4 статьи 3 Федерального закона N 256-ФЗ предусмотрено, что в случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с частью 3 этой же статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, оставил ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, дал письменное согласие на усыновление ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки (за исключением согласия на его усыновление мачехой), совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности и повлекшее за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.
Пунктом 1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что право на дополнительные меры государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала возникает у женщины, родившей двух и более детей начиная с 1 января 2007 г. или первого ребенка начиная с 1 января 2020 г., однократно. На это обстоятельство указано в п.10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.12.2022.
Решением "..." по гражданскому делу № ...., вступившим в законную силу, ответчик лишена родительских прав в отношении Г.С., <...> г. рождения, Г.Т., <...> г. рождения.
Следовательно, право на дополнительные меры государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала, возникшее у ответчика в связи с рождением Гуровой Т.М., у ответчика прекратилось и не возникает повторно в связи с рождением С.М., <...> г. рождения, М.А., <...> г. рождения, так как это не предусмотрено Федеральным законом N 256-ФЗ
Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного в части 4 статьи 3, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 статьи 3, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 этой статьи (часть 5 статьи 3 Федерального закона N 256-ФЗ).
Однако принадлежность ответчику спорного сертификата препятствует реализации права на дополнительные меры государственной поддержки Г.С., <...> г. рождения, Г.Т., <...> г. рождения, в отношении которых ответчик являлась одинокой матерью.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми удовлетворить.
Признать недействительным государственный сертификат на материнский (семейный) капитал ...., выданный УПФР в г.Ухте Республики Коми (межрайонное) 18.03.2021 Михеевой А.А.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения 26.09.2023.
Судья Е.Г.Берникова