Судебный акт #1 (Решение) по делу № 07-1155/2020 от 07.09.2020

Судья Латкина Е.В. дело № 07р-1155/2020

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 8 октября 2020 года

Судья Волгоградского областного суда Язынина С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя - генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Волгоградская АгроПромышленная Компания» Акименко Александра Васильевича на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия от 18 июня 2020 года №08/2-07-182/2020/05/06/11/410000, решение судьи Еланского районного суда Волгоградской области от 17 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Волгоградская АгроПромышленная Компания» (далее ООО «ВАПК», общество),

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия №08/2-07-182/2020/05/06/11/410000 от 18 июня 2020 года ООО «ВАПК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 410 000 рублей.

Решением судьи Еланского районного суда Волгоградской области от 17августа 2020 года постановление должностного лица изменено, размер административного штрафа снижен до 205000 рублей.

В жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, законный представитель ООО «ВАПК» просит отменить акты, вынесенные в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, производство по делу прекратить, приводя доводы о том, что плановый (рейдовый) осмотр земельного участка не является формой земельного надзора, по результатам которого может быть возбуждено производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем считает акт планового (рейдового) осмотра недопустимым доказательством. Также указывает на нарушение срока составления протокола об административном правонарушении.

В судебное заседание законный представитель ООО «ВАПК», в отношении которого вынесено постановление по делу, Акименко А.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, не явился, об отложении судебного заседания не просил.

В судебное заседание явились защитник ООО «ВАПК» Кулясов В.С., который доводы жалобы поддержал, представитель должностного лица, вынесшего постановление, ФИО, который просил в удовлетворении жалобы отказать.

Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав Кулясова В.С., ФИО, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

В соответствии со статьёй 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В силу подпунктов 1, 3 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения и защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Согласно статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Регулирование обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (далее Федеральный закон от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ).

Согласно статьи 1 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ плодородие земель сельскохозяйственного назначения - это способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений.

Статьёй 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ установлено, что собственники, владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков обязаны, в том числе осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

То есть, в силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями и обязанность по проведению соответствующих мероприятий возложена на собственников, землепользователей сельскохозяйственных земель.

Как следует из материалов дела, ООО «ВАПК» является арендатором и собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № <...>.

7 ноября 2019 года на основании приказа № 442 от 8 октября 2019 года проведен плановый (рейдовый) осмотр земельных участков в кадастровом квартале № <...>, в ходе которого установлено зарастание сорной растительностью (цикорий, осот полевой, полынь, пырей ползучий, мятлик луговой, чернобыльник) земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, на площади 3.8989 га. При этом следы выпаса животных, сенокошения и иной сельскохозяйственной деятельности отсутствуют.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: копией приказа №422 от 8 октября 2019 года с приложением (л.д. 20-23); копией задания от 15 октября 2019 года (л.д.24-25); копией акта планового (рейдового) осмотра № ВО 000166/11 от 7 ноября 2019 года с приложением (л.д. 25-38); копией выписок из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером № <...> (л.д. 39-80); копией выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО «ВАПК» (л.д. 81-85); протоколом об административном правонарушении №08/2-07-182/2020 (л.д. 112-115) и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что обществом не выполнялись обязательные мероприятия по защите земель сельскохозяйственного назначения от зарастания деревьями и сорной травянистой растительностью, вследствие чего ООО «ВАПК» обоснованно привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Таким образом, действия ООО «ВАПК» квалифицированы по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод жалобы о том, что плановый (рейдовый) осмотр земельного участка не является формой земельного надзора, по результатам которого может быть возбуждено производство по делу об административном правонарушении, состоятельным признать нельзя.

Согласно пункту 1 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

В статье 2 Федерального закона 26 декабря 2008 года № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ) определено понятие государственного контроля (надзора) как деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), в числе прочего посредством проведения мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Мероприятиями по контролю, в числе прочего, являются действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля по проведению плановых (рейдовых) осмотров земельных участков.

Из части 1 статьи 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ следует, что к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее по тексту цитируемых норм - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся, в числе иных, плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 данного закона.

Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 2 статьи 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ).

Статьей 13.2 названного Федерального закона определено, что плановые (рейдовые) осмотры, обследования, в числе прочего земельных участков проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

Приказом Минсельхоза России от 16 октября 2015 года № 475 утвержден Порядок оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований и оформления результатов таких плановых (рейдовых) осмотров, обследований (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 3 Порядка плановые (рейдовые) осмотры, обследования проводятся должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора и фитосанитарного контроля Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и (или) ее территориальных органов (далее - Россельхознадзор и территориальные органы).

Согласно пункту 2 данного Порядка предметом плановых (рейдовых) осмотров является выявление признаков нарушения законодательства Российской Федерации, в том числе невыполнение требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.

По результатам плановых (рейдовых) осмотров, обследований должностными лицами, проводящими плановые (рейдовые) осмотры, обследования, составляется акт планового (рейдового) осмотра, обследования (далее - Акт) в двух экземплярах на бумажном носителе (пункт 8 Порядка)

В Акте указываются сведения о результатах планового (рейдового) осмотра, обследования, об отборе образцов и направлении их на исследование, в том числе о выявленных признаках нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, либо подкарантинных объектах (подпункт 6 пункта 9 Порядка).

В данном случае факт нарушения выявлен должностным лицом Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия в рамках мероприятий по контролю - проведения плановых (рейдовых) осмотров земельных участков.

Непосредственное обнаружение должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, послужило поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, что согласуется с требованиями пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обнаруженные в ходе проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушения в силу части 2 статьи 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ могли являться поводом для назначения внеплановой проверки.

Вместе с тем то обстоятельство, что по результатам соответствующего мероприятия было возбуждено дело об административном правонарушении, требованиям закона не противоречит. Обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий должностных лиц в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушений должностным лицом Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия не допущено.

Изложенное не противоречит правовой позиции, выраженной Верховным Судом Российской Федерации в постановлениях от 1 декабря 2017 года № 80-АД17-5, от 8 мая 2018 года № 44-АД18-5.

Вопреки доводам жалобы, нарушение установленного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока составления протокола об административном правонарушении не является существенным нарушением, поскольку этот срок не является пресекательным, и не исключает производство по делу об административном правонарушении.

Срок давности и порядок привлечения ООО «ВАПК» к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено ООО «ВАПК» в пределах санкции части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, размер административного штрафа правомерно снижен судьей районного суда с применением положений части 3.2 статьи 4.1 данного Кодекса.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

При таких обстоятельствах правовые основания для удовлетворения жалобы законного представителя общества и отмены постановления должностного лица и судебного решения отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия №08/2-07-182/2020/05/06/11/410000 от 18 июня 2020 года, решение судьи Еланского районного суда Волгоградской области от 17 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Волгоградская АгроПромышленная Компания» оставить без изменения, а жалобу законного представителя - генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Волгоградская АгроПромышленная Компания» Акименко Александра Васильевича - без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу 8 октября 2020 года и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Волгоградского

областного суда С.Г. Язынина

07-1155/2020

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ООО "Волгоградская АгроПромышленная Компания"
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Язынина Светлана Геннадьевна
Статьи

ст. 8.7 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--vol.sudrf.ru
08.09.2020Материалы переданы в производство судье
08.10.2020Судебное заседание
12.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.10.2020Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее