Дело № 2-192/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июня 2017 года п.г.т. Погар
Погарский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Лаптейкова О.М.,
при секретаре Черковец Т.В.,
с участием помощника прокурора Погарского района Брянской области Титоревской Л.В.,
представителя ответчика – администрации Погарского района Брянской области – Соболь О.И., действующей на основании доверенности № от 27.02.2017 г.,
представителя ответчика – Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад комбинированного вида №4 пгт.Погар – Любишиной Т.А., действующей на основании Устава,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Погарского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Погарского района Брянской области, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению – детский сад комбинированного вида №4 пгт.Погар о понуждении к совершению действий по установке системы видеонаблюдения в здании образовательного учреждения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Погарского района Брянской области обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой Погарского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в деятельности МБДОУ – детский сад комбинированного вида №4 пгт.Погар, в ходе которой установлены нарушения Федерального закона от 29.12.2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06.03.2006г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Из материалов проверки следует, что в нарушение действующего законодательства МБДОУ – детский сад комбинированного вида №4 пгт.Погар не оборудовано системой видеонаблюдения.
Согласно п. 1.6 Устава, утвержденного постановлением администрации Погарского района № 753 от 17.12.2015г., учредителем и собственником имущества МБДОУ – детский сад комбинированного вида №4 пгт.Погар является муниципальное образование «Погарский район».
Нарушение антитеррористического законодательства является реальной угрозой жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае угрозы совершения террористического акта, так как отсутствие системы видеонаблюдения, кнопки экстренного вызова полиции, организации охраны отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, а также постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, что может способствовать совершению противоправных действий в отношении воспитанников.
В силу вышеизложенного прокурор просит обязать администрацию муниципального образования «Погарский район» обеспечить финансирование мероприятий по установке системы видеонаблюдения в здании МБДОУ – детский сад комбинированного вида №4 пгт.Погар, расположенном по адресу: Брянская область, Погарский район, пгт.Погар, ул. 2-й Квартал, д.13 А; обязать МБДОУ – детский сад комбинированного вида №4 пгт.Погар установить систему видеонаблюдения в здании образовательного учреждения.
В судебном заседании помощник прокурора Погарского района Брянской области Титоревская Л.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации Погарского района Брянской области – Соболь О.И., исковые требования признала. При этом указала, что бюджетные ассигнования на приобретение систем видеонаблюдения и их установку в образовательных учреждениях не были предусмотрены в бюджете Погарского района на 2017 год.
Представитель ответчика – МБДОУ – детский сад комбинированного вида №4 пгт.Погар – Любишина Т.А., исковые требования признала, пояснила, что неоднократно обращалась в администрацию Погарского района Брянской области и Управление образования администрации Погарского района Брянской области с просьбой обеспечить финансирование мероприятий по установке системы видеонаблюдения в здании детского сада.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992г. № 2202-1, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Аналогичное положение содержится в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, орган местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006г. N 35-ФЗ, принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009г. N 384-ФЗ, для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: 1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные науменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; 2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно пункту 5.39 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 г. N 635/10для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».
Согласно п. 6.48СНиП 31-06-2009, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Из приложения «В» к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Как установлено судом, МБДОУ – детский сад комбинированного вида №4 пгт.Погар является объектом с массовым пребыванием людей, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Прокуратурой Погарского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в деятельности МБДОУ – детский сад комбинированного вида №4 пгт.Погар, в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и установлено, что система видеонаблюдения в здании детского сада не установлена.
В соответствии с п. 6.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 113-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. 2 и 15 ч. 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 той же нормы Закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г. «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г., расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Из содержания пунктов 6.44 и 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения», действующего с 01.01.2013, утвержденного в целях обеспечения исполнения требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», следует, что в качестве обязательного требования, предъявляемого в целях комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся при проведении капитального ремонта общественных зданий, также предусмотрено размещении на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, согласно п. 1.6 Устава, утвержденного постановлением администрации Погарского района № 753 от 17.12.2015г., учредителем и собственником имущества МБДОУ – детский сад комбинированного вида №4 пгт.Погар является муниципальное образование «Погарский район».
Исходя из конкретных обстоятельств дела, вышеприведенных норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
В связи с чем, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчиков обязанности по оборудованию здания МБДОУ – детский сад комбинированного вида №4 пгт.Погар системой видеонаблюдения, поскольку выполнение указанных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности.
Ссылка представителя ответчика на сформированность бюджета на очередной финансовый год и отсутствие в бюджете финансовых средств на указанные цели не может являться основанием для освобождения от исполнения требований законодательства о противодействии терроризму и от обязанности разрешать вопросы местного значения, отнесенные к ее компетенции Федеральным законом от 06.10.2003г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что установление трехмесячного срока по принятию мер для обеспечения финансирования мероприятий по установке системы видеонаблюдения, а в последующем месячного срока для установки систем видеонаблюдения является разумным. В противном случае затягивание реального исполнения решения суда будет противоречить не только общим целям правосудия, но и нарушать права граждан, гарантированные Конституцией РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Погарского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Погарского района Брянской области, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению – детский сад комбинированного вида №4 пгт.Погар о понуждении к совершению действий по установке системы видеонаблюдения в здании образовательного учреждения - удовлетворить.
Обязать администрацию Погарского района Брянской области обеспечить финансирование мероприятий по установке системы видеонаблюдения в здании Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад комбинированного вида №4 пгт.Погар, расположенном по адресу: Брянская область, Погарский район, пгт.Погар, ул. 2-й Квартал, д.13 А в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №4 пгт.Погар установить систему видеонаблюдения в здании образовательного учреждения в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Погарский районный суд в течение месяца.
Судья О.М. Лаптейков