Судья Миничихин Д.И. Дело № 7а-685/2022
РЕШЕНИЕ
2 декабря 2022 года город Новосибирск
Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Чунаревой Н.А. – Дубкова В.А. на постановление судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска от 22 апреля 2022 года,
установил:
6 марта 2022 года УУП ОУУП и ПДН отдела полиции №6 «Октябрьский» Управления МВД России по городу Новосибирску Иващенко К.В. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Чунаревой Н.А.
Дело об административном правонарушении передано для рассмотрения в Октябрьский районный суд города Новосибирска.
Постановлением судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска от 22 апреля 2022 года Чунарева Н.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
На постановление районного суда защитником Чунаревой Н.А. – Дубковым В.А. подана жалоба в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.1 КоАП РФ, в которой он просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, вызвать представителя прокуратуры для поддержания обвинения по делу об административном правонарушении, а также допросить в качестве свидетелей сотрудников полиции.
Указывает, что протоколом об административном правонарушении Чунаревой Н.А. вменяется участие в несогласованном публичном мероприятии, тогда как частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности.
Обращает внимание, что положениями Конституции Российской Федерации и нормами международного права закреплено право каждого на свободу мирных собраний. Указанные положения согласуются с нормами международного права. Губернатор Новосибирской области не имеет права принимать нормативные акты, которые ограничивают права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции Российской Федерации.
Указывает, что участие Чунаревой Н.А. в публичном мероприятии не зафиксировано на представленных в деле видеозаписях, а подтверждается лишь рапортом сотрудника полиции, который очевидцем событий не являлся.
Ссылается на незаконное применение мер обеспечения производства по делу в виде доставления и длительного удержания в отделе полиции. Протокол об административном правонарушении получен с нарушением закона и не является допустимым доказательством.
Жалоба подана в установленный статьей 30.3 КоАП РФ срок, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Согласно требованиям части 2 статьи 25.11 КоАП РФ прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора. Настоящее дело не относится к вышеперечисленным категориям дел, в связи с чем его рассмотрение в отсутствие прокурора не является нарушением процессуальных требований КоАП РФ, в том числе нарушением равноправия и состязательности сторон, ходатайство о вызове прокурора удовлетворению не подлежит.
Изучив доводы жалобы, проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, дополнительную жалобу защитника, заявившего об отмене правил поведения, нарушение которых вменяется Чунаревой Н.А., прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 239, от 11 мая 2020 года № 316, Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2020 года № 417, положений Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) уполномочены разрабатывать и реализовывать комплекс ограничительных и иных мероприятий, в том числе принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение данных правил поведения могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 18 марта 2020 года № 72-п на территории Новосибирской области с 14 часов 18 марта 2020 года введен режим повышенной готовности.
Пунктом 3 данного постановления (в редакции, действующей на момент выявления правонарушения) в целях предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации на территории Новосибирской области приостановлено проведение публичных, массовых мероприятий с участием граждан, оказание соответствующих услуг, кроме мероприятий, проводимых в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Новосибирской области на уличных оборудованных сценических площадках, посвященных государственным праздникам, дням воинской славы и памятным датам России.
В силу подпункта 2 пункта 1 постановления Губернатора Новосибирской области № 48 от 31 марта 2020 года «Об отдельных ограничительных мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения» (в редакции, действующей на момент выявления правонарушения) гражданам, находящимся на территории Новосибирской области, предписано отказаться от посещения массовых мероприятий (в том числе деловых, культурных, развлекательных и спортивных), воздерживаться от посещения мест массового скопления людей.
Таким образом, в отношении граждан, находящихся на территории Новосибирской области, были установлены правила поведения, запрещающие проведение несогласованных публичных, массовых мероприятий, а также предписывающие отказаться от посещения таких мероприятий.
В данном случае, запрет на проведение любых несогласованных публичных, массовых мероприятий был связан с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и обусловлен ограничительными мерами, направленными на защиту здоровья населения и предотвращение массового распространения коронавирусной инфекции.
Правовое значение имеет не совершение лицом конкретных действий как участником публичного мероприятия в соответствии с нормами Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а невыполнение лицом правил поведения о запрете посещения места проведения публичного мероприятия или участия в нем.
Как следует из материалов дела, 6 марта 2022 года в период времени с 14-00 до 14-20 <адрес>, Чунарева Н.А. не выполнила вышеуказанные правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, а именно принимала участие в несогласованном публичном мероприятии в форме митинга, проводимого гражданами в количестве более 30 человек.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Чунаревой Н.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении; рапортами сотрудников полиции Иващенко К.В., Гуторова Д.А. по обстоятельствам выявления административного правонарушения в действиях Чунаревой Н.А.; видеозаписями от 6 марта 2022 года; протоколами о доставлении и личном досмотре и иными доказательствами.
Всем представленным доказательствам судьей районного суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ дана надлежащая оценка, с которой соглашаюсь.
Доводы защитника о том, что Чунарева Н.А. не принимала участия в массовом публичном мероприятии судьей районного суда проверены и им дана надлежащая оценка. Вопреки доводам жалобы, с учетом оценки доказательств, представленных в дело, оснований для прекращения производства в связи с отсутствием в действиях заявителя состава административного правонарушения, не имеется. Исследованными доказательствами подтверждается, что на площади им. В.И.Ленина, в Театральном сквере и на прилегающих к ним территориях, с 14 часов 6 марта 2022 года проходило массовое публичное мероприятие, в том числе в формах пикетов, митинга, шествия; группы граждан собирались в Театральном сквере, затем шли по лице Орджоникидзе, другим прилегающим улицам, неоднократно выходы с площади им. В.И. Ленина перекрывались.
Исходя из обстановки, зафиксированной на видеофайлах, публичное мероприятие было многочисленным, с участием представителей СМИ, значительного количества сотрудников полиции и спецтранспорта, массовость мероприятия была очевидна. Каких-либо пояснений о том, в связи с чем Чунарева Н.А. была доставлена с места проведения публичного мероприятия, в жалобе не содержится.
Отсутствие фиксации действий именно Чунаревой Н.А. посредством видеозаписи не свидетельствует о непричастности заявителя к описанным в протоколе об административном правонарушении событиям. Основания полагать, что Чунарева Н.А. не имела возможности избежать массового скопления людей при проведении публичного мероприятия, отсутствуют.
Применение в отношении нее мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях не повлияло на законность и обоснованность вынесенного судьей постановления. Кроме того, действия должностных лиц, связанные с применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, могут быть оспорены в ином судебном порядке.
Приведенные в жалобе доводы аналогичны доводам, которые были предметом судебной проверки, обоснованно отвергнуты по мотивам, изложенным в постановлении.
Вопреки доводам жалобы правила территориальной подсудности при рассмотрении дела Октябрьским районным судом г. Новосибирска соблюдены.
Дело рассмотрено в соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ по месту совершения правонарушения, которым в данном случае, в соответствии с правовой позицией, изложенной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 21.04.2020 (вопрос 20), является место выявления правонарушения, определяемое местом составления протокола об административном правонарушении — Октябрьский район города Новосибирска.
Вместе с тем, судебный акт в отношении Чунаревой Н.А. подлежит отмене, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ являются взаимосвязанными. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Правила поведения, предусмотренные пунктом 3 постановления Правительства Новосибирской области от 18 марта 2020 года № 72-п, признаны утратившими силу с 13 июля 2022 года в связи с принятием Правительством Новосибирской области постановления от 13 июля 2022 года № 328-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 18 марта 2020 года №72-п». Правила поведения, предусмотренные пунктом 1 Постановления Губернатора Новосибирской области от 31 марта 2020 года № 48 «Об отдельных ограничительных мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения» также признаны утратившими силу с 15 июля 2022 года в соответствии с Постановлением от 15 июля 2022 года № 125 «О внесении изменений в отдельные постановления Губернатора Новосибирской области».
С учетом изложенного, отмена правил поведения, за невыполнение которых Чунарева Н.А. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, является обстоятельством, указанным в пункте 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, и исключает производство по делу об административном правонарушении.
Материалами дела исполнение постановления о назначении административного штрафа не подтверждается.
Принимая во внимание данные положения закона, а также разъяснения, изложенные в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года (вопрос № 22), в силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ вынесенное в отношении Чунаревой Н.А. постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, с прекращением производства по делу.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 16 июня 2009 года № 9-П, лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска от 22 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Чунаревой Н.А. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобу защитника Дубкова В.А. удовлетворить частично.
Судья Ю.А. Конева