Дело 2-98/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Южа Ивановской области 13 февраля 2023 года
Палехский районный суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Соболева А.А.,
при секретаре Бурдановой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ивановского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ивановской области об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Ивановский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ивановской области об обязании привести помещения ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ивановской области в соответствие с действующим законодательством. Свои требования прокурор мотивирует тем, что в сентябре 2022 года прокуратурой проведена проверка в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ивановской области соблюдения администрацией исправительного учреждения требований законодательства в части безопасности эксплуатации зданий с массовым пребыванием людей, а также создания в указанных зданиях коммунально-бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены, санитарии и безопасности. В ходе проверки установлено: кровля здания 2 корпуса (инвентарный №, <адрес>) находится в неудовлетворительном состоянии, требует проведения ремонта, и, как следствие, на потолке и стенах помещений, расположенных внутри данного здания на втором этаже, имеются многочисленные следы протечек, отслоение лакокрасочного покрытия, грибковые образования. Таким образом, по мнению истца, администрацией ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ивановской области не выполняются в полном объеме требования уголовно-исполнительного и иного законодательства в части обеспечения прав осужденных на материально-бытовое обеспечение. Администрация исправительного учреждения не выполняет возложенные на нее обязанности, определенные статьей 13 Закона РФ от 21.07.1993 года №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Истец просит суд обязать ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ивановской области в срок до 31 августа 2024 года устранить выявленные нарушения законодательства, а именно:
выполнить ремонт крыши здания 2 корпуса (инвентарный №, расположенного по адресу: <адрес>) ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ивановской области.
выполнить косметический ремонт в палатах №3 и 4, а также в помещении проведения воспитательной работы с осужденными общежития отряда №1 (2 корпус), устранив последствия протечки кровли.
В судебное заседание представитель Ивановской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дате. времени и месте рассмотрения дела.
Представитель ответчика - ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ивановской области, будучи надлежащим образом извещенным, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица – УФСИН России по Ивановской области, будучи извещенным о дате и времени рассмотрения дела в суд не явился.
Исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам:
в соответствии со статьей 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых и осужденных под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, при этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Человек должен быть заключен в такие условия, которые совместимы с уважением его человеческого достоинства, манера и метод исполнения наказания не должны подвергать человека страданиям или трудностям, интенсивность которых превышает допустимый уровень страдания, свойственного заключению.
Статьей 3 Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой 09.12.1975 года Генеральной Ассамблеей ООН предусмотрено, что никакое государство не может разрешать или терпимо относится к пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания.
В соответствии со статьей 3 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными. Согласно ст.99 УИК РФ осужденным гарантируется материально-бытовое обеспечение. На основании ч.3 ст.101 УИК РФ администрация исправительного учреждения несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок проведения технической эксплуатации зданий и сооружений жилых, режимных, лечебных, хозяйственно-складских зон и здания административного назначения учреждений УИС определяется Инструкцией по технической эксплуатации зданий и сооружений уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 28.09.2001 №276 (далее – Инструкция).
Согласно п.1.1 Инструкции, инструкцией по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы надлежит руководствоваться службам территориальных органов и учреждений УИС, осуществляющим эксплуатацию, ремонт и контроль за техническим состоянием и условиями эксплуатации всех зданий и сооружений (за исключением инженерно-технических средств охраны) жилых, режимных, лечебных, хозяйственно-складских зон и зданий административного назначения учреждений УИС, включая строительные конструкции, санитарно-технические и энергетические устройства, инженерные коммуникации и благоустройство территории.
Согласно п.3.3 Инструкции, правильная техническая эксплуатация зданий и сооружений, инженерного оборудования и территорий жилых, режимных, лечебных и хозяйственно-складских зон имеет целью обеспечить: длительные сроки службы зданий, элементов, сохранение их от преждевременного износа и разрушения; бесперебойную, безаварийную и безопасную работу систем водопровода, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения и вентиляции; экономное расходование электроэнергии, воды, газа и топлива; пожарную безопасность всех зданий и сооружений и находящегося в них оборудования и инвентаря; надлежащие санитарно-гигиенические и культурно-бытовые условия; рациональное расходование денежных средств и материальных ресурсов, выделяемых для эксплуатации и ремонта.
В соответствии с п.п.6.1 п.6 Инструкции, для своевременного обнаружения неисправностей и повреждений, возникающих в процессе эксплуатации, и контроля за их устранением в учреждениях должен быть установлен систематический строительный надзор за техническим состоянием несущих и ограждающих конструкций, санитарно-техническим оборудованием, системами энергообеспечения зданий и сооружений. В этих целях приказом начальника учреждения определяются лица, ответственные за техническую эксплуатацию зданий и сооружений.
В силу п.п.6.4 п.6 Инструкции, лица, ответственные за техническую эксплуатацию зданий и сооружений, обязаны, с привлечением соответствующих служб (главного механика, главного энергетика и др.), следить за состоянием строительных конструкций, санитарно-технического оборудования, систем энергообеспечения и других коммуникаций зданий и сооружений.
Основой правильной технической эксплуатации зданий и сооружений является своевременное проведение ремонтных работ (п.15.1 Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы).
Проведение текущего ремонта крыши и кровли согласно приложения Инструкции предполагает:
4.1. Усиление стропильных ног нашивкой обрезной доски или других дополнительных креплений.
4.2. Постановка дополнительных металлических скоб и болтов в местах ослабевших сопряжений, стыков и пр.
4.3. Постановка подкосов и подпорок в отдельных местах провисания крыши с передачей нагрузки на капитальные стены.
4.4. Смена концов стропильных ног в отдельных местах с постановкой протезов пруткового и других типов.
4.5. Смена отдельных участков подстропильных брусьев (мауэрлатов).
4.6. Усиление обрешетки крыши пришивкой досок поперек обрешетки с внутренней стороны.
4.7. Смена местами отдельных брусков обрешетки и отдельных участков обрешетки.
4.8. Мелкий ремонт деревянных ферм покрытия (подтягивание болтов).
4.9. Возобновление защитного слоя в местах оголенной арматуры железобетонных конструкций (ферм, балок, плит покрытия).
4.10. Замена разбитых стекол световых фонарей на крышах с промазкой фальцев. Мелкий ремонт устройств закрытия и открытия световых фонарей.
4.11. Антисептическая и противопожарная защита деревянных конструкций и их деталей.
4.12. Ремонт слуховых окон.
4.13. Восстановление и ремонт выходов на крышу.
4.14. Укрепление фальцев и обжимка гребней в стальной кровле, промазка гребней и свищей замазкой.
4.15. Постановка заплат на стальной кровле.
4.16. Ремонт металлической кровли со сменой до 10% кровли общей площади покрытия.
4.17. Смена отдельных плиток в черепичной и других видах кровли из отдельных плиток.
4.18. Частичный ремонт отдельных мест кровли из рулонных материалов с постановкой заплат на мастике. Частичное перекрытие рулонной кровли с добавлением до 10% нового материала и с последующей осмолкой или битумизацией покрытия и посыпкой песком.
4.19. Ремонт отдельными частями настенных желобов, карнизных свесов и водосточных труб с частичной заменой материала. Закрепление сорванных стальных листов на спусках, отдельных покрытиях и пр.
4.20. Ремонт или возобновление покрытий вокруг дымовых и вентиляционных труб, брандмауэров, парапетов и других выступающих частей на крыше.
4.21. Укрепление стальных парапетов, стальных решеток ограждения, ремонт оголовков вентиляционных шахт, газоходов, канализационных стояков и других выступающих частей на крыше.
4.22. Поддержание в порядке наружных пожарных лестниц для подъема на крышу. Восстановление и ремонт стремянок на крышах.
4.23. Периодическая окраска стальной кровли.
4.24. Периодическая промазка рулонных кровель нефтебитумной мастикой.
4.25. Ремонт водосточных воронок, труб, лотков, колен, отметов, а также сопряженной кровли в местах установки антенн, вокруг труб и прочих выступающих частей на кровлях.
4.26. Замена колпаков на дымовых и вентиляционных трубах.
Одновременно с этим, на основании ст.13 Закона Российской Федерации от 21.06.1993 №5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В ст.10 УИК РФ закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. В ст.99 этого же Кодекса отражено материально-техническое обеспечение осужденных к лишению свободы, минимальные нормы которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Минюстом России издан приказ от 02.06.2003 года №130 ДСП «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (СП-17-02)» (далее – Инструкция).
Согласно позиции, отраженной в определении судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 02.04.2014 №18-КГПР14-6, возможность применения положений Инструкции в зависимости от даты проектирования и постройки того или иного здания в исправительном учреждении ставит в неравное положение осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, построенных до принятия Инструкции, с теми, кто находился в зданиях пенитенциарной системы, введенных в эксплуатацию после 2003 года. В связи с этим Инструкция подлежит применению ко всем зданиям исправительных учреждений, где содержаться осужденные.
Согласно п.2.1 Устава ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ивановской области, утвержденного приказом ФСИН России от 02.06.2022 №337, предметом и целями деятельности ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ивановской области являются исполнение уголовного наказания в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечение охраны прав и свободы, законных интересов осужденных.
Согласно ч. 1 ст. 101 УИК РФ, осужденные имеют право на медицинскую помощь, которая организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.3 ст.101 УИК РФ администрация исправительного учреждения несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Федерального закона № 52-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 39 указанного Федерального закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44 утверждены санитарные правила СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» (далее - СП 2.1.3678-20), которыми регламентированы, в том числе, санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений при осуществлении деятельности хозяйствующими субъектами, оказывающими медицинские услуги.
Согласно п.1.1., 1.2. СП 2.1.3678-20 настоящие санитарные правила (далее - правила) направлены на охрану жизни и здоровья населения, обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных, неинфекционных заболеваний и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к выполнению работ и предоставлению гостиничных, медицинских, бытовых, социальных услуг, услуг в области культуры, спорта, организации досуга, развлечений, продаже товаров производственно-технического назначения для личных и бытовых нужд (далее - услуги), а также к используемым хозяйствующими субъектами зданиям, сооружениям, помещениям, оборудованию и транспортным средствам. Настоящие правила обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, предоставляющими услуги населению на территории Российской Федерации, перечисленными в пункте 1.1 настоящих правил.
В соответствии с п. 2.7. СП 2.1.3678-20 покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Однако администрацией ФКУ ЛИУ-8 УФСИН Росси по Ивановской области указанные требования законодательства соблюдаются не в полном объеме.
В судебном заседании установлено, что в сентябре 2020 года в ходе проверки Ивановской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области соблюдения исправительным учреждением ФКУ ЛИУ-8 требований уголовно-исполнительного и иного законодательства, выявлены нарушения материально-бытового обеспечения осужденных, внесено представление об устранении выявленных нарушений, в котором, в частности, отмечено неудовлетворительное состояние кровли и ряда внутренних помещений здания, в котором расположено общежитие отряда №1 (2 корпус), что подтверждается представлением Ивановского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области от 20.09.2022 года, актом общего осмотра здания от 11.01.2023 года.
При рассмотрении дела ни кем не оспаривался тот факт, что на момент рассмотрения данного гражданского дела в ФКУ ЛИУ-8 выявленные в ходе проведения проверок нарушения не устранены.
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что ФКУ ЛИУ-8 не выполняет возложенные на него ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 года №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», а также закрепленные в уставе ФКУ ЛИУ-8 обязанности. Бездействие администрации исправительного учреждения влечет неисполнение уголовно-исполнительного и иного законодательства РФ в части соблюдения прав осужденных к лишению свободы на материально-бытовое обеспечение, что в силу ст. 150 ГК РФ говорит об обоснованности заявленных стороной истца требований.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Указанные коммунально-бытовые объекты ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ивановской области являются объектами с массовым пребыванием неопределенного круга лиц (осужденных, сотрудников, иных лиц, состав и количество которых постоянное меняется).
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Предлагаемый прокурором срок для исполнения ответчиком возлагаемой на него обязанности суд считает разумным, достаточным и позволяющим исполнить возлагаемую обязанность в полном объёме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ивановского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение №8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области» в срок до 31 августа 2024 года устранить выявленные нарушения законодательства, а именно:
- выполнить ремонт крыши здания 2 корпуса (инвентарный №, расположенного по адресу: <адрес>) ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ивановской области.
- выполнить косметический ремонт в палатах №3 и 4, а также в помещении проведения воспитательной работы с осужденными общежития отряда № (2 корпус), устранив последствия протечки кровли.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Палехский районный суд Ивановской области в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий подпись Соболев А.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 13 февраля 2023 года