РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сочи.
01.09.2021.
Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Качур С.В.,
при секретаре судебного заседания Казанджян А.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю к Танушкину А. В. о снятии с регистрационного учета,
установил:
Истец Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю обратилось в суд с иском к ответчику Танушкину А.В., в котором просит суд обязать отдел по вопросам миграции отдела полиции Центрального района УВД по городу Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю снять с регистрационного учета по адресу Службы в г.Сочи: г.Сочи, <адрес> гражданина Танушкина А. В..
В обоснование исковых требований истец указал, что ответчик, прибыв к новому месту военной службы в Службу в г.Сочи, воспользовавшись правом, предусмотренным п.3 ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих", зарегистрировался по месту жительства по адресу Службы в г.Сочи.
В настоящее время ответчик военнослужащим Службы в г.Сочи не является, в списках личного состава не значатся, на жилищном учете не состоит, фактическое его местонахождение неизвестно.
Кроме того, ответчик никогда не проживал по адресу Службы в г.Сочи, так как жилых помещений, предназначенных для военнослужащих, по данному адресу не расположено.
Таким образом, истец считает, что ответчик должен быть снят с регистрационного учета по адресу Службы в городе Сочи Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю (Краснодарский край, г. Сочи Курортный проспект, 58).
В судебное заседание представитель истца Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю Писарев П.П., действующий на основании доверенности, не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Ответчик Танушкин А.В. в судебное заседание не явился.
Лица, участвующие в деле, извещаются судебными повестками о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий (ч.2 ст.113 ГПК РФ).
Судебная повестка, адресованная гражданину, вручается ему лично под расписку на подлежащем возврату в суд корешке повестки (ч.1 ст.116 ГПК РФ).
В силу ст.165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Как следует из материалов дела, судом своевременно Танушкину А.В. направлялось извещение о времени и месте рассмотрения дела. В место вручения извещение поступило 14.08.2021 (35400061516421), однако по вине ответчика не было своевременно получено. При указанных обстоятельствах риск неполучения извещения лежит на ответчике, а суд был вправе рассмотреть дело в его отсутствие.
Кроме того, о дне судебного заседания ответчик извещался, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте Центрального районного суда г.Сочи на основании ч.2.1 ст.113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин неявки не представил, в связи с чем, в соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебное заседание представитель третьего лица ФГКУ "Пограничное У. ФСБ России по КК" не явился, о месте и времени уведомлены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
В судебное заседание представитель третьего лица Отдела по вопросам миграции отдела полиции Центрального района УВД по г.Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю не явился, о месте и времени уведомлены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
В судебное заседание представитель третьего лица Обособленного подразделения пограничного У. – Служба в г.Сочи Пограничного У. ФСБ России по Краснодарскому краю не явился, о месте и времени уведомлены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
В силу ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебное заседание прокурор Центрального района г.Сочи не явился, извещен, что не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие по правилам ч.3 ст.45 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании ст.3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25.06.1993 № 5242-1 в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
На основании п.23 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, регистрация военнослужащих осуществляется по месту их жительства - на общих основаниях (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву).
Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
Регистрация граждан, уволенных со службы, по месту жительства осуществляется на общих основаниях.
В соответствии с п.3 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 № 76-ФЗ военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
В судебном заседании установлено, что на регистрационном учете по адресу Службы в г.Сочи Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю: г.Сочи, <адрес>, состоят военнослужащие – граждане, а также члены их семьи, которые были зарегистрированы в связи с прохождением ими военной службы и в соответствии с положениями ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 № 76-ФЗ.
Как установлено из представленной суду домовой книги для прописки граждан, проживающих по адресу г.Сочи, <адрес>, ответчик зарегистрирован по данному адресу.
Факт регистрации по указанному адресу ответчиков подтверждается ответами УВД по г.Сочи МВД России по Краснодарскому краю (Отдел по вопросам миграции отдела полиции Центрального района) от 29.06.2020 №46/7/1, от 15.09.2020 на запросы №21/302/40/6/3-4460 от 01.06.2020, №21/302/40/6/3-3341 от 09.09.2020 Пограничного управления по Краснодарскому краю Службы в г.Сочи.
Согласно справке, заверенной Врио начальника отдела кадров Войсковой части 2396-А, ответчик в списках личного состава Войсковой части 2396-А не значится.
Кроме того, судом установлено, что информация о месте нахождения данной ответчика отсутствует.
Доказательства, подтверждающие обратное, суду не представлены.
Истец, обратился в Отдел по вопросам миграции отдела полиции Центрального района УВД по городу Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю, с целью снятия ответчика с регистрационного учета по указанному адресу.
В ответ на данное обращение, Службой в г.Сочи получены разъяснения за №46/7/1 от 29.06.2020 из Отдела по вопросам миграции отдела полиции Центрального района УВД по городу Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю о том, что вышеуказанную гражданку снять с регистрационного учета не представляется возможным, в связи с тем, что в соответствии с пунктом 31 раздела 5 "Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ", утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае: а) изменения места жительства – на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства; б) призыва на военную службу – на основании сообщения военного комиссариата; г) признания безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда; д) смерти или объявления решением суда умершим - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке; е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда; ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением правительства РФ от 17.06.1995 № 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае: изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). Этот же нормативный акт в пункте 16 устанавливает обязанность граждан, фактически изменивших место жительства, встать на регистрацию по новому месту жительства не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства, обратившись к должностным лицам, ответственным за регистрацию.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением правительства РФ от 17.06.1995 № 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета на основании вступившего в законную силу решения суда в случае обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации.
Исходя из положений ч.1 ст.1, ч.8 ст.5, ч.1 ст.16 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.3 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 № 76-ФЗ, регистрация военнослужащих и членов их семей по месту дислокации воинской части носит временный характер, до получения гражданином жилого помещения, либо до окончания прохождения военной службы в данной воинской части и не свидетельствует о фактически вселении и проживании военнослужащего и членов его семьи по адресу воинской части, а равно не обеспечивает реализацию право гражданина на жилище.
Согласно ст.2 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25.06.1993 № 5242-1, место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Таким образом, суд считает, что по смыслу п.3 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 № 76-ФЗ, с учетом положений Жилищного кодекса РФ, регистрация по адресу воинской части носит временный характер, до получения гражданином жилого помещения, либо до окончания службы в данной воинской части.
В соответствии с п.3 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 № 76-ФЗ, ответчик был поставлен на регистрационный учет по адресу Службы в г.Сочи Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю - г.Сочи, <адрес>.
Из анализа приведенных выше положений закона следует, что период регистрации военнослужащих и членов их семей по адресам дислокации воинских частей, по существу, ограничен периодом прохождения военной службы в войсковой части.
Так, жилищным законодательством, предусмотрено, что место, в котором зарегистрирован гражданин, фактически должно являться жилищем, на которое имеет право каждый в соответствии со ст.40 Конституции РФ.
В соответствии с ч.1 ст.20 Гражданского кодекса РФ местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает.
Статьей 16 Жилищного кодекса РФ определены виды жилых помещений. К жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома (жилым домом признается индивидуально - определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании); 2) квартира, часть квартиры (квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении); 3) комната (комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире).
Судом установлено, что Аппарат Службы, расположенный по адресу: г.Сочи <адрес>, является административным зданием, где осуществляет свою деятельность орган военного управления и не признан жилым помещением.
Собственником данного строения является Российская Федерация, право оперативного управления закреплено за ФГКУ "Пограничное управление ФСБ России по Краснодарскому краю", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором собственником данного строения указана Российская Федерация, о чем в ЕГРН 18.01.2014 сделана запись регистрации №, а также свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, в котором право оперативного управления закреплено за ФГКУ "Пограничное управление ФСБ России по Краснодарскому краю" о чем в ЕГРН 18.01.2014 сделана запись регистрации №.
Из смысла указанных норм следует, что регистрация военнослужащих по адресам воинских частей по месту прохождения им военной службы не обеспечивает реализации права граждан на жилище, носит временный характер до получения гражданином - военнослужащим и членами его семьи жилого помещения для проживания либо окончания военной службы в данной войсковой части.
Таким образом, суд приходит к убеждению, что регистрация ответчика по адресу воинской части, в которой он фактически никогда не проживал и не мог проживать, так как строение по адресу: г.Сочи <адрес> видам жилых помещений не относится, регистрация была проведена формально, без фактического вселения ответчиков по указанному адресу.
Принимая во внимания отсутствие у ответчика права быть зарегистрированным по месту дислокации войсковой части, поскольку он не относятся к числу граждан проходящих военную службу в Службе г.Сочи Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю, соответственно утратил право на регистрацию по адресу войсковой части так, как его регистрация не была связана с возникновением жилищных правоотношений и занятием на законном основании какого-либо жилого помещения по месту регистрации.
В соответствии с требованиями ст.304 ГК РФ собственник вправе требовать любого устранения нарушения его права, хотя бы данные нарушения и не были связаны с лишением владения. Согласно со ст.305 ГК РФ права, предусмотренные ст.304 ГК РФ, принадлежат так же лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления.
Оценивая исследованные по делу доказательства, удовлетворяющие требованиям закона об их относимости и допустимости в их совокупности, суд приходит к убеждению, что ответчик подлежит снятию с регистрационного учета, в связи с утратой права на регистрацию при Службе в г.Сочи Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать отдел по вопросам миграции отдела полиции Центрального района УВД по городу Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю снять с регистрационного учета по адресу Службы в г.Сочи: г.Сочи <адрес>, Танушкина А. В..
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 08.09.2021.
Председательствующий