Дело № 5-244/2022
УИД 66RS0036-01-2021-001980-90
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
04 мая 2022 года город Кушва
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:
Председательствующего судьи Мальцевой В.В.,
при секретаре судебного заседания Ямалеевой С.А.,
рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:
Толстухиной Елены Владимировны <данные изъяты>
установил:
В отношении Толстухиной Е.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) за то, что она, ДД.ММ.ГГГГ в 15:10 в магазине «Сладкая <данные изъяты>», расположенном по адресу <адрес>, не состоящая в трудовых отношениях с ИП /-/, в нарушение ст. 16 и ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее Федеральный закон № 171-ФЗ) реализовала один флакон емкостью 0,1 л с надписью «Этиловый люкс до 95%».
Толстухина Е.В. в судебном заседании обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, не опровергла. Суду пояснила, что в магазине ИП /-/ «<данные изъяты>» она работала длительное время в качестве продавца, но без оформления, трудовой договор с ней не заключался. ДД.ММ.ГГГГ утром, придя на работу, увидела коробку с флаконами. /-/ ей пояснила, что это для продажи, сказала, что эту продукцию продавать не запрещено. В дневное время в магазин зашел мужчина, спросил есть ли спиртосодержащая продукция, чтобы поставить укол, она продал ему один флакон, поле чего в магазин зашел сотрудник полиции. Просит принять во внимание, что она ранее к ответственности за подобные нарушения не привлекалась, пенсионерка, другого дохода не имеет.
Изучив протокол и материалы дела об административном правонарушении, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Частью 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом (за исключением физического лица, состоящего в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, либо с организацией, не имеющей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, либо с лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, либо с сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и осуществляющим розничную продажу произведенных им вина, игристого вина (шампанского), и непосредственно осуществляющего реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции по договору розничной купли-продажи), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Правовой анализ указанной нормы указывает на то, что физическое лицо несет персональную ответственность при непосредственной реализации им алкогольной продукции по договору розничной купли-продажи, от которой он освобождается при наличии трудовых отношений: с организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции; с организацией, не имеющей такой лицензии; с индивидуальным предпринимателем, осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи; с сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и осуществляющим розничную продажу произведенных им вина, игристого вина (шампанского).
Как усматривается из материалов дела, Толстухина Е.В. работала у ИП /-/ в качестве продавца продуктового магазина «<данные изъяты>», расположенного по адресу <адрес>.
Факт выполнения Толстухиной Е.В. обязанностей продавца в магазине «<данные изъяты>», подтверждаются как объяснениями самой Толстухиной Е.В., так и объяснениями /-/ Несмотря на то, что доказательства наличия трудовых отношений в материалы дела не представлены, на момент выявления правонарушения Толстухина Е.В. находилась в магазине в качестве продавца, реализовывала товар, то есть фактически была допущена к работе.
Часть 3 ст. 16 Трудового Кодекса Российской Федерации предусматривает, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Согласно ч.2 ст. 67 Трудового Кодекса Российской Федерации, трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Толстухина Е.В. на ДД.ММ.ГГГГ фактически была допущена руководством магазина к исполнению обязанностей продавца и на момент осуществления розничной продажи алкогольной продукции, состояла в трудовых отношениях с ИП /-/, в связи с чем, не может являться субъектом для привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.17.1 КоАП РФ, поскольку административная ответственность, предусмотренная данной нормой, наступает за розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом, за исключением случаев, перечисленных в указанной норме, и если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Из п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что лица, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, работающие в организации или у индивидуального предпринимателя (например, продавцы, кассиры), также могут быть привлечены к административной ответственности как граждане в связи с совершением ими правонарушений, предусмотренных ст. ст. 14.2, 14.4, 14.7, 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения предусмотренного ст. 14.2 КоАП РФ выражается в незаконной продаже товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.
В соответствии со ст. 14.2 КоАП РФ незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 14.17.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 171-ФЗ государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 171-ФЗ этиловый спирт - спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, фармацевтическая субстанция спирта этилового (этанол), головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства), спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый; спиртосодержащая продукция - пищевая или непищевая продукция, спиртосодержащие лекарственные препараты, спиртосодержащие медицинские изделия с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции; оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие названного закона.
В силу п. 1 ст. 26 Федерального закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в том числе, розничная продажа этилового спирта и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, в том числе, дистанционным способом, за исключением продукции, включенной в перечень пищевой продукции, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции.
Юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования указанного закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 26 Федерального закона № 171-ФЗ).
Как установлено в ходе рассмотрения дела Толстухина Е.В., являясь продавцом ИП /-/ ДД.ММ.ГГГГ в 15:10 часов в магазине «<данные изъяты>», расположенном по адресу <адрес>, в нарушение ст. 16 и ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее Федеральный закон № 171-ФЗ) реализовала один флакон емкостью 0,1 л с надписью «Этиловый люкс до 95%».
С учетом действующего законодательства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что в действиях Толстухиной Е.В. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17.1 КоАП РФ, а содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.2 КоАП РФ, как незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса.
Согласно абзацу 2 пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Поскольку часть 1 статьи 14.17.1 и статьи 14.2 КоАП РФ структурно расположены в одной главе Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и имеют единый родовой объект посягательства - общественные отношения в сфере незаконной торговли, и, учитывая, что переквалификация действий не ухудшает положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подсудность дела, по которому осуществлялось административное расследование не изменилась, срок давности привлечения лица к административной ответственности не истек, суд приходит к выводу о необходимости переквалификации действий Никулиной М.С. с части 1 статьи 14.17.1 КоАП РФ на статью 14.2 КоАП РФ.
Согласно положению ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение закрепленных в ст. 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности прерывания данного срока.
Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.2 КоАП РФ, составляет три месяца.
Как усматривается из материалов дела обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, имели место 02.12.2021. Срок давности привлечения к административной ответственности истек 02.03.2022.
Таким образом, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.2 КоАП РФ, истек, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
В ходе осмотра места происшествия 02.12.2021 из магазина «<данные изъяты>» была изъята картонная коробка с флаконами в количестве 20 штук емкостью 100 мл со спиртосодержащей жидкостью с надписью «Этиловый люкс до 95%».
В соответствии с ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.
С учетом изложенного, находящиеся на хранении в МО МВД России «Кушвинский» вещественные доказательства подлежат уничтожению после вступления постановления в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.2 КоАП РФ в отношении Толстухиной Елены Владимировны прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Находящиеся на хранении в МО МВД России «Кушвинский» предметы административного правонарушения - картонная коробка с флаконами в количестве 20 штук емкостью 100 мл со спиртосодержащей жидкостью с надписью «Этиловый люкс до 95%» уничтожить.
Настоящее постановление может быть обжаловано или опротестовано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Кушвинский городской суд Свердловской области.
Судья В.В. Мальцева