Судебный акт #1 (Решение) по делу № 11-11/2022 от 04.04.2022

66MS0194-01-2022-000213-61

Дело №11-11/2022

Мировой судья судебного участка №2

Североуральского судебного района Свердловской области

Чепчугова Т.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Североуральск 4 мая 2022 года

Североуральский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего Лещенко Ю.О.,

при секретаре судебного заседания Яковлевой Л.И.,

с участием представителя истца Макаренковой О.Ю., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Североуральский центр занятости» к Епифановой ФИО7 о взыскании пособия по безработице, полученного обманным путем, по апелляционной жалобе представителя истца ГКУ «Североуральский центр занятости» на решение мирового судьи судебного участка № 2 Североуральского судебного района Свердловской области от 04.03.2022,

УСТАНОВИЛ:

Государственное казенное учреждение службы занятости населения Свердловской области «Североуральский центр занятости» (ГКУ «Североуральский ЦЗ») обратился в судебный участок с иском к Епифановой К. В. о взыскании пособия по безработице, полученного обманным путем в размере 1122 руб. 58 коп.

В обоснование исковых требований истец указал, что Епифанова К. В. обратилась в ГКУ «Североуральский ЦЗ» путем подачи заявления с портала «Работа в России» (при подаче заявления на данном Портале граждане информируются об ответственности за сокрытие факта трудовой деятельности и других данных, за получение пособия по безработице обманным путем). Гражданка Епифанова К.В. состояла на учете в центре занятости с 21.09.2020 по 13.10.2020 в качестве безработной, в период с 21.09.2020 по 09.10.2020 получала пособие по безработице. Снята с регистрационного учета приказом от 13.10.2020 по причине попытка получения (получение) пособия по безработице обманным путем (на дату признания безработной гражданка Епифанова К.В. не имела постоянной регистрации в Североуральском городском округе). В октябре 2020 ответчик направила на электронную почту центра занятости сканированный вариант своего паспорта, в котором указано, что с 24.04.2019 она не имеет регистрации по месту жительства.

При этом, при обращении в центр занятости, Епифанова К.В. не сообщила специалистам центра занятости, что не имеет постоянной прописки в Североуральском городском округе, а указала недостоверные сведения о месте прописки в заявлении.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона «О занятости населения в РФ», решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина.

В соответствии с п. 3 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. №713, местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Под местом пребывания следует понимать место, где гражданин проживает временно.

Таким образом, отсутствие постоянной прописки в Североуральском городском округе, является основанием для отказа в признании гражданина безработным. В связи с этим Епифанова К.В. не имела права быть признанной безработной с 21.09.2020г., а также не имела права на получение пособия по безработице.

Епифанова К.В. своевременно не сообщила специалисту центра занятости об отсутствии постоянной регистрации, а продолжала получать пособие по безработице. Своими действиями гражданка Епифанова К.В. нарушила закон РФ «О занятости населения в РФ», незаконно получила пособие по безработице в сумме 1122 руб. 58 коп. за период с 21.09.2020г. по 09.10.2020г. Уведомление о задолженности перед центром занятости было направлено гражданке Епифановой К.В. заказным письмом с уведомлением. До настоящего времени о готовности добровольно в досудебном порядке погасить образовавшуюся задолженность гражданка не заявила. В настоящее время сумма незаконно полученного пособия не возвращена. Истец просил взыскать с ответчика Епифановой К. В. в пользу ГКУ СЗН СО «Североуральский центр занятости» сумму незаконно полученного пособия в размере 1122 руб. 58 коп.

Решением мирового судьи судебного участка № 2 Североуральского судебного района Свердловской области от 04.03.2022, постановленного в порядке упрощенного производства, в удовлетворении исковых требований ГКУ СЗН СО «Североуральский центр занятости» отказано. Мотивированное решение изготовлено по заявлению истца 17.03.2022.

В апелляционной жалобе истец ГКУ СЗН СО «Североуральский центр занятости» просит отменить решение мирового судьи от 04.03.2022, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование истец указал, что решение является незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона «О занятости населения в РФ», решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина.

Понятие «место жительства» нормативно закреплено в статье 2 закона российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и в абзаце 2 п. 3 правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учет по месту пребывания и по месту жительства в пределах российской Федерации, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713. В соответствии с Правилами органы регистрационного учета регистрируют граждан по месту пребывания с выдачей гражданину свидетельства о регистрации по месту пребывания, а при регистрации граждан по месту жительства - паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства.

Согласно действующим на момент постановки на учет ответчика Временным правилам регистрации граждан в целях поиска подходящей работы в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 460, решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы гражданина безработным (с назначением пособия по безработице) принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина. Однако органы службы занятости населения не уполномочены самостоятельно определять место жительства гражданина на основе различных фактов, имеющих юридическое значение.

Вместе с тем, в определении Конституционного суда Российской Федерации от 0.10.2000 № 199-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО5 на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 40.1 Кодекса законов о труде Российской Федерации и пункта 1 статьи 12 закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» отмечено, что место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами. Между тем, центром занятости 03.02.2022 был направлен запрос в управляющую компанию ООО «Союз» об уточнении регистрации ответчика по адресу <адрес>, который ответчик указала при постановке на учете в центр занятости. 07.02.2022 был получен ответ, что ответчик по указанному адресу имеет временную регистрацию, то есть зарегистрирована по месту пребывания, а не по месту жительства. Заверенные копии запроса и ответа ООО «Союз» были направлены мировому судье.

Ответчиком при рассмотрении дела не были заявлены требования об установлении юридического факта о соответствии места пребывания месту е жительства, соответственно, указанный вопрос не рассматривался судом первой инстанции.

Пунктом 2 статьи 40 Закона о занятости установлено, что сумма излишне выплаченного пособия по безработице подлежит возврату в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поскольку ответчик получала пособие по безработице, не имея законных на то оснований, сумма незаконно полученного пособия по безработице за период с 21.09.2020 по 09.10.2020 в размере 1 122,58 руб. подлежит возврату в центр занятости.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца ГКУ СЗН СО «Североуральский центр занятости» Макаренкова О.Ю. доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.

Ответчик Епифанова К.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлена надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщила.

С учетом требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом определено о рассмотрении дела при данной явке.

Заслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.

Оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам первой инстанции, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (ч. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1.

Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1).

Порядок регистрации безработных граждан регламентирован Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правилами регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. № 891.

Пунктом 3 Правил регистрации безработных граждан установлено, что регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. № 891, в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзац первый пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1).

Согласно части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства (нахождения) гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" установлено, что место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Как указано в статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также абзаце 2 пункта 1 "Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, и в силу этого не согласующееся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации (Определения от 21 декабря 1998 г. N 189-О, от 5 октября 2000 г. № 199-О, от 6 февраля 2003 г. № 105-О и др.).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21 ноября 2013 г. № 1868-О, закон не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.

Пунктом 20 Правил регистрации безработных граждан предусмотрено, что снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в том числе при попытке получения либо получении пособия по безработице обманным путем.

В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в том числе в случаях: попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.

В судебном заседании судом первой инстанции установлено, что 21.09.2020 через ЕПГУ (Госуслуги) Епифановой К. В. было подано в службу занятости населения г. Североуральска Свердловской области заявление на выплату пособия по безработице, в котором она указала адрес места жительства (пребывания) – <адрес>

Приказом ГКУ «Североуральский ЦЗ» от 28.09.2020 Епифанова К. В. признана безработной с 21.09.2020, ей назначено пособие по безработице на период с 21.09.2020 по 20.12.2020 в размере 1800 руб.

Приказами ГКУ «Североуральский ЦЗ» от 13.10.2020 выплата пособия по безработице Епифановой К. В. прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного с 21.09.2020 г. в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.

Причиной снятия Епифановой К. В. с учета в качестве безработной явилось отсутствие регистрации по месту жительства.

Из копии паспорта серия на имя Епифановой К. В. следует, что она была зарегистрирована по адресу: <адрес>, с 24.12.2013 снята с регистрационного учета 24.04.2019.

Согласно копии свидетельства № 332 о регистрации по месту пребывания Епифанова К. В. зарегистрирована по адресу: <адрес> в период с 21.09.2020 по 10.09.2022.

ГКУ «Североуральский ЦЗ» 21.10.2020 в адрес Епифановой К. В. было направлено требование о добровольном возврате финансовых средств, которое Епифанова К.В. не исполнила, в связи с чем истец обратился в суд.

При рассмотрении гражданского иска мировым судьей не установлено иного места жительства ответчика Епифановой К. В. чем тот, который был ею указан в пакете документов, представленных в ГКУ «Североуральский ЦЗ» (<адрес>). Тот же адрес места регистрации граждан РФ по месту пребывания в жилом помещении указан и в ответе на запрос суда Отделения по вопросам миграции ОМВД России по г. Североуральску ГУ МВД России по Свердловской области, а также в справке ООО «Союз».

Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что место жительства гражданина Российской Федерации определяется исключительно адресом регистрации, указанным в паспорте гражданина, и что указание Епифановой К. В. сведений о месте своего фактического проживания, по которому она имеет регистрацию с 21.09.2020 г. по 10.09.2022 в заявлении по форме утвержденной Министерством труда и социальной защитой Российской Федерации, не может расцениваться как обманный путь к получению пособия либо попытке получения пособия по безработице в силу достоверности таких сведений. Выводы суда сделаны на основании материалов дела, которые содержат все необходимые доказательства.

Оснований для иной оценки данных обстоятельств у суда апелляционной инстанции не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов, указанных в решении суда первой инстанции, и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется. Нарушений процессуальных норм также не усматривается.

Принимая во внимание изложенное, суд соглашается с решением мирового судьи, находит его постановленным с соблюдением положений статей 2, 5, 8, 10, 12, 67, 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, приведенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении».

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 2 ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.    

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11.05.2022.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░

11-11/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ГКУ "Североуральский ЦЗ"
Ответчики
Епифанова Кристина Владимировна
Суд
Североуральский городской суд Свердловской области
Судья
Лещенко Юлия Олеговна
Дело на сайте суда
severouralsky--svd.sudrf.ru
04.04.2022Регистрация поступившей жалобы (представления)
04.04.2022Передача материалов дела судье
05.04.2022Вынесено определение о назначении судебного заседания
04.05.2022Судебное заседание
04.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2022Дело оформлено
19.05.2022Дело отправлено мировому судье

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее