Дело №2-576/2022
25RS0030-01-2022-001118-58
Мотивированное решение изготовлено 01.08.2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июля 2022 года пгт.Славянка
Хасанский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Швецовой И.С.
при секретаре Трегубенко Т.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кориковой Татьяны Анатольевны к ФКУ КП-26 ГУФСИН России по Приморскому краю о взыскании невыплаченных денежных средств, компенсации морального вреда,
Установил:
Корикова Т.А. обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, ссылаясь на то, что осуждена приговором Белогорского городского суда Амурской области от 10.05.2018 года по ч. 2 ст. 228, п. «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ 4 года 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима, прибыла в ФКУ КП-26 для отбытия наказания в пиле лишения свободы 25.02.2021 года вместе с малолетнем ребенком Кориковой Ангелиной ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ребенок является инвали<адрес> группы (врожденный порок сердца).
Как указывает истец, по ее прибытию в КП-26, администрация исправительного учреждения не поставила ее ребенка на отдельное питание, в связи с чем ребенок весь период нахождения в колонии минимальной нормой питания для осужденных женщин.
Администрация учреждения обязала ее (Корикову) написать заявление, о том, что она согласна работать в соответствии со ст. 106 УИК РФ более 8 часов в день.
Распоряжением начальника исправительного учреждения истец должна была кормить штрафной изолятор 3 раза в день, в то время данной работой должны заниматься те, кто работает официально по ставке, кормление штрафного изолятора не относится к работам по ст. 106 УИК РФ. Осужденная женщина, имеющего малолетнего ребенка, не должна привлекаться в исправительном учреждении, где не предусмотрен дом-ребенка к работам даже в соответствии со ст. 106 УИК РФ, ребенок не может оставаться без присмотра матери.
Истец просит взыскать с ответчика сумму в размере 77 700 рублей, исходя из того, что минимальная норма питания в среднем на ребенка составляет 300 рублей, ребенок 259 дней находился в КП -26, с 25.02.201 года по 11.11.2021 года.
Кроме того, истец просит взыскать с ответчика денежные средства за отработанные 195 часов в размере 113295 рублей, исходя из неправомерного привлечения ее ответчиком к работам по ст. 106 УИК РФ с 10.04.2021 года по 18.08.2021 года, согласно ставке подразделения «Обслуживание зоны (ХОК), трудовой час оплачивается в размере 581 рублей, отработано 135 дней.
Также истец просит взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда, причинённого ее малолетнему ребенку в размере 50 000 рублей, а также за ее (истца) незаконное привлечение к труду в размере 30 000 рублей.
В судебном заседании истец Корикова Т.А. посредством видеоконференцсвязи настаивала на удовлетворении искровых требований в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Чайкина А.Р. исковые требования не признала в полном объеме, представила письменные пояснения на иск, в котором указано, что Корикова Т.А., находясь в исправительном учреждении, с 01.03.2021 года получала питание по повышенной норме для кормящих матерей, ребенок обеспечивался питанием за счет повышенной нормы, выдаваемой матери, в уголовно-исправительном законодательства РФ отсутствует запрет на привлечение к работам без отплаты труда женщин, находящихся в исправительных учреждениях совместно с детьми.
Кроме того, Корикова Т.А. на была трудоустроена с получением заработной платы, в связи с чем осуществлять работы по кормлению лиц, находящихся в штрафном изоляторе (ШИЗО), не могла. Доводы истца по факту причинения ей и ее малолетнему ребенку морального вреда является необоснованными. Просит в иске отказать.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Корикова Т.А. осуждена приговором Белогорского городского суда Амурской области от 10.05.2018 года по ч.2 ст.228, п. «з ч.2 ст.111, ч.З ст.69, ч.5 ст.75, 70 УК РФ к 4 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Постановлением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 26.01.2021 года осужденной изменен вид режима отбывания наказания на колонию-поселение.
Постановлением Хасанского районного суда Приморского края от 21.10.2021 года Корикова Т.А. переведена из колонии -поселения в колонию общего режима на неотбытый срок 10 месяцев 19 дней для дальнейшего отбывания наказания по приговору Белогорского городского суда Амурской области от 10.05.2021 года, срок исчисляется с 21.10.2021 года.
Как установлено, Корикова Т.А. отбывала наказание в виде лишения свободы в ФКУ КП -26 с 25.02.2021 года. Прибыла с ФКУ ИК-12 УФСИН России по Хабаровскому краю вместе с малолетнем ребенком Кориковой Ангелиной 04.08.2018 года рождения.
Приложением № 2 к Приказу Министерства юстиции РФ от 17.09.2018 г. № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а так же подозреваемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время», установлена повышенная норма питания, в соответствии с которой обеспечиваются осужденные, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений кормящие матери и кормилицы на время кормления ребенка по заключению врача.
Как установлено в судебном заседании, на имя Врио начальника ФКУ КП-26 ГУФСИН России по Приморскому краю от заведующей здравпунктом филиала МСЧ 25, поступил рапорт о постановке на повышенную норму питания для больных из числа осужденных, а так же кормящих матерей.
На основании данного рапорта, в ФКУ КП - 26 ГУФСИН России по Приморскому краю был издан приказ от 11.03.2021 № 49-ОС, согласно которому, Корикова Т.А. с 01.03.2021 года получала питание по повышенной норме для кормящих матерей.
Пунктом 3 Приказа Минюста РФ от 04.05.2001 года N 136 "Об объявлении норм питания осужденных к лишению свободы, а также лиц, находящихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации", установлено, что Питание детей, находящихся с матерями в следственных изоляторах, исправительных колониях и тюрьмах, а также детей, содержащихся в домах ребенка исправительных колоний, осуществляется по нормам питания, установленным для детей, находящихся в домах ребенка системы Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Между тем, указанный Приказ утратил силу в связи с изданием Приказа Минюста РФ от 02.08.2005 года N 125, которым утверждены нормы питания осужденных к лишению свободы на мирное время, в связи с чем доводы истца о необходимости назначения ее малолетнему ребенку отдельного питания по норме, установленной для детей, находящихся -в домах ребенка системы Министерства здравоохранения РФ, является несостоятельными, ребенок обеспечивался питанием за счет повышенной нормы, выдаваемой матери исковые требования истца в части взыскания в ее пользу денежной суммы в размере 77 700 рублей, исходя из минимальной нормы питания в среднем на ребенка, не подлежат удовлетворению.
Согласно ч.1 ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных предприятиях уголовно - исполнительной системы и в организациях иных организационно -правовых форм.
По смыслу названного Кодекса осужденные привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно -исполнительного законодательства, поскольку общественно полезный труд, как средство исправления (ст. 9 УИК РФ) и обязанность (ст.П, 103 УИК РФ) осужденных является одной из составляющих процесса отбывания наказания.
Согласно статье 106 УИК РФ осужденные к лишению свободы могут привлекаться без оплаты труда только к выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий (пункт 1).
К указанным работам осужденные привлекаются в порядке очередности в свободное от работы время, их продолжительность не должна превышать двух часов в неделю (пункт 2).
Как установлено в судебном заседании, 23.03.2021 года Кориковой Т.А. собственноручно написано заявление в соответствии с ч. 1, 3 ст. 106 УИК РФ о привлечении ее к работам по благоустройству без оплаты труда свыше двух часов в неделю, при этом в материалах дела отсутствуют данные о том, что Корикова Т.А. согласна работать более 8 часов.
В справке выданной инженером по организации труда планово - экономической группы Центра трудовой адаптации осужденных, указано, что Корикова Т.А. не была трудоустроена весь период нахождения в ФКУ КП - 26 ГУФСИН России по Приморскому краю (л.д. 26).
Как следует из ответа заместителя прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительном учреждении Приморского края, направленного Кориковой Т.А., в связи с ее обращением о несогласии с организацией питания и другим вопросам, Кориковой Т.А. в соответствии с графиком работ по благоустройству ежедневно осуществлялись работы по благоустройству на объекте штрафного изолятора 1,5 часа в день (л.д. 5-7).
Из ответа начальника отряда ОВРО на запрос суда о предоставлении графиков работы Кориковой Т.А. следует, что графики работ за 2021 год отсутствует, в соответствии с номенклатурным делом по графикам осужденных, привлеченных к выполнению работ на основании ст. 106 УИК РФ (л.д. 27).
Довод истца о том, что ее, как матери с малолетнем ребенком, привлечение к работам по благоустройству территории исправительного учреждения является незаконным, не состоятелен, так как действующее уголовно-исполнительное законодательство не содержит запрета на привлечение к работам без оплаты труда женщин, находящимся в исправительных учреждениях совместно с детьми.
Согласно приказу ФКУ КП - 26 ГУФСИН России по Приморскому краю от 26.01.2021 года № 30-ое «Об утверждении штатного расписания по хозяйственному обслуживанию ФКУ КП -26 ГУФСИН России по Приморскому краю» (далее приказ), утверждена структура, а гак же штатное расписание учреждения (л.д. 28-29).
В приложении № 2 к данному приказу указаны наименования структурных подразделений и должностей. В перечне содержаться должности работников столовой кухни, которые и производят кормление штрафного изолятора (л.д. 30-31).
Поскольку истец прибыла совместно с малолетним ребёнком в исправительное учреждение, в котором отсутствует дом ребенка, администрация исправительного учреждения трудоустроить осуждённую не имела возможным, соответственно осуществлять работы по кормлению лиц, находящихся в штрафном изоляторе (ШИЗО), истец не могла.
Таким образом, в судебном заседании, судом не установлено фактов нарушения ответчиком при привлечении истца к работам по благоустройству, оснований для удовлетворения исковых требований истца в части взыскания неполученных денежных средств за осуществление работ по кормлению лиц, содержащихся в штрафном изоляторе, исходя из должностного оклада и отработанного времени, не имеется.
Поскольку фактов нарушения прав истца, ее малолетнего ребенка исправительным учреждением в полном объеме не установлено, оснований для взыскания в пользу истца компенсаций морального вреда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░-26 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░