Дело № 2-356/2024
УИД 34RS0019-01-2023-004758-85
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Камышин «21» марта 2024 года
Камышинский городской суд Волгоградской области в составе: председательствующего судьи Ветлугина В.А.
при секретаре судебного заседания Кибальниковой Е.Е.
с участием старшего помощника Камышинского городского прокурора
Мулдашевой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камышинского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области, администрации Терновского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности создать и обустроить контейнерные площадки накопления твердых коммунальных отходов,
установил:
Камышинский городской прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности создать и обустроить контейнерные площадки накопления твердых коммунальных отходов. В обоснование заявленных требований истец указал, что по обращению ФИО8 ими проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства об отходах производства и потребления, в деятельности администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области, в ходе которой выявлены нарушения. В силу действующих норм права к полномочиям ответчика отнесено создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Терновского сельского поселения Камышинского района Волгоградской области. В ходе проверки установлено, что на улице Верхняя села Верхняя Липовка Камышинского района Волгоградской области контейнерные площадки накопления твердых коммунальных отходов отсутствуют, а имеющиеся находятся на расстоянии более 200 метров от жилых домов данной улицы. По данному факту 8 сентября 2023 года прокурором в адрес главы Камышинского района Волгоградской области внесено представление, которое рассмотрено, однако нарушения не устранены. Отсутствие контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов свидетельствует о неисполнении ответчиком публично-правовых обязанностей по созданию и обустройству контейнерных площадок на улице Верхняя села Верхняя Липовка Камышинского района Волгоградской области в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» и СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3, а также свидетельствует о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного истец просил обязать администрацию Камышинского муниципального района Волгоградской области в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда создать и обустроить контейнерные площадки накопления твердых коммунальных отходов на улице Верхняя села Верхняя Липовка Камышинского района Волгоградской области в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» и СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3.
Протокольными определениями Камышинского городского суда Волгоградской области от 1 февраля 2024 года, 28 февраля 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «ЭкоЦентр»; изменен процессуальный статус администрации Терновского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области с третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на соответчика (л.д. 40-43, 82-85).
Истец - старший помощник Камышинского городского прокурора Мулдашева А.Н. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, просила возложить обязанность солидарно на ответчиков создать и обустроить контейнерные площадки накопления твердых коммунальных отходов на улице Верхняя села Верхняя Липовка Камышинского района Волгоградской области.
Ответчик администрация Камышинского муниципального района Волгоградской области, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, явку представителя не обеспечили, ранее в судебном заседании представитель Сёмин И.А. с исковыми не согласился, указал, что администрация Камышинского муниципального района является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов на улице Верхняя села Верхняя Липовка Камышинского района Волгоградской области установить невозможно, так как ширина дороги не позволит специализированной технике проезжать по ней и осуществлять услугу по вывозу мусора.
Ответчик администрация Терновского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, явку представителя не обеспечили, причина неявки судом не установлена, возражений не представили.
Третье лицо ООО «ЭкоЦентр», будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, явку представителя не обеспечили; в материалах дела имеется объяснение Тымчук Ю.А., в которых она просит при вынесении решения учесть следующие обстоятельства. 8 ноября 2023 года ими был проведен осмотр территории места размещения площадки накопления ТКО, по результатам которого выявлено, что проезд на улицу Верхняя села Верхняя Липовка Камышинского района Волгоградской области происходит через насыпную дамбу, ширина которой составляет 3,2 м, что соответственно делает невозможным проезд специальной техники регионального оператора. Состояние грунтовой дороги, её протяженность, а также наличие растительности также затрудняет проезд и делают невозможным разворот мусоровоза. При таких обстоятельства, целесообразно обустроить контейнерную площадку перед дамбой, что позволит оказывать коммунальную услугу в полном объеме (л.д. 48-51).
Информация по делу своевременно размещалась на интернет-сайте Камышинского городского суда Волгоградской области http://kam.vol.sudrf.ru.
С учётом положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотрение дела при указанной явке.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования иска заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Статьёй 42 Конституции Российской Федерации гарантируется право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Также Конституцией Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12).
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ закреплено, что к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с частью 4 приведенной нормы Закона иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Таким образом, федеральным законодателем вопрос участия в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов прямо не отнесен к компетенции органа местного самоуправления сельского поселения.
В то же время, согласно статье 1 Закона Волгоградской области от 28.11.2014 № 156-ОД «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Волгоградской области» за сельскими поселениями в Волгоградской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 6, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 24, 26, 31, 33.1, 33.2 и 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В силу пунктов 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон № 89) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3 статьи 8 Федерального закона № 89).
В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4).
Во исполнение приведенной нормы закона Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 4 Правил, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
В соответствии с пунктами 11-13 Правил реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
В течение 10 рабочих дней со дня внесения в реестр сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов такие сведения размещаются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а при его отсутствии - на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являющегося стороной соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Указанные сведения должны быть доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц без взимания платы.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредствам выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно пункту 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки). Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Пунктом 4 Санитарных правил предусмотрено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров. Допускается уменьшение не более чем на 25 % указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам. В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 10 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 20.10.2023 № 1522-ОД на территории Волгоградской области утверждена территориальная схема обращения с отходами.
Согласно пункту 6.1 данной территориальной схемы накопление ТКО осуществляется способами, указанными в пункте 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641».
Накопление крупногабаритных отходов (далее - КГО) осуществляется: на контейнерных площадках для накопления ТКО; на специальных площадках складирования КГО.
В настоящее время на территории всех муниципальных образований Волгоградской области применяется централизованная система сбора ТКО, которая представлена двумя способами: контейнерный; в пакетах. Наиболее распространена система одноэтапного вывоза ТКО с предварительным накоплением в контейнеры следующих типов: металлические либо пластиковые, объемом 0,24; 0,36; 0,5; 0,66; 0,7; 0,75; 0,8; 1; 1,1 куб. м; металлические контейнеры-бункеры, объемом 8 куб. м.
Общее количество контейнеров было определено по данным, представленным органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области. Сведения о контейнерных площадках и контейнерах, расположенных на территории Волгоградской области, приведены в Приложении 6.4 и в электронной модели территориальной схемы.
В Волгоградской области для накопления ТКО в зонах застройки многоквартирными домами, как правило, используются контейнеры объемом 0,24; 0,36; 0,5; 0,66; 0,7; 0,75; 0,8 и 1,1 куб. м. Для накопления ТКО в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, на территориях ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, как правило, используются контейнеры объемом 0,75 куб. м, 0,8 куб. м и бункеры-накопители объемом 8 куб. м.
Отдельные площадки для накопления КГО на территории Волгоградской области, как правило, не оборудуются, население размещает КГО на тех же площадках, где размещается ТКО. Затем КГО вручную загружается в специализированный транспорт. На некоторых площадках для накопления ТКО дополнительно установлены отдельные бункеры объемом 8 куб. м.
Площадки накопления отходов должны быть оборудованы в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
В пункте 6.5 территориальной схемы указано, что раздельное накопление предполагает складирование различных фракций ТКО в предназначенных для этих целей контейнерах. Раздельное накопление ТКО может осуществляться путем использования большого количества различных контейнеров для отдельного накопления стекла (в том числе по цветам), пластика, бумаги и прочих фракций, либо путем использования двух различных контейнеров с определенной цветовой индикацией.
В Волгоградской области вводится раздельное накопление ТКО по двухконтейнерной системе, при этом допускается дополнительное раздельное накопление отдельных фракций сухих отходов путем установленных дополнительно контейнеров.
Внедрение раздельного накопления ТКО планируется до конца 2025 года в Руднянском, Ольховском, Новониколаевском, Серафимовичском, Даниловском, Фроловском, Старополтавском, Городищенском, Урюпинском, Кумылженском, Николаевском, Камышинском, Иловлинском, Жирновском, Еланском, Палласовском, Клетском, Нехаевском, Котельниковском, Дубовском, Чернышковском, Быковском, Алексеевском, Среднеахтубинском, Суровикинском, Киквидзенском, Новоаннинском, Светлоярском, Ленинском, Котовском, Октябрьском, Калачевском муниципальных районах, городских округах Волгоград, Волжский, Урюпинск, Фролово, Камышин, Михайловка.
Камышинский муниципальный район Волгоградской области является муниципальным образованием, которое образовано и наделено статусом муниципального района Законом Волгоградской области от 5 марта 2005 года № 1022-ОД «Об установлении границ и наделении статусом Камышинского района и муниципальных образований в его составе». Официальное наименование муниципального образования – Камышинский муниципальный район Волгоградской области (статья 2 Устава Камышинского муниципального района Волгоградской области, принятого постановлением Камышинской районной Думы Волгоградской области от 15 июня 2005 года № 137-РД).
Территорию Камышинского муниципального района Волгоградской области образует, в том числе территория сельского поселения Терновское, в состав которого входит село Верхняя Липовка (подпункт 5 пункта 1 статьи 3 Устава Камышинского муниципального района Волгоградской области).
Как следует из материалов дела Камышинской городской прокуратурой по обращению Крютченко Т.М. проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено, что на улице Верхняя села Верхняя Липовка Камышинского района отсутствуют места накопления отходов, ближайшие площадки ТКО находятся на расстоянии более 100 м от крайних домов по улице Верхняя, при этом протяженность данной улицы составляет 1387 м., на ней расположено 19 жилых домов, в которых проживают 25 человек (л.д. 27).
По результатам проведенной проверки, 8 сентября 2023 года в адрес главы администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об отходах производства и потребления (л.д. 12-14).
17 ноября 2023 года на представление прокурора администрация Камышинского района Волгоградской области сообщила о том, что представителями регионального оператора по обращению с ТКО ООО «ЭкоЦентр», администрации Камышинского района Волгоградской области, администрации Терновского сельского поселения проведен осмотр улицы Верхняя села Верхняя Липовка, в ходе которого установлено, что ширина дамбы, через которую осуществляется проезд на данную улицу, составляет 3,2 метра, проезд мусоровоза на базе КАМАЗ не представляется возможным, в связи с чем оборудование площадки для сбора ТКО в настоящее время нецелесообразно ввиду невозможности вывоза мусора. Администрацией Камышинского муниципального района направлены ходатайства в адрес комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области о включении вышеуказанной улицы в реестр труднодоступных населенных пунктов, а также в адрес регионального оператора по обращению с ТКО ООО «ЭкоЦентр» о приобретении на участок Камышинского района транспорта меньших габаритов (л.д. 15-19).
5 декабря 2023 года ООО «ЭкоЦентр» сообщает заместителю председателя комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области о том, что поскольку проезд специализированной грузовой техники по улицы Верхняя села Верхняя Липовка Камышинского района невозможен, целесообразно обустроить контейнерную площадку для накопления ТКО перед дамбой (л.д. 52).
29 декабря 2023 года ООО «ЭкоЦентр» дан ответ главе Камышинского муниципального района о том, что в целях предоставления жителям улица Верхняя села Верхняя Липовка коммунальной услуги по обращению с ТКО, они предлагают следующие возможные пути решения вопроса: складирование ТКО в имеющиеся контейнеры в селе Верхняя Липовка, складирование ТКО в контейнер, установленный в планируемом месте обустройства контейнерной площадки (л.д. 56 - оборот страницы).
27 января 2024 года глава Камышинского муниципального района ставит в известность регионального оператора по обращению с ТКО – ООО «ЭкоЦентр» о том, что обустройство площадки ТКО перед дамбой на въезде на улицу Верхняя села Верхняя Липовка Камышинского муниципального района не решает проблему обеспечения потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО, проживающим на вышеуказанной улице, а Камышинским городским прокурором в настоящее время направлено в суд исковое заявление с требованием обустроить площадку ТКО на указанной улице, в связи с чем работы по обустройству площадки ТКО будут проведены после вступления в силу решения суда (л.д. 57).
Невыполнение органом местного самоуправления возложенной обязанности по обустройству мест (площадок) накопления ТКО в селе Верхняя Липовка в соответствии с нормами действующего санитарно-экологического законодательства послужило основанием для обращения Камышинского городского прокурора в суд с настоящим иском.
В судебном заседании сторонами не отрицалось, что площадка (место) ТКО по улице Верхняя с. Верхняя Липовка Камышинского муниципального района отсутствует. При этом, исходя из реестра мест накопления ТКО Терновского сельского поселения Камышинского муниципального района, размещенной на официальном сайте данного поселения, для жителей улицы Верхняя предусмотрено складирования отходов в контейнер, расположенный на улице Низовая, дом 1, который расположен на значительно отдаленном расстоянии от улицы Верхняя.
Полномочия от администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области к администрации Терновского сельского поселения Камышинского муниципального района относительно вопросов, регулирующих отношения в сфере обращения с ТКО, не передавались. Администрация Камышинского муниципального района участвует в согласовании схемы движения спецтранспорта по транспортировке ТКО (мусоровозов), предоставленной региональным оператором по обращению с ТКО на территории Волгоградской области, осуществляет сбор информации для дальнейшего направления в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области для формирования реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно пункту 18 статьи 14 Федерального закона № 131 ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям сельских поселений. В этой связи администрация Камышинского муниципального района не занимается ведением реестра мест накопления отходов.
В соответствии с разделом III Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» реестр сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов размещен на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области. Данные для формирования реестра предоставляются администрациями поселений Камышинского муниципального района. Ежеквартально сведения уточняются. При внесении изменений администрации сельских поселений в течение 10 дней со дня поступления заявления о согласовании обустройства площадки (места) ТКО предоставляют измененные сведения в администрацию Камышинского муниципального района для дальнейшей передачи сведений в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области.
Согласно пункту 1 статьи 21 Устава Камышинского муниципального района Волгоградской области администрация Камышинского муниципального района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Камышинского муниципального района.
К вопросам местного значения Камышинского муниципального района относятся, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территории Камышинского муниципального района Волгоградской области (подпункт 15 пункта 1 статьи 5 Устава).
В пункте 10 статьи 5.1 Устава Камышинского муниципального района Волгоградской области указано, что к вопросам местного значения, закрепленным за сельскими поселениями Камышинского муниципального района относятся, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.05.2023 № 27-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 10 и 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также пунктов 16-18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования «Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края» и администрации Новосибирского района Новосибирской области» основным законодательным актом, регулирующим отношения в области местного самоуправления, является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который, как следует из его преамбулы, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления, а также определяет государственные гарантии его осуществления. К общим принципам организации местного самоуправления, получившим закрепление в данном Федеральном законе, относятся и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения, их дифференциацию по видам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов и их прав, связанных с решением вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, а также определение порядка и условий наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Согласно Федеральному закону № 131 местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения; в городских округах в соответствии с законами субъекта Российской Федерации местное самоуправление может осуществляться также на территориях внутригородских районов (часть 1 статьи 10).
Определяя перечни вопросов местного значения по видам муниципальных образований, данный Федеральный закон в редакции, действовавшей до 1 января 2016 года, относил к вопросам местного значения городского поселения организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (пункт 18 части 1 статьи 14 и пункт 14 части 1 статьи 15 в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ). С 1 января 2016 года к числу вопросов местного значения городского поселения было отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов, а к числу вопросов местного значения муниципального района - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (пункт 18 части 1 статьи 14 и пункт 14 части 1 статьи 15 в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ).
С 1 января 2019 года приведенное правовое регулирование скорректировано Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ (пункты 1 и 2 статьи 4). В частности, к числу вопросов местного значения городского поселения стало относиться участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов, при этом на территориях сельских поселений, входящих в состав муниципального района, данный вопрос решается органом местного самоуправления соответствующего муниципального района, если его решение не отнесено к ведению органов местного самоуправления сельских поселений законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений; к числу же вопросов местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующего муниципального района (пункт 18 части 1, части 3 и 4 статьи 14 и пункт 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ).
Установление федеральным законодателем перечня вопросов местного значения муниципальных образований предполагает, как правило, закрепление лишь предметной сферы их ведения, что обусловливает необходимость - при определении конкретных полномочий органов местного самоуправления, в частности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а также объема финансовых обязательств муниципальных образований, обеспечивающих реализацию этих полномочий, - учитывать компетенцию органов публичной власти иных территориальных уровней, которой они наделены в соответствующей области, а это, в свою очередь, предопределяет обращение помимо приведенных положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к нормам специального отраслевого законодательства, регулирующего соответствующие отношения.
В пункте 3.1 данного Постановления указано, что предусмотренное статьей 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду - в контексте провозглашенных в ее преамбуле цели обеспечения благополучия и процветания России и ответственности за страну перед нынешним и будущими поколениями, а также конституционного требования о сбалансированности прав и обязанностей гражданина (статья 75.1) - неразрывно связано с конституционной обязанностью сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58). Исполнению данной конституционной обязанности, являющейся одновременно частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, и вместе с тем достижению конституционно значимой цели сохранения благоприятной окружающей среды, включая ее защиту от негативного воздействия отходов производства и потребления, призван содействовать, в частности, Федеральный закон «Об охране окружающей среды», который в развитие упомянутых конституционных предписаний устанавливает правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, в том числе определяет полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в данной сфере, а также предусматривает требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, включая требования при обращении с отходами производства и потребления (статья 51).
Данный Федеральный закон, возлагающий осуществление управления в области охраны окружающей среды на органы местного самоуправления (статья 10), относит к субъектам природоохранной деятельности не только указанные органы, но и органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, которым предоставляются достаточно широкие полномочия в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (статьи 5 и 6). При этом, если до 1 января 2019 года данный Федеральный закон предусматривал (пункты 1 и 2 статьи 7 в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ) аналогичное установленному Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регулирование в части вопросов местного значения городских поселений и муниципальных районов, относящихся к сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, то в действующей редакции он вовсе не определяет конкретные полномочия городских поселений в этой сфере, а к вопросам местного значения муниципального района относит лишь организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды (пункт 1 статьи 7 в редакции Федерального закона от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ).
В то же время данный Федеральный закон исходит из принципа ответственности органов всех трех уровней публичной власти за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (абзац одиннадцатый статьи 1 и абзац шестой статьи 3), что согласуется с конституционными предписаниями о единстве системы публичной власти.
Как следует из пункта 3.2. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.05.2023 № 27-П, согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления», являющемуся специальным законодательным актом, устанавливающим правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду (преамбула), территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, а организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом (пункты 1 и 2 статьи 13). Приведенные законоположения не устанавливают конкретных полномочий органов публичной власти по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов, не освобождают органы местного самоуправления от участия в этой деятельности, но в то же время не возлагают обязанность по ее осуществлению исключительно на указанные органы.
В силу этого названные нормы подлежат применению во взаимосвязи с иными положениями данного Федерального закона, предусматривающими полномочия в области обращения с отходами, принадлежащие как органам местного самоуправления, так и органам государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также во взаимосвязи с нормами других федеральных законов, регулирующими отношения в рассматриваемой сфере.
С учетом изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, исходя из того, что создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесено нормами действующего законодательства к полномочиям органов местного самоуправления, которые самостоятельно должны создавать и содержать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, определять схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и вести реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, учитывая, что приведенные нормы не устанавливают конкретных полномочий органов публичной власти по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, не освобождают органы местного самоуправления от участия в этой деятельности, но в то же время не возлагают обязанность по ее осуществлению исключительно на указанные органы, принимая во внимание, что администрация Камышинского муниципального района Волгоградской области и администрация Терновского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области уклоняются от выполнения возложенных на них законом обязанности, в связи с чем нарушаются гарантированные статьей 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, и не реализуются принципы государственной политики в области обращения с отходами на территории региона, суд, вопреки доводам ответчика, приходит к выводу о том, что исковые требования Камышинского городского прокурора о возложении обязанности на администрацию Камышинского муниципального района Волгоградской области и администрацию Терновского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области создать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов по ул. Верхняя с. Верхняя Липовка Камышинского района являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом суд не может принять во внимание доводы представителей ответчика администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области и третьего лица ООО «ЭкоЦентр» о невозможности обустроить контейнерную площадку по улице Верхняя, села Верхняя Липовка Камышинского района Волгоградской области и целесообразности установить её перед дамбой, исходя из следующего.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» в целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
По запросу уполномоченного органа территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, подготавливает заключение и направляет его в уполномоченный орган в срок не позднее 5 календарных дней со дня поступления запроса (пункт 6).
По результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 7).
Основаниями отказа уполномоченного органа в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов являются: а) несоответствие заявки установленной форме; б) несоответствие места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов требованиям правил благоустройства соответствующего муниципального образования, требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 8).
О принятом решении уполномоченный орган уведомляет заявителя в срок, установленный пунктами 5 и 6 настоящих Правил. В решении об отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в обязательном порядке указывается основание такого отказа (пункт 9).
Таким образом, нормами действующего законодательства предусмотрено, что решение о создании мест (площадок) накопления ТКО принимает орган местного самоуправления при обязательном согласовании с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, каким на территории Камышинского района Волгоградской области является территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области.
Между тем, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что ответчики обращались с заявками в ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области относительно согласования места (площадки) размещения накопления твердых коммунальных отходов, получали ответ от уполномоченного органа относительно несоответствия места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов требованиям правил благоустройства соответствующего муниципального образования, требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов, на ул. Верхняя в с. Верхняя Липовка Камышинского муниципального района Волгоградской области.
В соответствии с положениями части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая значимость разрешаемого судом требования, направленного на защиту прав, свобод и законных интересов жителей Терновского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области, интересов Российской Федерации, суд определяет срок для его исполнения в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, полагая, что он соответствует принципам разумности и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Камышинского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3444051965), администрации Терновского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3410004526) о возложении обязанности создать и обустроить контейнерные площадки накопления твердых коммунальных отходов - удовлетворить.
Возложить на администрацию Камышинского муниципального района Волгоградской области, администрацию Терновского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда создать и обустроить контейнерные площадки накопления твердых коммунальных отходов на улице Верхняя села Верхняя Липовка Камышинского района Волгоградской области в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» и СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Камышинский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий В.А. Ветлугин
справка: мотивированное решение суда изготовлено 25 марта 2024 года