Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Самара 27 июня 2023 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Добиной Д.Д.,
с участием представителя административного истца Родобольской И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1542/2023 по административному исковому заявлению Константинова Алексея Михайловича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества равной рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Административный истец обратился в Самарский областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости нежилого здания (зерносклад № 2 к/ц 1), назначение: нежилое, площадью 2088,3 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 7 260 842 рублей по состоянию на 01.01.2021.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником объекта недвижимого имущества с кадастровым номером №, кадастровая стоимость которого определена по состоянию на 01.01.2021 в размере 12 527 024, 61 рублей. Установленная кадастровая стоимость не соответствует рыночной стоимости, что влечет увеличение налогов для административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца Родобольская И.А., действующая на основании доверенности, административные исковые требования поддержала и просила удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Административные ответчики ППК Роскадастр по Самарской области (Управление Росреестра по Самарской области), Правительство Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области, а также заинтересованные лица ППК Роскадастр в лице филиала ППК Роскадастр по Самарской области, администрация м.р. Волжский Самарской области, Вдовиченко А.С. извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в судебное заседание представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении не поступило.
В письменном отзыве на иск ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» разрешение административного иска оставило на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Заинтересованное лицо администрация с.п. Курумоч м.р. Волжский Самарской области в письменном отзыве на административный иск высказало несогласие с заявленными исковыми требованиями, указав о наличии месторасположения участка, асфальтовых подъездных путей, подвода и использование всех коммуникаций. Ссылаясь на анализ судебной практики и полагаясь на выводы Самарского областного суда по аналогичным делам, администрация полагает, что проведенная административным истцом рыночная оценка существенно занижена, и просит отказать в заявленных требованиях в полном объеме, дело рассмотреть в отсутствии представителя заинтересованного лица.
Учитывая требования статьи 150, части 4 статьи 247 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения явившихся по делу лиц, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года № 106 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ –1 марта 2018 года.
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве долевой собственности принадлежит ? доля объекта недвижимого имущества – здания с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, площадью 2088,3 кв.м, назначение: нежилое, наименование: нежилое здание (зерносклад № 2 к/ц 1). Вторым сособственником является заинтересованное по делу лицо Вдовиченко А.С.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 № 2451 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской области» по состоянию на 01.01.2021 определена кадастровая стоимость указанного здания в размере 12 527 024 рублей 61 коп., указанные сведения внесены в ЕГРН 08.01.2022.
Административный истец, будучи собственником спорных объектов, является плательщиком налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет муниципального образования. Налоговой базой для исчисления налога на имущество является кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Установление кадастровой стоимости здания в размере рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца, от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера налога на имущество.
Согласно статье 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании.
Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
Административный истец воспользовался предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и 05.06.2023 обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд.
В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
При таких обстоятельствах, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости является обоснованным.
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административным истцом в обоснование заявленных требований представлен отчет об оценке № 169/05-2023 от 17.05.2023 оценщика Аполосовой Н.Ю. независимой оценочной компании ООО «Центр оценки и права «Визит» об определении рыночной стоимости нежилого здания по состоянию на 01.01.2021 в размере 7 260 842 рублей.
Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
Требования к порядку проведения оценки и осуществлению оценочной деятельности определяются стандартами оценочной деятельности (статья 20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
В соответствии с пунктом 4 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 г. № 298 (далее - ФСО № 2), результатом оценки является итоговая величина стоимости объекта оценки.
Согласно пункту 5 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 г. № 297 (далее - ФСО № 1), стоимость объекта оценки - это наиболее вероятная расчетная величина, определенная на дату оценки в соответствии с выбранным видом стоимости согласно требованиям ФСО № 2, в пункте 5 которого указана и рыночная стоимость.
Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе при совершении сделок купли-продажи, передаче в аренду или залог, страховании, кредитовании, внесении в уставный (складочный) капитал, для целей налогообложения, при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, реорганизации юридических лиц и приватизации имущества, разрешении имущественных споров и в иных случаях (пункт 4 ФСО № 2).
В силу пункта 11 ФСО № 1 основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком.
При оценке объекта недвижимости специалист применил сравнительный и доходный подходы, от применения затратного отказался, приведя аргументы о нецелесообразности его использования.
Исходя из источников информации, используемой оценщиком Аполосовой Н.Ю., при оценке спорного объекта (отдельное стоящее здание) использованы сопоставимые аналоги, то есть сходные с объектом оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (пункту 10 ФСО № 1), в том числе фактическое месторасположение зданий на земельных участках, имеющих подъездные пути (в том числе асфальтовые), а также подвод и существующие коммуникации, что следует из текстов объявлений о продаже объектов-аналогов и свидетельствует о верном их подборе.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости здания основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объекта недвижимости, содержащих сведения об иной рыночной стоимости, либо о наличии противоречий в суждениях оценщика, порождающие сомнения в обоснованности отчета административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.
Судом не принимаются во внимание доводы заинтересованного лица администрации с.п. Курумоч м.р. Волжский Самарской области о занижении рыночной оценки, проведенной административным истцом во внесудебном порядке, поскольку каких-либо мотивов, замечаний нем высказано. Вопреки возражениям заинтересованного лица рыночная стоимость спорного объекта определена с учетом месторасположения здания на земельном участке, асфальтовые подъездные пути, подвод и использование существующих коммуникаций. Доказательств о наличии коммуникаций либо иных характеристик, не учтенных оценщиком, администрацией с.п. Курумоч м.р. Волжский Самарской области не представлено.
Кроме того, в отзыве на иск ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» указывает, что определенная в отчете об оценке рыночная стоимость спорного объекта находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относится спорное нежилое здание.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в отчете об оценке выводам об итоговой величине рыночной стоимости объекта недвижимого имущества на дату кадастровой оценки, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости здания равной его рыночной стоимости, определенной в отчетах об оценке, подлежат удовлетворению. Возражения администрации с.п. Курумоч м.р. Волжский Самарской области со ссылкой на выводы и решения Самарского областного суда по аналогичным делам, судом во внимание не принимаются, поскольку судебных актов, имеющих преюдициальное значение для разрешения настоящего спора суду не представлено.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 05.06.2023, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск Константинова Алексея Михайловича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – здания с кадастровым номером №, местоположение: <адрес> площадью 2088,3 кв.м, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 7 260 842 (семь миллионов двести шестьдесят тысяч восемьсот сорок два) рублей.
Датой подачи заявления в суд считать 05.06.2023.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 03.07.2023.
Судья И.А. Щетинкина