Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-839/2023 ~ М-724/2023 от 25.05.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Аксарка                                                                                                          07 июля 2023 года

Лабытнангский городской суд постоянное судебное присутствие в с. Аксарка Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего судьи                                                  Исхакова Р.М.

при секретаре судебного заседания                                          Макаровой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-839/2023 по иску и.о. прокурора ... ФИО4, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 к администрации ... о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора ... ФИО4, действуя в интересах несовершеннолетней ФИО1, ДД/ММ/ГГ г.р., в лице ее законного представителя ФИО2, обратился в суд с исковым заявлением к администрации ... о компенсации морального вреда в размере 15 000 рублей по тем основаниям, что ДД/ММ/ГГ несовершеннолетняя ФИО1 по пути следования к месту жительства подверглась укусу собаки, в результате чего получила телесные повреждения в виде укушенной раны нижней трети правого бедра, испытала физические и нравственные страдания. Ссылаясь на нормы девствующего законодательства, указывает, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в ... наделены полномочиями в области обращения с животными без владельцев, в связи с чем с ответчика надлежит взыскать компенсацию морального вреда.

В судебном заседании и.о. прокурора ... ФИО4 поддержала исковые требования в полном объеме.

Представители администрации ..., службы ветеринарии, ООО «Энергопрогресс Приуралья» в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Представителем ответчика представлен письменный отзыв, в котором он счел иск прокурора не подлежащим удовлетворению. Ссылаясь на нормы Федерального закона от ДД/ММ/ГГ № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 498-ФЗ), Закона ЯНАО от ДД/ММ/ГГ -ЗАО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов в ... отдельными государственными полномочиями ... в области обращения с животными» (далее Закон -ЗАО) полагает, что администрация ... является ненадлежащим ответчиком, поскольку указанными законами не установлена ответственность органов местного самоуправления за вред, причиненный здоровью граждан вследствие ненадлежащего обращения с животными, а установлена обязанность по реализации комплекса организационно-правовых, технических и распорядительных действий в установленной сфере деятельности. Последние исполняются администрацией надлежащим образом. В частности департаментом жилищ-коммунального комплекса заключен муниципальный контракт с ООО «Энергопрогресс Приуралья» на отлов животных. Согласно указанному контракту, отлов животных осуществляется по заявкам граждан и юридических лиц, однако таковых в марте-апреле 2023 года не поступало. Департаментом осуществляется работа по публикации статей об ответственном обращении с животными. Материал проверки КУСП неполон. В дело не представлено заключение эксперта о степени тяжести причиненных телесных повреждений.

Заслушав мнение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно части 1 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Федеральным законом № 498-ФЗ от ДД/ММ/ГГ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» урегулированы отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

Согласно статьи 2 указанного Закона, отношения в области обращения с животными регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно статьи 7 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся: установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них; установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев; установление порядка организации и осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного надзора в области обращения с животными; а также иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 8 указанного Закона полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.

Во исполнение Федерального закона от ДД/ММ/ГГ № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» принят Закон ... от ДД/ММ/ГГ -ЗАО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в ... отдельными государственными полномочиями ... в области обращения с животными» (вступил в законную силу ДД/ММ/ГГ) (далее по тексту - Закон AO).

В соответствии со ст.1 Закона -ЗАО органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в ... наделяются отдельными государственными полномочиями ... по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Отдельные государственные полномочия включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с ч.7 ст. 16 Федерального закона от ДД/ММ/ГГ № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в п.2 настоящей части; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от ДД/ММ/ГГ -Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон -Ф3) по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Аналогичные полномочия органов местного самоуправления закреплены ст.3 Закона -ЗАО.

Из материалов дела следует, что ДД/ММ/ГГ около 20:50 часов ФИО1 по пути следования к месту жительства на ... подверглась укусу собаки.

После случившегося несовершеннолетняя обратился в отделение скорой медицинской помощи ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская ЦРБ». По результатам осмотра установлено наличие укушенной раны нижней трети правого бедра. Из анамнеза следует, что последняя, возвращалась с прогулки, неожиданно напала стая собак (5 или 6), одна из них укусила за правое бедро, укус не спровоцированный.

Согласно выводам экспертного заключения у несовершеннолетней ФИО1 обнаружено телесное повреждение в виде укушенной раны на внутренней поверхности нижней трети правого бедра, которое расценивается как причинившее легкий вред здоровью человека, и могло образоваться при исследуемых событиях, то есть в результате укуса собаки.

ДД/ММ/ГГ законный представитель несовершеннолетней ФИО1ФИО2 обратился в прокуратуру ... с заявлением об обращении с исковым заявлением о компенсации морального вреда, в связи с причинением его дочери физических и нравственных страданий в результате нападения ДД/ММ/ГГ на нее бродячей собаки в ....

Из рапорта ОД ДЧ ОМВД России по ... от ДД/ММ/ГГ, следует, что в указанный день в 21:50 часов в дежурную часть поступило сообщение диспетчера отделения скорой медицинской помощи о том, что ДД/ММ/ГГ в 21:40 часов несовершеннолетней ФИО1 была оказана медицинская помощь. Установлен диагноз укушенная рана нижне трети правого бедра.

Данный рапорт был зарегистрирован в КУСП за . Соответственно ОМВД России по ... была организована проверка данного сообщения.

В рамках проверки получены объяснения несовершеннолетней и ее законного представителя, составлен протокол осмотра места происшествия, осуществлен обход ..., а также прилегающей ..., однако установить местонахождения собаки, а также возможного владельца животного, не представилось возможным.

Будучи опрошенной, несовершеннолетняя ФИО1 пояснил, что ДД/ММ/ГГ около 20:50 часов она направлялась домой от своей подруги. В указанное время, проходя по ... она увидела стаю примерно из 6 собак, которая направлялась ей навстречу, после чего, когда они пробегали рядом с ней, она их стала пропускать, при этом не пытаясь каким-либо образом их спровоцировать, напугать либо прогнать, и именно в этот момент одна из собак внезапно кинулась в ее сторону и укусила ее за правую ногу, а именно за внутреннюю часть бедра. После этого стая собак убежала далее в сторону поселка.

Как об этом указано выше, в соответствии с Законом -ЗАО к числу отдельных государственных полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в ... отнесены: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с ч.7 ст. 16 Федерального закона от ДД/ММ/ГГ № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В целях реализации отдельных государственных полномочий в области обращения с животными без владельцев, администрацией ... ДД/ММ/ГГ был заключен контракт с ООО «Энергопрогресс Приуралья» для отлова животных без владельцев.

Вместе с тем, согласно разделу 3 технического задания следует, что отлов животных без владельцев осуществляется по заявкам граждан и юридических лиц.

Однако из указанного следует, что никаких мер к пресечению возможного нападения животными на людей, и в первую очередь детей, не предпринимается.

В этой связи, учитывая, что несовершеннолетняя ФИО1 была укушен бродячей собакой, а полномочиями в области обращения с таковыми животными наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, суд возлагает ответственность за причиненный несовершеннолетней ФИО1 вред на ответчика.

В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Сам факт неожиданного укуса собакой, очевидно причинил несовершеннолетней нравственные страдания. При таких обстоятельствах, учитывая степень вины ответчика, возраст ФИО1, а также учитывая возникшие последствия в виде введения 5 антирабических вакцин, не вызывают у суда сомнений в разумности и справедливости суммы заявленных исковых требований.

Доводы представителя ответчика о том, что администрация ... не является надлежащим ответчиком по делу, являются несостоятельными.

Совокупность приведенных выше норм Закона возлагает на ответчика ответственность за достижение результата указанных мероприятий.

Право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите, что закреплено в ч. 1 ст. 20, ст. 41 Конституции РФ.

Нарушений норм действующего законодательства при проверке поступившего сообщения об укусе несовершеннолетней бродячей собакой судом не установлено, и таковые представителем ответчика не приведены.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Объяснения несовершеннолетней ФИО1 согласуются с представленными медицинскими документами и экспертным заключением о локализации обнаруженных телесных повреждений. Владелец данной собаки не был установлен.

Представленную совокупность доказательств суд находит достаточной для разрешения настоящего гражданского дела.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск и.о. прокурора ... ФИО4 удовлетворить.

Взыскать с администрации ... в пользу ФИО2, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО1, компенсацию морального вреда в размере ... рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ... через Лабытнангский городской суд постоянное судебное присутствие в ... в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий          /подпись/

Решение в окончательной форме принято ДД/ММ/ГГ.

Копия верна:

Судья                                                                                                              Р.М. Исхаков

2-839/2023 ~ М-724/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Приуралського района
Ответчики
Администрация Приуралського района
Другие
ООО "Энергопрогресс Приуралья"
Служба ветеринарии ЯНАО
Лаптандер Владимир Хавлович
Суд
Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Исхаков Роберт Миндибаевич
Дело на сайте суда
labytnangsky--ynao.sudrf.ru
25.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.05.2023Передача материалов судье
29.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.06.2023Судебное заседание
07.07.2023Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее