Дело № УИД 32RS0№-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 декабря 2023 года г. Трубчевск Брянской области
Трубчевский районный суд Брянской области в составе
председательствующего Прибыльновой Т.П.,
при секретаре Крюковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пановой Т.П. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес>, межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Трубчевский» о признании права на получение выплат и об установлении факта нахождения на иждивении,
УСТАНОВИЛ:
Панова Т.П. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что является супругой П, умершего ДД.ММ.ГГГГ. При жизни П являлся пенсионером МВД, получал пенсию в размере 44 537 рублей 60 копеек, ежемесячную компенсационную выплату неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами в размере 1 200 рублей, страховую пенсию по старости в размере 1 228 рублей 54 копейки, единовременную денежную выплату инвалидам в размере 3 825 рублей 92 копейки. Ежемесячный доход умершего П составлял 50 563 рубля 54 копейки. Она нетрудоспособна, получает пению по старости в размере 12 667 рублей 23 копейки, что значительно ниже дохода супруга. При жизни супруга они проживали одной семьей и вели единое хозяйство, она находилась на его иждивении. После смерти супруга, она обратилась в МО МВД России «Трубчевский» с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца, письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей было разъяснено, что необходимо подтвердить факт нахождения на иждивении, предоставив судебное решение, в связи с чем Панова Т.П. просит суд: установить факт ее нахождения на иждивении у супруга; признать за ней право на получение пенсии по случаю потери кормильца; обязать ответчика назначить ей пенсию со дня смети супруга – с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание истец Панова Т.П. не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчиков УМВД России по Брянской области и МО МВД России «Трубчевский» Богатырева Т.В. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.
В возражениях на иск указала, что требования Панова Т.П. не обоснованы, доказательств тому, что супруг предоставлял материальное обеспечение, которое являлось основным доходом истца в материалы дела не представлено.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд определил продолжить рассмотрение дела в отсутствие неявившихся.
Из материалов дела следует, что Панова Т.П. состояла в зарегистрированном браке с П
П получал пенсию МВД в размере 44 537 рублей 60 копеек, ежемесячную компенсационную выплату неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами в размере 1 200 рублей, страховую пенсию по старости в размере 1 228 рублей 54 копейки, единовременную денежную выплату инвалидам в размере 3 825 рублей 92 копейки.
П умер ДД.ММ.ГГГГ
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Пановой Т.П. было разъяснено, что для назначения пенсии по случаю потери кормильца следует представить: заявление, копию свидетельства о браке, копию и подлинник свидетельства о смерти П, справку ГУ ОПФ РФ о неполучении пенсии, либо прекращении выплаты, справку жилищного органа о нахождении на иждивении умершего, либо решение суда о нахождении на иждивении.
Как следует из справки выданной Отделением пенсионного обслуживания ЦФО УМВД России по <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ П произведены выплаты пенсии в размере 533 080 рублей 08 копеек.
Кроме того, П получал ежемесячную компенсационную выплату неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами в размере 1 200 рублей, страховую пенсию по старости в размере 1 228 рублей 54 копейки, единовременную денежную выплату инвалидам в размере 3 825 рублей 92 копейки.
Таким образом, судом установлено, что ежемесячный доход П составлял 50 792 рубля 06 копеек.
Истец Панова Т.П. является получателем пенсии по государственному пенсионному обеспечению, размер которой составляет 12 667 рублей 23 копейки в месяц.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" устанавливаются следующие виды страховых пенсий: страховая пенсия по старости; страховая пенсия по инвалидности; страховая пенсия по случаю потери кормильца.
В силу статьи 5 указанного Федерального закона лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.
В соответствии с частью первой статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.
Пунктом 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определен круг лиц, которые признаются нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, в их числе супруг умершего кормильца, если он достиг возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо является инвалидом.
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств.
Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на страховую пенсию по случаю потери кормильца (ч. 6 ст. 10 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
Статьей 1 Федерального Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 определен круг лиц, на которых распространяется действие данного закона. В их числе названы лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
Частью 2 ст. 5 Федерального Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 предусмотрено, что в случае гибели или смерти лиц, указанных в ст. 1 данного закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных этим законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
Условия, определяющие право на пенсию по случаю потери кормильца, установлены в ст. 28 Федерального Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, согласно которой пенсия по случаю потери кормильца, в том числе семьям пенсионеров из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего закона, назначается, если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.
Статьей 29 Федерального Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 определено, что право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего закона, состоявшие на их иждивении.
Нетрудоспособными членами семьи в силу п. б ч. 3 ст. 29 названного закона считается в том числе супруг, если он достиг возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами.
В соответствии со статьей 31 Федерального Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (часть 1).
По смыслу названных норм Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ и Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, понятие "иждивение" предполагает как полное содержание лица умершим кормильцем, так и получение от него содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, то есть не исключает наличие у лица (члена семьи) умершего кормильца какого-либо собственного дохода (получение пенсии). Факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего кормильца членом его семьи может быть установлен, в том числе в судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой погибшим кормильцем, и его собственными доходами, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию члена семьи умершего кормильца. Такое толкование понятия "иждивение" согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30 сентября 2010 года N 1260-О-О.
Согласно п. 1 ст. 33 СК РФ законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности.
Пунктом 2 ст. 34 СК РФ предусмотрено, что к имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие).
Из приведенных норм семейного законодательства, в частности, следует, что доходы каждого из супругов, в том числе от трудовой деятельности, и полученные ими пенсии, пособия и другие денежные выплаты, кроме выплат, имеющих специальное целевое назначение, являются общим имуществом супругов. Распоряжение общим имуществом супругов осуществляется по их обоюдному согласию.
Суд разрешая вопрос о том, являлась ли для истца помощь ее супруга основным источником средств существования, и учитывая положения норм семейного законодательства об общих доходах супругов (об общем имуществе супругов) и порядке расходования этих средств учитывает, что Панова Т.П. и П состояли в браке, проживали одной семьей, имели общие доходы, соответственно, расходы каждого из супругов не ограничивались только личными нуждами каждого из них, в связи с этим доводы представителя ответчиков, изложенные в возражениях на исковое заявление о том, что разница в доходах супругов не подтверждает, что доход умершего супруга являлся для Пановой Т.П. основным источником средств к существованию, а её пенсия превышает величину прожиточного минимума установленного для пенсионеров в Брянской области, нельзя признать правомерным, в силу следующего.
Право на получение пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, в силу приведенного выше правового регулирования имеют члены семьи умершего кормильца, являющиеся на момент его смерти нетрудоспособными и находившиеся на его иждивении.
Обращаясь в суд Панова Т.П. указала на то, что размер ее пенсии значительно меньше ежемесячного дохода, который получал её супруг, а она получала от него помощь, которая была для нее постоянным и основным источником средств к существованию. В настоящее время она не может обеспечить свои минимальные жизненные потребности.
Судом установлено, что Панова Т.П. проживает одна в частном доме, по адресу: <адрес>.
Согласно представленным квитанциям, расходы на оплату коммунальных услуг, электроэнергию, газоснабжение, водоснабжение, вывоз ТКО, за декабрь 2022 года составили – 7 441 рубль 16 копеек.
Панова Т.П. страдает заболеваниями - <данные изъяты>, что подтверждается выпиской из амбулаторной карты больного в связи с чем ежемесячно несет расходы на приобретение лекарственных препаратов, на проведение соответствующих анализов.
Истец в возрасте 62 лет на момент смерти супруга, являлась нетрудоспособной, получала пенсию по старости в размере 12 667 рублей 23 копейки и таким образом получала от П помощь, которая была для нее постоянным и основным источником средств к существованию, так как размер доходов П значительно превышал размера дохода, супруги, составлял в месяц 50 792 рубля 06 копеек.
Данные обстоятельства, и представленные суду доказательства дают основания полагать, что факт нахождения Пановой Т.П. на иждивении умершего супруга на день его смерти - нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, в связи с чем исковые требования в части установления факта нахождения на иждивении умершего супруга законны и подлежат удовлетворению.
Поскольку факт нахождения Пановой Т.П. на иждивении умершего супруга судом установлен, то истец имеет право на назначение пенсии по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ, но при условии предоставления ею в УМВД России по <адрес> необходимых документов, перечень которых был указан в письме начальника отдела пенсионного обслуживания ЦФО от ДД.ММ.ГГГГ №.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░