Решение по делу № 7-257/2023 от 27.04.2023

Дело № 7–257/2023

РЕШЕНИЕ

19 мая 2023 года                                                                      город Благовещенск

Судья Амурского областного суда Крук А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника – старшего судебного пристава МОСП по г. Белогорск и Белогорскому району УФССП России по Амурской области Репиной С.В. на решение судьи Белогорского городского суда Амурской области от 22 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – администрации города Белогорск Амурской области,

установил:

постановлением заместителя начальника – старшего судебного пристава МОСП по г. Белогорск и Белогорскому району УФССП России по Амурской области № 8737/23/28002–АП от 31 января 2023 года юридическое лицо – администрация города Белогорск Амурской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Белогорского городского суда Амурской области от 22 марта 2023 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, заместитель начальника – старшего судебного пристава МОСП по г. Белогорск и Белогорскому району УФССП России по Амурской области Репина С.В. обратилась в Амурский областной суд с жалобой, в которой просит решение судьи отменить.

В обоснование доводов жалобы указала, что решение судьи не соответствует обстоятельствам дела и незаконно; администрация г. Белогорск допустила неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом–исполнителем; вина администрации г. Белогорск подтверждается протоколом об административном правонарушении, исполнительным документом, постановлением о возбуждении исполнительного производства, постановлением о взыскании исполнительского сбора; исполнительное производство на момент составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления по делу приостановлено, отсрочено, либо прекращено не было; доводы жалобы о предпринятых должником мерах, направленных на выполнение требований исполнительного документа, не свидетельствуют об отсутствии вины должника в совершении административного правонарушения, поскольку они не привели к исполнению решения суда в установленный срок, являются недостаточными и не освобождают должника от административной ответственности; сведений о наличии уважительных причин неисполнения судебного решения судьи Белогорского городского суда в материалах исполнительного производства, материалах дела об административном правонарушении не представлено.

Надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела законный представитель администрации г. Белогорск, представитель МОСП по г. Белогорск и Белогорскому району УФССП по Амурской области в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило, в связи с чем дело рассмотрено при данной явке.

Защитник администрации г. Белогорск – Фролова Л.И. в судебном заседании возражала против доводов жалобы. Дополнительно пояснила, что в 2022 году администрация г. Белогорск обращалась в министерство социальной защиты Амурской области с запросом о выделении денежных средств на исполнение 35 судебных актов, однако от министерства поступил ответ о том, что денежные средства могут быть предоставлены только на приобретение 7 квартир; 22 февраля 2023 года администрация г. Белогорск обратилась в министерство о выделении денежных средств на приобретение 32 квартир, однако министерством выделены денежные средства на приобретение только 7 квартир; у администрации г. Белогорск отсутствуют свободные жилые помещения.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав участника процесса, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом–исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229–ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В силу части 1 статьи 6 Федерального закона № 229 законные требования судебного пристава–исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава–исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав–исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав–исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав–исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (статья 105 Федерального закона № 229).

Как следует из материалов дела, на основании решения Белогорского городского суда Амурской области от 12 мая 2021 года на администрацию г. Белогорск Амурской области возложена обязанность предоставить Ф.И.О.4, <дата> года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, соответствующее санитарно–техническим нормам, расположенное на территории города Белогорска Амурской области, общей площадью не менее 18 квадратных метров.

На основании указанного решения суда 6 сентября 2021 года выдан исполнительный лист <данные изъяты>.

Постановлением судебного пристава–исполнителя МОСП по г. Белогорск и Белогорскому району УФССП России по Амурской области от 15 сентября 2021 года возбуждено исполнительное производство № <номер>, установлен 5–дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.

В указанный срок решение суда не исполнено.

Постановлением судебного пристава–исполнителя МОСП по г. Белогорск и Белогорскому району УФССП России по Амурской области от 11 октября 2021 года установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 17 ноября 2021 года, администрация г. Белогорск подвергнута взысканию исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

В указанный срок решение суда не исполнено.

Администрации г. Белогорск неоднократно вручались требования об исполнении решения Белогорского городского суда Амурской области от 12 мая 2021 года. Вместе с тем, во вновь установленный судебным приставом–исполнителем срок до 16 января 2023 года требование исполнительного листа <данные изъяты> администрацией г. Белогорск исполнено не было.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении юридического лица – администрации г. Белогорск дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и привлечения его к административной ответственности.

Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья городского суда исходила из того, что администрацией г. Белогорск предприняты зависящие от нее необходимые меры для исполнения решения суда; обстоятельства, препятствовавшие осуществлению исполнения решения суда в установленный срок, не могли быть устранены исключительно действиями администрации г. Белогорск; неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера обусловлено объективными обстоятельствами – отсутствием финансирования.

Вместе с тем, оснований согласиться с выводами судьи городского суда не имеется.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу положений статей 26.2, 26.11 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из положений части 4, абзаца 1 части 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131) органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Частью 2 статьи 63 Федерального закона № 131 определено, что финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пунктам 4, 10 части 1 статьи 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472–ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон Амурской области № 472) органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями: по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке по предоставлению детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений (жилых домов, квартир) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления; по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии со статьей 42 настоящего Закона в части: приема документов, необходимых для определения права на получение социальной выплаты, и их рассмотрения; принятия решений о наличии либо отсутствии у заявителя права на получение социальной выплаты; формирования (актуализации) списка заявителей, претендующих на получение социальной выплаты; выдачи сертификатов; приема документов, необходимых для получения социальной выплаты.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона Амурской области № 472 финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета.

Абзацем 2 части 5 статьи 19 Федерального закона № 131 определено, что органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Согласно пунктам 2, 4 части 1 статьи 51 Закона Амурской области № 472 при исполнении указанных полномочий органы местного самоуправления вправе: дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования области; предоставлять жилые помещения лицам, указанным в статье 4 настоящего Закона, из муниципального жилищного фонда с последующей компенсацией в соответствии с частью 5 статьи 5 настоящего Закона стоимости таких жилых помещений за счет субвенции на реализацию полномочий, установленных частью 1 статьи 4 настоящего Закона.

Общий объем субвенций на реализацию полномочий определяется в соответствии с порядком, предусмотренным Методикой распределения субвенций согласно приложению № 2 Закона Амурской области № 472.

В соответствии с положениями указанной Методики объем субвенции муниципальному образованию области на приобретение готовых жилых помещений определяется, в том числе, исходя из количества детей–сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на получение жилого помещения в муниципальном образовании области, за исключением лиц, которые обеспечиваются жилыми помещениями, переданными в собственность муниципального района, муниципального, городского округов области исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере управления государственным имуществом.

Пунктом 3 Методики определены случаи перераспределения субвенции, в частности при увеличении (уменьшении) в течение текущего финансового года показателей, учтенных при расчете объема субвенции, а также указано, что перераспределение субвенции осуществляется на основании письменных обращений органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов области об увеличении или уменьшении размера субвенции, направленных исполнительному органу государственной власти области, осуществляющему функции управления в сфере социальной защиты населения области, не позднее 1 октября текущего финансового года.

Совокупность приведенных правовых норм свидетельствует о том, что органы местного самоуправления, осуществляя государственные полномочия по предоставлению детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны представлять уполномоченному органу сведения о потребности в средствах областного бюджета, при этом муниципальные органы не лишены возможности приобретения благоустроенного жилого помещения за счет собственных финансовых ресурсов, либо обеспечения лиц из указанной категории граждан жилыми помещениями, входящими в жилой фонд муниципального образования.

Как следует из материалов дела, требованием ведущего судебного пристава–исполнителя МОСП по г. Белогорск и Белогорскому району УФССП России по Амурской области от 12 декабря 2022 года, врученным юридическому лицу 13 декабря 2022 года, установлен срок для исполнения требований исполнительного документа до 16 января 2023 года. Вместе с тем, в указанный срок от администрации г. Белогорск сведения о принятых мерах по исполнению решения суда в адрес МОСП по г. Белогорску и Белогорскому району УФССП России по Амурской области не поступили.

Доказательств, подтверждающих объективное существование уважительных причин неисполнения исполнительного документа, в срок, вновь установленный судебным–приставом исполнителем до 16 января 2023 года, в материалах дела не имеется.

Доводы защитника администрации г. Белогорск – Фроловой Л.И. о том, что в 2022 году администрация г. Белогорск обращалась в министерство социальной защиты Амурской области с запросом о выделении денежных средств на исполнение 35 судебных актов, однако от министерства поступил ответ о том, что денежные средства могут быть предоставлены только на приобретение 7 квартир; 22 февраля 2023 года администрация г. Белогорск обратилась в министерство о выделении денежных средств на приобретение 32 квартир, однако министерством выделены денежные средства на приобретение только 7 квартир; у администрации г. Белогорск отсутствуют свободные жилые помещения, не свидетельствуют о том, что администрацией г. Белогорск предприняты все зависящие от нее необходимые меры для исполнения требований исполнительного документа <данные изъяты>, поскольку вышеуказанные меры предприняты администрацией по истечении срока, вновь установленного судебным приставом–исполнителем в требовании от 12 декабря 2022 года.

Заключение соглашения № 2 от 16 января 2023 года между администрацией г. Белогорск и министерством социальной защиты населения Амурской области о предоставлении из областного бюджета субвенции бюджету г. Белогорск на финансовое обеспечение государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, не свидетельствует о принятии администрацией г. Белогорск мер для надлежащего исполнения решения суда в установленный срок, поскольку из указанного соглашения не следует, что оно заключено в целях исполнения решения суда от 12 мая 2021 года по возбужденному 15 сентября 2021 года исполнительному производству № <номер>.

При возбуждении дела об административном правонарушении и его рассмотрении администрацией г. Белогорск также не предоставлено доказательств того, что неисполнение требований исполнительного документа в установленный срок вызвано чрезвычайными препятствиями, находящимися вне контроля юридического лица при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась в целях надлежащего исполнения.

При таких обстоятельствах, вывод судьи об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, является преждевременным.

Оснований считать, что представленные в материалах дела доказательства, получили судебную оценку на основании надлежащего исследования всех обстоятельств и доказательств по делу в совокупности, не имеется, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем решение судьи нельзя признать законным и обоснованным.

Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При указанных обстоятельствах, а также учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ не истек, решение судьи Белогорского городского суда Амурской области от 22 марта 2023 года подлежит отмене в связи с допущенными по делу нарушениями процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, а дело об административном правонарушении – возвращению на новое рассмотрение в Белогорский городской суд Амурской области.

При новом рассмотрении дела судье городского суда следует исследовать все представленные доказательства в совокупности, установить на их основе обстоятельства дела и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 КоАП РФ,

решил:

решение судьи Белогорского городского суда Амурской области от 22 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – администрации города Белогорск Амурской области отменить.

Дело возвратить в Белогорский городской суд Амурской области на новое рассмотрение.

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 30.12 – 30.19 КоАП РФ, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 54).

Судья Амурского

областного суда                                                                                         А.В. Крук

1версия для печати

7-257/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
администрация г. Белогорск Амурской области
Суд
Амурский областной суд
Судья
Крук Александр Валентинович
Статьи

ст. 17.15 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
oblsud--amr.sudrf.ru
27.04.2023Материалы переданы в производство судье
19.05.2023Судебное заседание
24.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2023Дело оформлено
25.05.2023Дело передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее