Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3821/2024 (2-15116/2023;) ~ М-9398/2023 от 30.10.2023

Копия                     дело № 2-3821/2024

УИД: 24RS0048-01-2023-012763-03

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 мая 2024 года                         г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего – судьи Заверуха О.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Настенко В.В.,

с участием представителя истца – Долженко Е.С., доверенность от 16.09.2023г.,

представителя ответчика – Четверикова П.А., доверенность от 28.12.2023г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Индивидуального предпринимателя Нестеренко Елены Александровны к ОСФР по Красноярскому краю о признании незаконным решения об отказе в приеме документов, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ИП Нестеренко Е.А. обратилась в суд с иском к ОСФР по Красноярскому краю о признании незаконным решения об отказе в приеме документов, возложении обязанности. Требования мотивированы тем, что истец добровольно вступила в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В период с 2019 по 2022гг. ежегодно оплачивала страховые взносы. В 2023г. у истца наступил страховой случай, ей выдан лист нетрудоспособности, 25.04.2023г. истец обратилась с заявлением о назначении и выплате пособия по беременности и родам, однако решением ответчика от 04.05.2023г. отказано в рассмотрении документов со ссылкой на то, что истец снята с регистрационного учета. Нестеренко Е.А. добровольно с учета не снималась, уведомлений о снятии ее с учета не получала. Просит признать незаконным решение от 04.05.2023г. № об отказе в рассмотрении документов для назначения и выплаты пособия по беременности и родам, возложении обязанности принять указанные документы, назначить и выплатить пособие по беременности и родам за период с 13.04.2023г. по 30.08.2023г.

Истец – Нестеренко Е.А. в судебное заседание не явилась, извещена своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила, доверила представление своих интересов Долженко Е.С.

Представитель истца – Долженко Е.С., действующая на основании доверенности от 16.09.2023г., в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении. Суду пояснила, что истец с 2019г. оплачивала страховые взносы в соответствии с памяткой, которая была ей предоставлена социальным фондом, однако с 2021г. изменились правила расчета страховых взносов, а именно их необходимо рассчитывать исходя из МРОТ, с учетом районного коэффициента и северной надбавки. Ответчик об этом истца не уведомил, указанная информация не была размещена на официальном сайте фонда, поэтому истец оплатила взносы в меньшем размере, рассчитав их без учета районного коэффициента и северной надбавки. Также указала, что истец не была уведомлена о том, что снята с учета, денежные средства в виде оплаченных страховых взносов ей не возвращены.

Представитель ответчика - Четвериков П.А., действующий по доверенности от 28.12.2023г., в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что решение о снятии истца с регистрационного учета направлялось Нестеренко Е.С., вместе с тем, уведомление об отправке он представить не может, поскольку при реорганизации фонда документы были утрачены. Указал, что денежные средства в виде оплаченных истцом страховых взносов подлежат возврату только на основании заявления истца, однако Нестеренко Е.А. с таким заявлением не обращалась.

Суд, с учетом мнения представителей истца и ответчика, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации, материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Гарантированное каждому статьей 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение, неотъемлемым элементом которого является право на получение пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законом.

Федеральным законом РФ от 19.05.1995г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 19.05.1995г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" настоящий Федеральный закон устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

К числу государственных пособий, предоставляемых гражданам, имеющим детей, относится пособие по беременности и родам (ст. 3 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей").

Отношения в системе обязательного социального страхования, правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также основаны государственного регулирования обязательного социального страхования определены Федеральным законом от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании (абзац третий статьи 1 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования").

К числу основных принципов осуществления обязательного социального страхования согласно статье 4 названного закона отнесены всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий, государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика, обязательность уплаты страхователями страховых взносов.

Статьей 8 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" определены виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, среди которых пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а также иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством урегулированы Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее по тексту - Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ), а также Правилами уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. N 790.

Пособие по беременности и родам является одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пункт 2 части 1 статьи 1.4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ).

Частью 3 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ определено, что адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4.5 Федерального закона N 255-ФЗ.

Страховым случаем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются, в том числе, беременность и роды (пункт 2 части 2 статьи 1.3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов.

В силу части 6 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ основанием для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам является листок нетрудоспособности, сформированный медицинской организацией и размещенный в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанный с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Условия и порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, и Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

По смыслу части 4 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ право застрахованных лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, на получение страхового обеспечения в соответствии с названным законом, а также федеральными законами от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" может быть реализовано при условии уплаты страховых взносов в течение периода, определенного статьей 4.5 названного закона.

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации (часть 1 статьи 2.2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ).

Статьей 4.5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ установлен порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачивают страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, исходя из стоимости страхового года, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 4.5 названного закона (часть 2 статьи 4.5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ).

Уплата страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации производится не позднее 31 декабря текущего года начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, исходя из стоимости страхового года, определяемой как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов, установленного подпунктом 2 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации в части страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, увеличенное в 12 раз (части 3 и 4 статьи 4.5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ).

Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, перечисляют страховые взносы на счета территориальных органов страховщика путем безналичных расчетов, либо путем внесения наличных денежных средств в кредитную организацию или почтовым переводом (часть 5 статьи 4.5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ).

В случае, если лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не уплатило страховые взносы за соответствующий календарный год в срок до 31 декабря текущего года, имевшиеся между ним и страховщиком правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством считаются прекратившимися (часть 7 статьи 4.5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ).

Аналогичное правовое регулирование содержится в пунктах 3 - 9 Правил уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г.

Соответствующее решение территориального органа страховщика направляется страхователю в срок не позднее 20 января следующего года. Форма решения о прекращении со страхователем правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

В предусмотренном пунктом 7 Правил случае прекращения со страхователем правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством сумма страховых взносов, полученных страховщиком в календарном году, предшествующем году прекращения указанных правоотношений, подлежит возврату путем ее перечисления со счета территориального органа страховщика на счет страхователя в кредитной организации или почтовым переводом в течение месяца со дня, следующего за днем направления страхователю решения, указанного в абзаце втором пункта 7 настоящих Правил.

В случае снятия страхователя с регистрационного учета в территориальном органе страховщика сумма страховых взносов, полученная страховщиком в календарном году, в котором страхователь снимается с учета, подлежит возврату в течение месяца со дня, следующего за днем снятия его с такого учета, в порядке, установленном пунктом 8 настоящих Правил.

Из изложенного следует, что механизм реализации конституционного права каждого гражданина на социальное обеспечение, включая право на получение социальных пособий, относится к компетенции законодателя, который, осуществляя свои полномочия и закрепляя в законе правовые основания реализации права граждан на получение таких пособий, в том числе в рамках обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, размеров этих пособий, порядка их исчисления и выплаты, вправе определять как общие правила назначения и выплаты этих пособий, так и устанавливать особенности (условия) приобретения права на получение пособий отдельными категориями лиц. К числу таких лиц относятся индивидуальные предприниматели, которые подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в том случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в порядке и на условиях, определенных законом.

Таким образом, индивидуальные предприниматели, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими страховых взносов в порядке и размерах, определенных Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". В случае неисполнения индивидуальными предпринимателями, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию, обязанности по уплате страховых взносов, отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством считаются прекратившимися.

Частью 5 статьи 4.5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ определено, что лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, перечисляют страховые взносы на счета территориальных органов страховщика путем безналичных расчетов, либо путем внесения наличных денежных средств в кредитную организацию или почтовым переводом.

Правоотношения, связанные с контролем за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (часть 1.1 статьи 1.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ).

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога и на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 45 указанного Кодекса, по общему правилу, считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Частью 1 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными данным кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями данного кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета (часть 2 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что обязанность лиц, добровольно вступивших в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в данном случае индивидуальных предпринимателей, по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством лиц, считается исполненной в случае поступления этих взносов на счет Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Нестеренко Е.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 01.11.2017г.

В соответствии с Уведомлением от 19.11.2019г., Нестеренко Е.А. вступила в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в связи с чем, зарегистрирована в филиале № 6 ГУ-КРО ФСС.

При постановке на учет, Нестеренко Е.А. предоставлены Правила добровольного страхования.

В соответствии с указанными Правилами, страховые взносы уплачиваются в размере 2,9% от МРОТ, установленного на начало финансового года, умноженного на 12 месяцев (в 2019г. сумма составляет 3 925,44 руб.)

Согласно предоставленным платежным поручения, Нестеренко Е.А. оплачены страховые взносы в 2019г. в размере 3 925,44 руб., в 2020г. – 4 221,24 руб., в 2021г. – 4 451,62 руб., в 2022г. – 5800,46 руб., в 2023г. – 6 782,66 руб.

13.04.2023г. Нестеренко Е.А. Красноярским межрайонным родильным домом № выдан лист нетрудоспособности, в связи с отпуском по беременности и родам, в котором указано на освобождение от работы на 140 дней с 13.04.2023г. по 30.08.2023г.

25.04.2024г. Нестеренко Е.А. обратилась к ответчику с заявлением о назначении и выплате пособия по беременности и родам, приложив к нему указанный лист нетрудоспособности.

Решением ОСФР по Красноярскому краю от 04.05.2023г. Нестеренко Е.А. отказано в рассмотрении заявления, в связи с прекращением правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании решения № от 18.01.2022г. о снятии страхователя с регистрационного учета.

Сведений о том, что решение о снятии с регистрационного учета от 18.01.2022г. направлялось в адрес Нестеренко Е.А., ответчиком суду не представлено.

Из пояснений представителя ответчика следует, что уплаченные страховые взносы Нестеренко Е.А. не возвращены. Кроме того, согласно пояснениям представителя ответчика, истец в 2019 и 2020гг. своевременно и в полном объеме оплатила страховые взносы, в 2021г. ею недоплачено 500 руб., которые составляют разницу между размером страховых взносов, рассчитанных исходя из МРОТ и размером страховых взносов, рассчитанных исходя из МРОТ с применением районного коэффициента и северной надбавки.

В силу положений ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» Фонд создаётся при Правительстве Российской Федерации в организационно - правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося типом государственного учреждения.

Полномочия Социального фонда по проведению разъяснительной работы среди населения закреплены в Федеральном законе от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что беременность и роды как единый страховой случай у Нестеренко Е.А. возник в 2023г., который подтвержден в установленном порядке медицинской организацией, уплата страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году наступления страхового случая, за 2022г., Нестеренко Е.А. произведена, денежные средства, перечисленные истцом в ОСФР по Красноярскому краю в качестве страховых взносов на 2023г., ответчиком истцу не возвращены, суд приходит к выводу о наличии у Нестеренко Е.А. права на пособие по беременности и родам. При этом, судом учитывается, что ответчиком не исполнена обязанность по информированию истца об изменении порядка исчисления размера страховых взносов, а также обязанность по уведомлению о прекращении правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в связи с чем, Нестеренко Е.А. была лишена возможности доплатить страховые взносы и обжаловать решение фонда о снятии ее с регистрационного учета.

С учетом приведенного выше правового регулирования спорных отношений, задач и принципов обязательного социального страхования, направленных на компенсацию и минимизацию последствий изменения материального и социального положения граждан, в данном случае индивидуального предпринимателя, вследствие заболевания, рождения ребенка (детей) и иных случаях, перечисление денежных средств в бюджет Фонда социального страхования, в неполном объеме, с учетом отсутствия информации об изменении порядка исчисления размера страховых взносов, не может служить основанием для лишения лица, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплатившего страховые взносы, соответствующих гарантий социальной защиты.

Таким образом, решение ОСФР по Красноярскому краю от 04.05.2023г. об отказе в приеме документов нельзя признать законным, на ОСФР по Красноярскому краю надлежит возложить обязанность назначить и выплатить Нестеренко Е.А. пособие по беременности и родам на основании листа нетрудоспособности от 13.04.2023г.

Доводы представителя ответчика о том, что истцом пропущен трехмесячный срок для оспаривания решения от 04.05.2023г., предусмотренный ст. 219 КАС РФ, не могут быть приняты судом в силу следующего.

Согласно ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Конкретизируя указанную правовую норму, Верховный Суд Российской Федерации в абзаце 4 п. 1 Постановления Пленума от 27.09.2016 № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Частью 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Вместе с тем, частью 6 данной статьи предусмотрено, что не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

ИП Нестеренко Е.А. заявлены, в том числе требования о возложении на ответчика обязанности назначить и выплатить ей пособие по беременности и родам, что говорит о наличии спора о праве, для чего суду при рассмотрении дела необходимо было исследовать вопрос о наличии у истца права на получение указанного пособия, что не представляется возможным в рамках административного судопроизводства, в связи с чем, заявленные ИП Нестеренко Е.А. требования приняты судом в порядке гражданского судопроизводства, в котором отсутствуют требования, предъявляемые к сроку обжалования решений Социального фонда.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Индивидуального предпринимателя Нестеренко Елены Александровны (ОГРНИП: ) к ОСФР по Красноярскому краю (ИНН: ) о признании незаконным решения об отказе в приеме документов, возложении обязанности – удовлетворить.

Признать незаконным решение ОСФР по Красноярскому краю от 04.05.2023г. об отказе в рассмотрении документов для назначения пособия по беременности и родам.

Возложить обязанность ОСФР по Красноярскому краю обязанность назначить и выплатить Нестеренко Елене Александровне пособие по беременности и родам на основании листа нетрудоспособности, выданного Нестеренко Елене Александровне Красноярским межрайонным родильным домом № 13.04.2023г.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: О.С. Заверуха

Решение изготовлено в окончательной форме 17 мая 2024 года.

Копия верна.

2-3821/2024 (2-15116/2023;) ~ М-9398/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Нестеренко Елена Александровна ИП
Ответчики
Отделение фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по Красноярскому краю
Другие
Долженко Евгения Сергеевна
Суд
Советский районный суд г. Красноярска
Судья
Заверуха Ольга Сергеевна
Дело на странице суда
sovet--krk.sudrf.ru
30.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.10.2023Передача материалов судье
02.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.11.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.02.2024Предварительное судебное заседание
21.03.2024Судебное заседание
08.05.2024Судебное заседание
17.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее