ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 января 2024 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего судьи Ковальчук Л.Н.,
при секретаре Гантман А.О.,
с участием представителя третьего лица ФГБУК «Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба» Л.Н. Толстого «Ясная поляна» по доверенности Демыкиной А.Ю., представителя третьего лица Инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия по доверенности Новиковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке заочного производства в помещении Центрального районного суда города Тулы гражданское дело № 2- 12/2024 по иску администрации города Тулы к Полякову Андрею Викторовичу о признании объектов недвижимого имущества самовольными постройками и обязании сноса самовольно возведенных объектов капитального строительства,
установил:
в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч.2 ст. 34, ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» орган местного самоуправления обратился в суд к ответчику Полякову А.В. – собственнику земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № по адресу: <адрес> с иском о признании объектов капитального строительства, возведенных на земельных участках, самовольными постройками и обязании ответчика в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда, снести самовольно возведенные объекты.
В обоснование требований истцом указано, что земельные участки одновременно расположены в границах охранной зоны Государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная поляна» и в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Достопримечательное место, связанное с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого – усадьба Ясная Поляна и ее окрестности, первая половина XIX в. – начало XX в.» (регламентные участки Р-IV, Р-V.3:45, Р-VII.3.8), где запрещено новое строительство.
При рассмотрении дела 21.08.2023 истцом предмет иска в соответствии с правилами ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации изменен, заявлены требования признать самовольной постройкой: объект капитального строительства с кадастровым номером №, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №; объект капитального строительства с кадастровым номером №, распложенный на земельном участке с кадастровым номером №; объект капитального строительства с кадастровым номером №, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №. Обязать ответчика в течение тридцати дней со дня вступления решения в законную силу снести указанные самовольно возведенные объекты капитального строительства.
При этом, истцом отказа от первоначально заявленных требований не заявлено, в связи с чем, рассмотрению судом и оценке подлежат все заявленные истцом требования.
Лица, участвующие в деле были уведомлены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Стороны в судебное заседание не явились, ответчиком возражений на иск не представлено, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявлено.
Таким образом, в соответствии с правилами ст.ст.167, 233 ГПК РФ, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица ФГБУК «Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба» Л.Н. Толстого «Ясная поляна» по доверенности Демыкина А.Ю. и представитель третьего лица Инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия по доверенности Новикова Е.А. исковые требования истца поддержали, ссылаясь на правила пункта 24 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года N 972, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года №509-р, Решение исполнительного комитета Тульского областного Совета народных депутатов от 24 апреля 1987 года №8-261 «Об утверждении правил застройки, благоустройства и содержания охранной зоны Государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», заключение судебной экспертизы, просили иск удовлетворить.
Исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав объяснения представителя истца, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Вопросы охраны памятников истории и культуры регулируются Федеральным законом от 25 июня 2020 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Согласно преамбуле этого закона государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона N 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия. Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Пункт 3 статьи 34 Федерального закона N 73-ФЗ предусматривает, что решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
То есть, исходя из положений названных правовых норм, полномочиями по принятию решений об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и утверждению требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон обладают органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 63 Федерального закона N 73-ФЗ зоны охраны памятников истории и культуры, установленные в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации вокруг памятников истории и культуры республиканского и местного значения, предписано отнести соответственно к зонам охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения.
Во исполнение положений вышеназванной статьи 34 Федерального закона N 73-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N 972 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которое устанавливает требования к режимам использования земель и к градостроительным регламентам в границах охранных зон, в том числе требования к зонам охраняемого природного ландшафта, такие как: запрещение строительства объектов капитального строительства, ограничение хозяйственной деятельности, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей в целях сохранения и восстановления композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства (за исключением работ по благоустройству территории и размещению малых архитектурных форм) и другие.
Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года №176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» отнесен к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Приказом Минкультуры России от 11.06.2021 № 888 «Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль усадьбы «Ясная Поляна», конец XVIII - начало XX веков (Тульская область, Щекинский район, д. Ясная Поляна)» был утвержден предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль усадьбы «Ясная Поляна», конец XVIII - начало XX веков (Тульская область, Щекинский район, д. Ясная Поляна), согласно приложению к настоящему приказу.
Проектом генерального плана Государственного мемориального и природного заповедника «Музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» и его охранных зон, утвержденным совместным постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР и Тульского облисполкома от 21 января 1987 года №1-20, предусмотрена организация охранной зоны площадью 1910 га, объединяющей все исторически ценные мемориальные объекты и памятные места, находящиеся в окрестностях усадьбы.
В целях обеспечения выполнения требований режима охранной зоны Решением исполнительного комитета Тульского областного Совета народных депутатов от 24 апреля 1987 года №8-261 «Об утверждении правил застройки, благоустройства и содержания охранной зоны Государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» утверждены границы охранной зоны вокруг Государственного и мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», создающей оптимальные условия для его сохранения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года №509-р к объектам культурного наследия федерального значения отнесен объект «Достопримечательное место, связанное с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого – усадьба Ясная Поляна и ее окрестности, первая половина XIX в. – начало XX в.».
Территория объекта утверждена Постановлением Правительства Тульской области от 16 октября 2013 года №544.
Приказом Минкультуры России от 08 августа 2015 года № 1941 утверждены Требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Достопримечательное место, связанное с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого - усадьба Ясная Поляна и ее окрестности, п.п. XIX - нач. XX вв», расположенного по адресу: Тульская область, Щекинский район, Ленинский район, город Тула.
При рассмотрении дела судом была назначена и проведена судебная комплексная строительно-техническая и землеустроительная экспертиза на разрешение которой были поставлены вопросы: входят ли земельные участки с кадастровыми номерами № по адресу: Тульская область, г. Тула, поселок Станционный в границу территории охранной зоны особо ценного объекта культурного наследия федерального значения Государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», установленной решением Тульского областного Совета народных депутатов от 24.04.1987 № 8-261; входят ли земельные участки с кадастровыми номерами № в границу территории объекта культурного наследия федерального значения «Достопримечательное место, связанное с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого - усадьба Ясная Поляна и ее окрестности, п.п. XIX - нач. XX вв», границы территории которого утверждены Постановлением Правительства Тульской области от 16.10.2013 № 544; - какие объекты капитального строительства расположены на земельных участках с кадастровыми номерами № по адресу: Тульская область, г. Тула, поселок Станционный; в границах каких режимов и градостроительных регламентов, а также требований к осуществлению деятельности в соответствии с Приказом Минкультуры России от 08 августа 2015 года №1941 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Достопримечательное место, связанное с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого - усадьба Ясная Поляна и ее окрестности, п.п. XIX - нач. XX вв» располагаются земельные участки с кадастровыми номерами № по адресу: Тульская область, г. Тула, поселок Станционный и объекты капитального строительства, расположенные на них.
Из заключения эксперта следует, что земельный участок с кадастровым номером № на котором расположены двухэтажный жилой дом с кадастровым номером 71:00:000000:145659 и три объекта капитального строительства, находится в границах режимов IV (береговая линия) и VII.3:8, в котором разрешается строительство, реконструкция и эксплуатация гостевых домов и иных объектов рекреационной инфраструктуры на специально отведенных участках, в границах Р IV запрещено строительство и хозяйственная деятельность, приводящие к изменению исторически сложившегося абриса береговых линий и эрозионных форм рельефа, нарушению гидрологического режима и экологического состояния водных объектов и элементов гидрофической сети;
земельный участок с кадастровым номером № на котором расположен двух этажный жилой дом с кадастровым номером № и земельный участок с кадастровым номером № на котором расположен двухэтажный жилой дом с кадастровым номером № и двухэтажный жилой дом не зарегистрированный в ЕГРН расположены в границах территории достопримечательное место V3:45, в котором согласно градостроительному регламенту в границах режима Р-VII.3 разрешается ремонт, реконструкция существующих и строительство новых малоэтажных индивидуальных отдельно стоящих жилых домов, ремонт реконструкция существующих и строительство новых хозяйственных роений, ведение личного подсобного хозяйства, озеленение и благоустройство на приусадебных земельных участках, запрещается отвод новых земельных участков под строительство, изменение существующей линии застройки.
Согласно заключению ООО «Земстройпроект» № от 20.12.2023 границы земельных участков с кадастровыми номерами № по адресу: Тульская область, г. Тула, поселок Станционный входят в границу территории охранной зоны особо ценного объекта культурного наследия федерального значения Государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», а также входят в границу территории объекта культурного наследия федерального значения «Достопримечательное место, связанное с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого - усадьба Ясная Поляна и ее окрестности, п.п. XIX - нач. XX вв». На указанных земельных участках расположены объекты недвижимого имущества сведения, о которых внесены в ЕГРН – строения с кадастровыми номерами №, №, а также наличие четырёх объектов капитального строительства о которых отсутствуют сведения в ЕГРН, а именно на земельном участке с кадастровым номером № расположен двухэтажный жилой дом с кадастровым номером № и три объекта капитального строительства: два двухэтажных жилых дома и один одноэтажный жилой дом не зарегистрированные в ЕГРН; на земельном участке с кадастровым номером № расположен двух этажный жилой дом с кадастровым номером №; на земельном участке с кадастровым номером № расположен двухэтажный жилой дом с кадастровым номером № и двухэтажный жилой дом не зарегистрированный в ЕГРН. Земельные участки и расположенные на них строения, как внесенные в ЕГРН, так и не внесенные в ЕГРН расположены в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Достопримечательное место, связанное с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого - усадьба Ясная Поляна и ее окрестности, п.п. XIX - нач. XX вв» с особыми условиями использования территории: регламентная зона V3:45 и IV, Р-VII.3:8.
Таким образом, ответчиком допущены нарушения положений ч.2 ст. 34, ч.2 ст. 36 Федерального закона от 25 июня 2020 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", который запрещает новое строительство в пределах указанной зоны и нарушения требований режимов использования земель в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Достопримечательное место, связанное с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого - усадьба Ясная Поляна и ее окрестности, п.п. XIX - нач. XX вв».
Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 31.10.2023 N 2948-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Логвиной Марины Гафуржановны на нарушение ее конституционных прав статьями 34 и 34.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» дана правовая оценка указанных правовых норм Федерального закона № 73-ФЗ конституционным правами декларированным в статьям 35 (части 1 и 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Из указанной правовой позиции следует, что Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (статья 44, часть 3).
Данная конституционная обязанность конкретизирована в Федеральном законе "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", который, согласно его преамбуле, направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации; при этом государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории указанный Федеральный закон предусматривает возможность установления зон охраны объекта культурного наследия, к числу которых наряду с зоной регулирования застройки и хозяйственной деятельности, а также зоной охраняемого природного ландшафта относится охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (пункты 1 и 2 статьи 34).
По смыслу положений пунктов 1 и 6 статьи 34.1 названного Федерального закона до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об установленных в соответствии с его статьей 34 зонах охраны объекта культурного наследия устанавливаются защитные зоны объектов культурного наследия - территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 данной статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.
Как следует из пояснительной записки к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и статью 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (принятого в 2016 году), в качестве меры, направленной на внедрение упрощенного порядка установления зон охраны объектов культурного наследия, введена норма, согласно которой при принятии решения о включении объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия автоматически устанавливается его защитная зона до разработки и утверждения в установленном порядке зон охраны данного объекта культурного наследия. При этом введение защитной зоны объекта культурного наследия не отменяет выполнения обязательного требования Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" об установлении зон охраны объектов культурного наследия в порядке, предусмотренном статьей 34 данного Федерального закона.
Решением Исполнительного комитета Тульского областного Совета народных депутатов от 24.04.1987 № 8-261 «Об утверждении правил застройки, благоустройства и содержания охранной зоны Государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» была утверждена охранная зона вокруг Государственного и мемориального и природного заповедника "Музей-усадьба Л.Н.Толстого "Ясная Поляна", создающую оптимальные условия для его сохранения в следующих границах: на северо-западе, и северо-востоке по лесным просекам, включая кварталы NN 75, 74, 73, 72, 76, 80, 85 (по трассе газопровода), 89, 94, 98 (по границе р. Воронка), 102, 106, 111 (по границе железной дороги), 112, 116, 117. Восточная и частично южная границы совпадают с трассой газопровода. Южная граница проходит вдоль кладбища, включая Кочаковский некрополь, далее южнее д. Телятинки. западной границей является трасса объездной автомагистрали Москва - Харьков.
Согласно указанного решения на территории охранной зоны запрещается, в том числе всякое новое строительство, не связанное с задачами заповедника (п.1). Для исторических деревень Ясная Поляна, Грумант, Телятинки также установлены запреты нового строительства (п.2). Для других застроенных территорий установлены: ограничение территориального роста пос. Станционный, пос. Лесной, пос. Красный, деревни Кочаки, дома отдыха "Ясная Поляна", Яснополянской больницы, дачных построек в кв. ГЛФ N 103, Матвеевских дач, пионерских лагерей "Мострансстроя" и у пос. Красный, Яснополянского лесничества; ограничение этажности индивидуальной застройки до одного этажа - до конька кровли не более 8 м; ограничение дальнейшего расширения площади коллективных садов и существующего кладбища в районе Кочаковского некрополя (п.4).
Таким образом, оценивая доводы стороны ответчика о том, что собственник земельных участков ответчик Поляков А.В. при производстве нового строительства на приобретенных им незастроенных участках пос. Станционный не был осведомлен, что земельные участки находятся в границах охранной зоны особо ценного объекта культурного наследия федерального значения Государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», где запрещено новое строительство, следует признать неосновательными.
Согласно пункту 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации" в случае распространения на одну и ту же территорию в границах зон охраны объекта культурного наследия разных режимов использования земель и градостроительных регламентов на указанной территории действуют более строгие режимы использования земель и градостроительные регламенты вне зависимости от уровня и даты принятия акта органа государственной власти, утвердившего указанные режимы использования земель, требования к градостроительным регламентам и категории историко-культурного значения объекта культурного наследия.
В соответствии с пунктом 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет.
В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 44 от 12 декабря 2023 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке" указано, что в силу пункта 1 статьи 222 ГК РФ самовольной признается постройка при наличии хотя бы одного из следующих признаков:
- возведение (создание) на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке;
- возведение (создание) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта на дату начала его возведения и на дату выявления постройки;
- возведение (создание) без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений, если требование о получении соответствующих согласований, разрешений установлено на дату начала возведения и является действующим на дату выявления постройки;
- возведение (создание) с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если такие нормы и правила установлены на дату начала возведения постройки и являются действующими на дату ее выявления.
Данный перечень признаков самовольной постройки является исчерпывающим. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные признаки самовольной постройки (пункт "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 3 ГК РФ).
При этом, согласно п. 8 указанного Постановления, в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе. В мотивировочной части решения суда об удовлетворении такого иска должны быть указаны основания, по которым суд признал имущество самовольной постройкой.
При разрешении споров, связанных с самовольными постройками, судам следует учитывать, что правовой режим земельного участка определяется исходя из принадлежности этого участка к определенной категории земель и его разрешенного использования, а также специальных требований законодательства, которыми могут быть установлены ограничения в использовании участка (подпункт 8 пункта 1 статьи 1, пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Как следует из разъяснений п.22 Постановления Пленума, при рассмотрении требований, связанных со сносом самовольной постройки ввиду ее возведения (создания) с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, в числе юридически значимых для правильного разрешения спора обстоятельств суду надлежит установить, знало ли лицо, осуществившее постройку, и могло ли знать о наличии ограничений.
Если лицо не знало и не могло знать о наличии ограничений использования земельного участка, в том числе вследствие отсутствия необходимых сведений в ЕГРН, а также получения от уполномоченного органа разрешения (согласования), допускающего возведение соответствующего объекта, постройка не может быть признана самовольной.
Истец вправе представлять доказательства того, что лицо, осуществившее самовольное строительство, действовало недобросовестно, поскольку знало или могло знать о наличии ограничений использования земельного участка, несмотря на отсутствие в ЕГРН соответствующей информации.
Из объяснений представителей третьего лица ФГБУК «Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба» Л.Н. Толстого «Ясная поляна» по доверенности Демыкиной А.Ю. и Инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия по доверенности Новиковой Е.А., выписки из ЕГРН на спорные земельные участки следует, что собственник Поляков А.В. был осведомлен о нахождении спорных земельных участков в границах объекта культурного наследия федерального значения «Достопримечательное место, связанное с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого – усадьба Ясная Поляна и ее окрестности, первая половина XIX в. – начало XX в.» и за соответствующим согласованием при начале строительства для обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия в проектах проведения таких работ или проекте обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия в Инспекцию не обращался. Также отметили, что решение Исполнительного комитета Тульского областного Совета народных депутатов от 24.04.1987 № 8-261 «Об утверждении правил застройки, благоустройства и содержания охранной зоны Государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», которым была утверждена охранная зона вокруг Государственного и мемориального и природного заповедника "Музей-усадьба Л.Н.Толстого "Ясная Поляна" находится в свободном доступе, и при должной осмотрительности собственник спорных объектов не был лишен возможности эти обстоятельства установить.
Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что ответчиком допущено возведение (создание) вновь построенных жилых домов на земельных участках, разрешенное использование которых не допускает строительства на них новых объектов на дату начала их возведения и на дату выявления постройки, поскольку земельные участки входят полностью в охранную зону вокруг Государственного и мемориального и природного заповедника "Музей-усадьба Л.Н.Толстого "Ясная Поляна", в связи с чем самовольно возведенные ответчиком постройки подлежат сносу, а иск администрации города Тулы подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования администрации города Тулы к Полякову Андрею Викторовичу о признании объектов недвижимого имущества самовольными постройками и обязании сноса самовольно возведенных объектов капитального строительства удовлетворить.
Признать объекты капитального строительства, возведенные на земельных участках с кадастровыми номерами № по адресу: Тульская область, г. Тула, поселок Станционный самовольными постройками.
Обязать Полякова Андрея Викторовича (паспорт <данные изъяты>) в течение тридцати дней с момента вступления решения в законную силу снести самовольно возведенные на земельных участках с кадастровыми номерами № объекты, в том числе объект капитального строительства с кадастровым номером №, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №; объект капитального строительства с кадастровым номером №, распложенный на земельном участке с кадастровым номером №; объект капитального строительства с кадастровым номером №, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №.
Ответчик вправе подать в Центральный районный суд г. Тулы заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий –