№ 2-2600/2023
УИД: 91RS0008-01-2023-002267-23
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2023 года г. Джанкой
Джанкойский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи – Логвинко Е.А.,
при секретаре - Шевченко Л.С., помощнике судьи – Гострой Ю.А.,
с участием прокурора – Тищенко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Джанкойского межрайонного прокурора Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Джанкоя Республики Крым, Управлению по вопросам жилищно-коммунального и жилищного хозяйства, благоустройства, экологии, транспорта, капитального строительства администрации города Джанкоя Республики Крым о понуждении выполнить определенные действия, при участии третьего лица – Министерства транспорта Республики Крым, МО МВД России «Джанкойский», -
установил:
ДД.ММ.ГГГГ Джанкойский межрайонный прокурор Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском в котором просит обязать администрацию города Джанкоя Республики Крым, Управление по вопросам жилищно-коммунального и жилищного хозяйства, благоустройства, экологии, транспорта, капитального строительства администрации города Джанкоя Республики Крым в течении 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу выполнить работы по содержанию участков автомобильных дорог по <адрес>. Свои требования мотивирует тем, что Джанкойской межрайонной прокуратурой проведена проверка совместно с ОГИБДД МО МВД России «Джанкойский». Обследованием эксплуатационного состояния участков автомобильной дороги по <адрес>, в том числе на участке дороги, проходящей вдоль территории МДОУ «<данные изъяты>» выявлены недостатки, а именно: напротив многоквартирного дома (далее: «МКД») № видимость имеющихся знаков <данные изъяты> «Уступите дорогу» и <данные изъяты> «Пешеходный переход» (при движении со стороны <адрес> в направлении <адрес>, справа) ограничена зелеными насаждениями, что не отвечает требованиям п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019, в нарушении п. 6.1.1 ГОСТ Р 50597-2017; напротив МКД № изображение и символы на имеющемся дорожном знаке <данные изъяты> «Движение грузовых автомобилей запрещено» имеют дефект в виде отслоения отдельных элементов лицевой поверхности знака, что не отвечает требованиям ГОСТ Р 52290, в нарушении п. 6.2.1 и п. 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017; напротив МКД № видимость имеющегося знака <данные изъяты> «Место остановки автобуса» (при движении со стороны <адрес> в направлении <адрес>, справа) ограничена зелеными насаждениями, что не отвечает требованиям п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019, в нарушении п. 6.1.1 ГОСТ Р 50597-2017; на участке дороги напротив МКД № – МКД № (как при движении со стороны <адрес> в направлении <адрес>, так и с обратного направления, справа), проходящей вдоль МДОУ «<данные изъяты>», на первых по ходу движения искусственных неровностях совместно с имеющимися знаками <данные изъяты> «искусственная неровность» на одной опоре не применены (отсутствуют, утрачены) дорожный знак «Ограничение максимальной скорости (<данные изъяты> км/ч» совместно с табличкой <данные изъяты> «Зона действия», а на участке дороги при движении со стороны <адрес> за <данные изъяты> м утрачен (отсутствует) предупреждающий знак <данные изъяты> «Искусственная неровность», кроме того, на данном участке дороги с двух сторон не применены дорожные знаки <данные изъяты> «Дети» (как предупреждающий, так и повторный совместно с табличкой <данные изъяты> «Зона действия», а также не применено ступенчатое ограничение скорости с шагом не более <данные изъяты> км/ч, а именно не применены (утрачены, отсутствуют) дорожные знаки <данные изъяты> -Ограничение максимальной скорости <данные изъяты> км/ч)», кроме того, на второй искусственной неровности по ходу движения (как со стороны <адрес> в направлении <адрес>, так и с обратного направления) не применены утрачены) дорожные знаки <данные изъяты> «Искусственная неровность», что не отвечает требованиям п.5.2.19, п.5.2.25, п.5.4.22, п.5.6.31 и п.5.9.5 ГОСТ Р 52289-2019, в нарушение требований п.6.2.1, п.6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017; напротив МКД № в месте обустройства наземного пешеходного перехода, обустроенного на участке дороги проходящей вдоль МДОУ «<данные изъяты>» на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного нерегулируемого пешеходного перехода (с двух сторон дороги) не применены (отсутствуют) ограничивающие пешеходные ограждения, что не соответствует требованиям п. ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 52289-2019, в нарушении требований п. 6.5.1 ГОСТ Р 50597-2017; напротив МКД № (перед примыканием <адрес>, справа), видимость имеющегося знака <данные изъяты> «Главная дорога» со стороны <адрес> ограничена зелеными насаждениями, что не отвечает требованиям п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019, в нарушении п. 6.1.1 ГОСТ Р 50597-2017; в месте примыкания выезда с территории МКД № утрачен (отсутствует) дорожный знак <данные изъяты> «Уступите дорогу», в нарушении требований п. 5.3.6 ГОСТ Р 52289-2019 и п. 6.2.1, п. 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017; на участке дороги МКД № - МКД № (как при движении со стороны <адрес> в направлении <адрес>, так и с обратного направления, справа), для обозначения участка дороги, предназначенного для остановки (стоянки) легковых автомобилей и мотоциклов, не применены (утрачены) дорожные знаки <данные изъяты> «Парковка (паковочное место)» совместно с одной из табличек <данные изъяты> либо дорожные знаки <данные изъяты>), кроме того, на самой парковке для обозначения парковочных мест для стоянки автомобилей, используемых инвалидами либо лицами их обслуживающими, не применены (утрачены) дорожные знаки <данные изъяты>Парковка» совместно с табличкой <данные изъяты> «Инвалиды» либо дорожные знаки <данные изъяты>, в нарушении требований п.5.7.5, п.5.9.24 ГОСТ Р 52289-2019 и п.6.2.1, п.6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017; на участке дороги напротив дома № (как при движении со стороны <адрес> в направлении <адрес>, так и с обратного направления, справа), проходящей вдоль <данные изъяты> технической школы, на первых по ходу движения искусственных неровностях совместно с имеющимися знаками <данные изъяты> «Искусственная неровность» на одной опоре не применены (отсутствуют, утрачены) дорожные знаки «Ограничение максимальной скорости <данные изъяты> км/ч)» с табличками <данные изъяты> «Зона действия», кроме того имеющиеся предупреждающие знаки <данные изъяты> «Искусственная неровность» с двух сторон установлены на расстоянии менее <данные изъяты> м, а также не применено ступенчатое ограничение скорости с шагом не более <данные изъяты> км/ч, а именно не применены (утрачены, отсутствуют) дорожные знаки <данные изъяты> «Ограничение максимальной скорости (<данные изъяты> км/ч)», кроме того, на второй по ходу движения искусственной неровности (как со стороны <адрес> в направлении <адрес>, так и с обратного направления) не применены (утрачены) дорожные знаки <данные изъяты> «Искусственная неровность», что не отвечает требованиям п.5.2.2, п. 5.4.22, п. 5.6.31 и п. 5.9.5 ГОСТ Р 52289-2019, в нарушении требований п. 6.2.1, п. 6.2.4 ГОСТ Р 50597- 2017. Вышеперечисленные недостатки в содержании улично-дорожной сети ранее устанавливалась межрайонной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации города Джанкоя внесено представление об устранении нарушений законодательства. По результатам рассмотрения представления межрайонной прокуратуры ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Джанкоя сообщено о принятии мер по обустройству техническими средствами организации дорожного движения запланированы в первом полугодии ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанные в представлении нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения не устранены, что подтверждается информацией МО МВД России <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ. Просят суд обязать Администрацию города Джанкоя Республики Крым, Управлению по вопросам жилищно-коммунального и жилищного хозяйства, благоустройства, экологии, транспорта, капитального строительства администрации города Джанкоя Республики Крым в срок в течении 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу выполнить работы по содержанию участков автомобильной дороги по <адрес>, проходящих вдоль дошкольного учреждения на территории администрации города Джанкоя.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации города Джанкоя Республики Крым ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях, ранее предоставленных суду.
Представитель ответчика Управления по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, экологии, транспорта, капитального строительства администрации города Джанкоя Республики Крым ФИО7, действующая на основании доверенности, в судбеном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям изложенным в возражениях.
Представитель третьего лица МО МВД России «Джанкойский» ФИО8 в судебном заседании просила удовлетворить требования прокурора.
Представитель Министерства транспорта Республики Крым явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, о причинах неявки суд не известили.
Заслушав явившихся представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
Согласно ст. 5 ФЗ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 указанного Закона, к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым настоящего пункта, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
К полномочиям органов местного самоуправления городского в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог (ст. 13).
В соответствии с п. 1 ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В силу п. 1 и п. 6 ст. 13 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу ч. 3 ст. 15 указанного Федерального закона, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 17 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно п.5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства (рекламные конструкции любого вида, массивные предметы по 4.4 и т.п.).
Так, согласно п. 6.2.1 Дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации (далее - ЗПИ) - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Пунктами 6.5.1 и 6.5.2 указанного ГОСТа предусмотрено, что дорожные ограждения должны соответствовать требованиям ГОСТ 33128 и ГОСТ Р 52607, длины начального и концевого участков ограждений - требованиям ГОСТ Р 52607 и быть установлены по ГОСТ Р 52289; дорожные ограждения и бортовой камень не должны иметь дефектов.
Согласно п.6.2.1, 6.2.4, 6.2.8, 6.8.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», разметку 1.1 применяют в следующих случаях: для разделения потоков транспортных средств, движущихся в противоположных направлениях (осевая линия) на дорогах, имеющих две или три полосы для движения в обоих направлениях: на участках дорог, где зоны с видимостью встречного автомобиля менее допустимой (таблица 3) перекрывают друг друга (рисунок В.6а); на участке дороги с ограниченной видимостью встречного автомобиля могут быть две зоны, где видимость менее допустимой (таблица 3), одна из которых наблюдается при движении в одном направлении, а другая - при движении в противоположном направлении.
В соответствии с п.6.30 указанного ГОСТа знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу. Знак 5.19.1 устанавливают справа от дороги, знак 5.19.2 - слева. На дорогах с конструктивно выделенной разделительной полосой (полосами) знаки 5.19.1 и 5.19.2 устанавливают на разделительной полосе соответственно справа или слева от каждой проезжей части, при этом знак 5.19.1 устанавливают на такой разделительной полосе, если по ней организовано пешеходное движение вдоль проезжей части или пешеходный переход пересекает две и более разделительные полосы.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ Джанкойскому межрайоному прокурору начальником полиции МО МВД России «<данные изъяты> была направлена информация о том, что сотрудниками отделением ГИБДД МО МВД России «<данные изъяты> совместно представителем Джанкойской межрайонной прокуратуры, было проведено обследование дорог местного значения по <адрес>, проходящей вдоль детского учебного учреждения МДОУ «<данные изъяты>» на предмет соответствия автомобильной дороги требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, вследствие чего были выявлены многочисленные недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), которые угрожают безопасности дорожного движения, а именно: утрата, неправильное применение ограничение видимости дорожных знаков; отсутствие пешеходного ограждения в районе обустройств пешеходного перехода возле детского учреждения. Вышеуказанные недостатки в содержании участков дорог (улиц) на проходящей вдоль детского дошкольного учреждения были зафиксированы в акте комиссионного обследования № от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с вышеизложенным просят Джанкойскую межрайонную прокуратуру принять меры прокурорского реагирования. Акт прилагаю. (л.д. 20-24).
Джанкойской межрайонной прокуратурой в адрес Главы администрации Джанкойского района ДД.ММ.ГГГГ было направлено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (л.д. 12-19).
Из данного представления следует, что имеются недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги по <адрес>, проходящей вдоль территории МДОУ «<данные изъяты>», выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), а именно напротив многоквартирного дома (далее: «МКД») № видимость имеющихся знаков <данные изъяты> «Уступите дорогу» и <данные изъяты> «Пешеходный переход» (при движении со стороны <адрес> в направлении <адрес>, справа) ограничена зелеными насаждениями, что не отвечает требованиям п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019, в нарушении п. 6.1.1 ГОСТ Р 50597-2017; напротив МКД № изображение и символы на имеющемся дорожном знаке 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено» имеют дефект в виде отслоения отдельных элементов лицевой поверхности знака, что не отвечает требованиям ФИО9 52290, в нарушении п. 6.2.1 и п. 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017; напротив МКД № видимость имеющегося знака <данные изъяты> «Место остановки автобуса» (при движении со стороны <адрес> в направлении <адрес>, справа) ограничена зелеными насаждениями, что не отвечает требованиям п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019, в нарушении п. 6.1.1 ГОСТ Р 50597-2017; на участке дороги напротив МКД № – МКД № (как при движении со стороны <адрес> в направлении <адрес>, так и с обратного направления, справа), проходящей вдоль МДОУ «<данные изъяты>», на первых по ходу движения искусственных неровностях совместно с имеющимися знаками <данные изъяты> «искусственная неровность» на одной опоре не применены (отсутствуют, утрачены) дорожный знак «Ограничение максимальной скорости (20 км/ч» совместно с табличкой <данные изъяты> «Зона действия», а на участке дороги при движении со стороны <адрес> за <данные изъяты> м утрачен (отсутствует) предупреждающий знак <данные изъяты> «Искусственная неровность», кроме того, на данном участке дороги с двух сторон не применены дорожные знаки <данные изъяты> «Дети» (как предупреждающий, так и повторный совместно с табличкой <данные изъяты> «Зона действия», а также не применено ступенчатое ограничение скорости с шагом не более 20 км/ч, а именно не применены (утрачены, отсутствуют) дорожные знаки <данные изъяты> -Ограничение максимальной скорости (40 км/ч)», кроме того, на второй искусственной неровности по ходу движения (как со стороны <адрес> в направлении <адрес>, так и с обратного направления) не применены утрачены) дорожные знаки <данные изъяты> «Искусственная неровность», что не отвечает требованиям п.5.2.19, п.5.2.25, п.5.2.25, п.54.22, п.5.6.31 и п.5.9.5 ГОСТ Р 52289-2019, в нарушение требований п.6.2.1, п.6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017; напротив МКД № в месте обустройства наземного пешеходного перехода, обустроенного на участке дороги проходящей вдоль МДОУ «<данные изъяты>» на протяжении не менее <данные изъяты> м в каждую сторону от наземного нерегулируемого пешеходного перехода (с двух сторон дороги) не применены (отсутствуют) ограничивающие пешеходные ограждения, что не соответствует требованиям п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019, в нарушении требований п. 6.5.1 ГОСТ Р 50597-2017; напротив МКД № (перед примыканием <адрес>, справа), видимость имеющегося знака <данные изъяты> «Главная дорога» со стороны <адрес> ограничена зелеными насаждениями, что не отвечает требованиям п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019, в нарушении п. 6.1.1 ГОСТ Р 50597-2017; в месте примыкания выезда с территории МКД № утрачен (отсутствует) дорожный знак <данные изъяты> «Уступите дорогу», в нарушении требований п. 5.3.6 ГОСТ Р 52289-2019 и п. 6.2.1, п. 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017; на участке дороги МКД № - МКД № (как при движении со стороны <адрес> в направлении <адрес>, так и с обратного направления, справа), для обозначения участка дороги, предназначенного для остановки (стоянки) легковых автомобилей и мотоциклов, не применены (утрачены) дорожные знаки <данные изъяты> «Парковка (паковочное место)» совместно с одной из табличек <данные изъяты> либо дорожные знаки <данные изъяты>), кроме того, на самой парковке для обозначения парковочных мест для стоянки автомобилей, используемых инвалидами либо лицами их обслуживающими, не применены (утрачены) дорожные знаки <данные изъяты> «Парковка» совместно с табличкой <данные изъяты> «Инвалиды» либо дорожные знаки <данные изъяты> в нарушении требований п.5.7.5, п.5.9.24 ГОСТ Р 52289-2019 и п.6.2.1, п.6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017; на участке дороги напротив дома № (как при движении со стороны <адрес> в направлении <адрес>, так и с обратного направления, справа), проходящей вдоль <данные изъяты> технической школы, на первых по ходу движения искусственных неровностях совместно с имеющимися знаками <данные изъяты> «Искусственная неровность» на одной опоре не применены (отсутствуют, утрачены) дорожные знаки «Ограничение максимальной скорости (<данные изъяты> км/ч)» с табличками <данные изъяты> «Зона действия», кроме того имеющиеся предупреждающие знаки <данные изъяты> «Искусственная неровность» с двух сторон установлены на расстоянии менее <данные изъяты> м, а также не применено ступенчатое ограничение скорости с шагом не более <данные изъяты> км/ч, а именно не применены (утрачены, отсутствуют) дорожные знаки <данные изъяты> «Ограничение максимальной скорости <данные изъяты> км/ч)», кроме того, на второй по ходу движения искусственной неровности (как со стороны <адрес> в направлении <адрес>, так и с обратного направления) не применены (утрачены) дорожные знаки <данные изъяты> «Искусственная неровность», что не отвечает требованиям п.5.2.2, п. 5.4.22, п. 5.6.31 и п. 5.9.5 ГОСТ Р 52289-2019, в нарушении требований п. 6.2.1, п. 6.2.4 ГОСТ Р 50597- 2017 (л.д. 12-17).
ДД.ММ.ГГГГ на представление дан ответ, что контроль за осуществлением дорожной деятельности относится к полномочиям управления по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, экологии, транспорта, капитального строительства администрации города Джанкоя. В соответствии с государственными контрактом, заключенным между ГКУ РК «<данные изъяты>» и подрядной организацией ООО «<данные изъяты>» в ДД.ММ.ГГГГ выполняется ремонт автомобильной дороги по <адрес>, однако по необоснованным причинам установка дорожных знаков не выполнена в полном объеме. В связи с тем, что бюджет муниципального образования городской округ Джанкой на ДД.ММ.ГГГГ и плановый период ДД.ММ.ГГГГ годы остается высокодотационным, УЖК и ЖХ администрации города Джанкоя мероприятия по обустройству техническими средствами организации дорожного движения, запланированы в первом полугодии ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18-19).
Вместе с тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанные в представлении нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения не устранены, что подтверждается информацией МО МВД России «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура осуществляет от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Задачи, возложенные на прокуратуру РФ, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 и п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения, кроме прочего, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве транспорта Республики Крым, № от ДД.ММ.ГГГГ Министерство транспорта Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику в транспортно-дорожном комплексе, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, которое находится в его ведении, а также координирующим в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Крым.
С ДД.ММ.ГГГГ отдельные полномочия в области осуществления дородной деятельности в отношении дорог местного значения (полномочия по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту) перераспределены между органами местного самоуправления Республики Крым и органами государственной власти Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О перераспределении отдельных полномочий в области осуществления дорожной деятельности (по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонт, ремонту автомобильных дорог) между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым и органами государственной власти Республики Крым».
В ходе судебного разбирательства сторона ответчика пояснила, что по результатам рассмотрения представления Джанкойской межрайонной прокуратуры администрацией города Джанкоя частично устранены недостатки, установленные проверкой Джанкойской межрайонной прокуратуры по устранению нарушений законодательства при содержании дорог городского округа.
Принимая во внимание, что безопасность граждан затрагивает интересы граждан, проживающих на территории муниципального образования городской округ Джанкой, то прокурор вправе предъявить указанный иск в суд в защиту неопределенного круга лиц.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд полагает, что иск Джанкойского межрайонного прокурора о производстве ремонтных работ участков автомобильной дороги, подлежит удовлетворению и, учитывая, что обязанность по обеспечению соответствия эксплуатации дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган местного самоуправления, в ведении которого находятся дороги администрации города Джанкоя является муниципальной собственностью, следовательно, Администрация города Джанкоя является ответственным лицом за содержание и ремонт вышеуказанных дорог, факт отсутствия дорожных знаков и пешеходных переходов, создающей опасность при автомобильном движении, подтверждается представленными доказательствами.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
решил:
Иск Джанкойского межрайонного прокурора Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Джанкоя Республики Крым, Управлению по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, экологии, транспорта, капитального строительства администрации города Джанкоя Республики Крым о понуждении выполнить определенные действия, при участии третьего лица – Министерства транспорта Республики Крым, МО МВД России «Джанкойский» – удовлетворить.
Обязать администрацию города Джанкоя Республики Крым, Управление по вопросам жилищно-коммунального и жилищного хозяйства, благоустройства, экологии, транспорта, капитального строительства администрации города Джанкоя Республики Крым в течении 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу выполнить работы по содержанию участков автомобильных дорог по <адрес>, а именно:
- заменить имеющийся дорожный знак <данные изъяты> «Движение грузовых автомобилей запрещено» напротив МКД № изображение и символы на котором имеют дефект в виде отслоения отдельных элементов лицевой поверхности знака.
- на участке дороги напротив МКД № - МКД № (как при движении со стороны <адрес> в направлении <адрес>, так и с обратного направления, справа), проходящей вдоль МДОУ «<данные изъяты>», установить предупреждающие знаки «Ограничение максимальной скорости (<данные изъяты> км/ч)» совместно с табличкой <данные изъяты> «Зона действия», а на участке дороги при движении со стороны <адрес> за <данные изъяты> м установить знаки <данные изъяты> «Искусственная неровность», с двух сторон установить дорожные знаки <данные изъяты> «Дети» (как предупреждающий, так и повторный совместно с табличкой <данные изъяты> «Зона действия»), применить ступенчатое ограничение скорости с шагом не более <данные изъяты> км/ч и установить дорожные знаки <данные изъяты> «Ограничение максимальной скорости (<данные изъяты> км/ч)» на второй искусственной неровности по ходу движения (как со стороны <адрес> в направлении <адрес>, так и с обратного направления) установить дорожные знаки <данные изъяты> «Искусственная неровность».
- напротив МКД № в месте обустройства наземного пешеходного перехода, обустроенного на участке дороги проходящей вдоль МДОУ «<данные изъяты>» на протяжении не менее <данные изъяты> м в каждую сторону от наземного нерегулируемого пешеходного перехода (с двух сторон дороги) установить ограничивающие пешеходные ограждения.
- в месте примыкания выезда с территории МКД № установить дорожный знак <данные изъяты> «Уступите дорогу»;
- на участке дороги МКД № - МКД № (как при движении со стороны <адрес> в направлении <адрес>, так и с обратного направления, справа), для обозначения участка дороги, предназначенного для остановки (стоянки) легковых автомобилей и мотоциклов, установить дорожные знаки <данные изъяты> «Парковка (паковочное место)» совместно с одной из табличек <данные изъяты> либо дорожные знаки <данные изъяты> кроме того, на самой парковке для обозначения парковочных мест для стоянки автомобилей, используемых инвалидами либо лицами их обслуживающими, установить дорожные знаки <данные изъяты> «Парковка» совместно с табличкой <данные изъяты> «Инвалиды» либо дорожные знаки <данные изъяты>);
- на участке дороги напротив дома № (как при движении со стороны <адрес> в направлении <адрес>, так и с обратного направления, справа), проходящей вдоль <данные изъяты> технической школы, на первых по ходу движения искусственных неровностях совместно с имеющимися знаками <данные изъяты> «Искусственная неровность» на одной опоре установить дорожные знаки «Ограничение максимальной скорости (<данные изъяты> км/ч)» с табличкой <данные изъяты> «Зона действия», кроме того имеющийся предупреждающие знаки <данные изъяты> «Искусственная неровность» с двух сторон установить на расстоянии <данные изъяты> м, а также применить ступенчатое ограничение скорости с шагом не более <данные изъяты> квм/ч, а именно установить дорожные знаки <данные изъяты> «Ограничение максимальной скорости (<данные изъяты> км/ч)», кроме того, на второй по ходу движения искусственной неровности (как со стороны <адрес> в направлении <адрес>, так и с обратного направления) применить дорожные знаки <данные изъяты> «Искусственная неровность».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Джанкойский районный суд.
Мотивированный текст решения изготовлен 16.11.2023 года.
Председательствующий Е.А. Логвинко