Дело № 2-484/2023
УИД 23RS0039-01-2023-000466-51
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Павловская 07 декабря 2023 года
Павловский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Глаголько Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Луцкович М.А.,
с участием:
представителя истца – помощника прокурора Павловского района Краснодарского края Мищенко О.В.,
представителя ответчика администрации Атаманского сельского поселения Павловского района Краснодарского края – Пронько С.М.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: ОГИБДД ОМВД России по Павловскому району - Ильченко Д.Е.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: ОАО «Российские железные дороги» - Демешева Н.В.,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ИП Лукашов А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Павловского района Краснодарского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Атаманского сельского поселения Павловского района Краснодарского края об обязании к устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Павловского района Краснодарского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц, уточнив в судебном заседании исковые требования, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Атаманского сельского поселения Павловского района Краснодарского края об обязании к устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения и просит суд обязать администрацию Атаманского сельского поселения привести в соответствие с п. 5.2.4 ГОСТР 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» путем устранения дефектов в виде выбоин и иных повреждений по следующим адресам в <адрес>: - перекресток <адрес> и <адрес>; - <адрес> напротив <адрес>; - <адрес> от <адрес> до переулка <адрес> - переулок <адрес> от <адрес> до <адрес>; - перекресток <адрес> сельского поселения привести в соответствие с п. 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» путем устранения дефектов дорожной разметки на следующих участках улично-дорожной сети в <адрес>: - <адрес>; - <адрес> до <адрес> в срок до 31.12.2023.
В обоснование исковых требований истец указывает, что по результатам мониторинга исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, осуществленного группой дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Павловскому району, в прокуратуру района поступили материалы проверки, свидетельствующие о наличии в деятельности администрации Атаманского сельского поселения нарушений закона в анализируемой сфере.
Так, согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131 -ФЗ), дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к вопросам местного значения поселения.
В силу ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 № 3459-K3 «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений», за сельскими поселениями Краснодарского края закреплены вопросы местного значения, предусмотренные п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ.
Помимо прочего, автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения в соответствии с п. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об Автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» являются автомобильные дороги общего, пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (далее Закон № 257-ФЗ).
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
С учетом п. 3 ст. 15 Закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27 12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в целях защиты жизни или здоровья граждан, установленные нормативными документами федеральных органов исполнительной власти требования к процессам проектирования, производства, монтажа, наладки и эксплуатации подлежат обязательному исполнению.
В соответствии с требованиями п. 4.5.1.1; 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»: «Тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты». «Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны».
Как указано в п. 11 СП 42.13330.2016 «Градостроительство Планировка и застройка городских и сельских поселений», при планировании развития населенного пункта следует обеспечивать сбалансированное развитие территории и транспортных сетей. Проектировать транспортную сеть и УДС городских и сельских поселений в виде единой системы в увязке с планировочной структурой поселения и прилегающей к ней территории, обеспечивающее удобные, быстрые и безопасные транспортные связи со всеми функциональными зонами, с другими поселениями системы, расселения, объектами расположенными в пригородной зоне, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей сети. Структура УДС должна обеспечивать возможность альтернативных маршрутов движения по дублирующим направлениям. Пункта 11.3 где УДС населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки.
ОГИБДД ОМВД России по Павловскому району 24.08.2022 и 12.10.2022 года в адрес главы Атаманского сельского поселения направлены представления «Об устранении причин и условий способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности», в части принятия мер направленных на обустройство тротуаров на вышеуказанном участке улично-дорожной сети ст. Атаманской в соответствии с нормативными требованиями.
Изучением ответа главы Атаманского сельского поселения на представления ОГИБДД ОМВД России по Павловскому району установлено, что нарушения не устранены.
Согласно сведениям, представленным в прокуратуру района органом местного самоуправления, на обозначенном участке дороги расположен социально значимый объект МБОУ СОШ № <адрес>.
Ежедневно граждане, в том числе несовершеннолетние дети вынуждены передвигаться по проезжей части, подвергая свои жизни и здоровье риску.
Указанное препятствует улучшению дорожной обстановки на территории ст. Атаманской, что объективно снижает показатели безопасности дорожного движения и может стать причиной увеличения дорожно-транспортных происшествий, которые могут повлечь за собою гибель или ранения граждан.
По результатам мониторинга, осуществленного ОГИБДД ОМВД России по Павловскому району по поручению прокуратуры района в марте 2023 установлено, что вопреки требованиям закона, органом местного самоуправления надлежащим образом обязанность по содержанию дорожной инфраструктуры не исполнялась, а именно не принимались во внимание положения ГОСТР 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее ГОСТ Р 50597-2017).
Так, изучением информации по результатам проверки соответствия требованиям нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения участков улично-дорожной сети на территории ст. Атаманской, представленной в прокуратуру района ОГИБДД ОМВД России по Павловскому району установлено, что в нарушение требований п. 5.2.4 указанного ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии проезжей части в ст. Атаманской имеются дефекты в виде выбоин и иных повреждений по следующим адресам: - перекресток <адрес> и <адрес>; - <адрес> напротив <адрес>; - <адрес> от <адрес> до переулка <адрес> - переулок Рабочий от <адрес> до <адрес>; - перекресток <адрес>.
В нарушение п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 обочина имеет дефекты в виде выбоин и иных повреждений, обочина, не отделенная от проезжей части бордюром, ниже уровня прилегающей кромки проезжей части, трава и древесно-кустарниковая растительность на обочине на участке уличнодорожной сети: - <адрес> от <адрес> до <адрес>.
В нарушение п. 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 имеются дефекты дорожной разметки на следующих участках улично-дорожной сети: <адрес>; - <адрес> до <адрес>.
Таким образом, ненадлежащая реализации полномочий органа местного самоуправления препятствует улучшению дорожной обстановки на территории Атаманского сельского поселения Павловского района, что объективно снижает показатели безопасности дорожного движения и может стать причиной увеличения дорожно-транспортных происшествий, которые могут повлечь за собою гибель или ранения неопределенного круга лиц, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов либо причинение иного материального ущерба, что представляется недопустимым.
Указанные участки дорожной инфраструктуры, расположенные на дорогах общего пользования, предназначены для движения пешеходов, а также транспортных средств неограниченного круга лиц, что предоставляет прокурору право реализовать полномочия, установленные ст. 45 ГПК РФ, в защиту нарушенных прав неопределенного круга лиц.
Помощник прокурора Павловского района в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила об их удовлетворении.
Представитель ответчика администрации Атаманского сельского поселения Павловского района Краснодарского края – Пронько С.М. в судебном заседании указал, что признает уточненные исковые требования прокурора в полном объеме.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ОГИБДД ОМВД России по Павловскому району - Ильченко Д.Е., ОАО «Российские железные дороги» - Демешев Н.В. и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - ИП Лукашов А.В. в судебном заседании просили решение по делу вынести на усмотрение суда.
Выслушав доводы участников процесса, оценив представленные доказательства и исследовав материалы дела, суд считает, что признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Исковые требования подтверждаются материалами дела.
Суд принимает признание исковых требований ответчиком по следующим основаниям.
Согласно части 1 и 2 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается ответчиком. В случае, если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Последствия признания иска ответчику понятны. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В Определении Конституционного Суда РФ от 23 октября 2014 года N 2424-О изложена правовая позиция, согласно которой в отступление от общих требований, предъявляемых к мотивировочной части решения суда, установленных абзацем первым части четвертой статьи 198 ГПК Российской Федерации, закрепленное в оспариваемом заявителем положении правило, согласно которому в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом, направлено на реализацию принципа процессуальной экономии и требования эффективности судопроизводства, обусловленных необходимостью достижения такой задачи гражданского судопроизводства, как правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов лиц, являющихся субъектами гражданских и иных правоотношений.
В соответствии с положениями ч. 4.1 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что признание иска является правом ответчика, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает признание иска и считает, что уточненные исковые требования прокурора Павловского района Краснодарского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Атаманского сельского поселения Павловского района Краснодарского края об обязании к устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 68, 173, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Принять признание исковых требований ответчиком администрацией Атаманского сельского поселения Павловского района Краснодарского края.
Уточненные исковые прокурора Павловского района Краснодарского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Атаманского сельского поселения Павловского района Краснодарского края об обязании к устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения, удовлетворить.
Обязать администрацию Атаманского сельского поселения Павловского района Краснодарского края привести в соответствие с п. 5.2.4 ГОСТР 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» путем устранения дефектов в виде выбоин и иных повреждений по следующим адресам в <адрес>: - перекресток <адрес> и <адрес>; - <адрес> напротив <адрес>; - <адрес> от <адрес> до переулка <адрес>; - переулок Рабочий от <адрес> до <адрес>; - перекресток <адрес>.
Обязать администрацию Атаманского сельского поселения привести в соответствие с п. 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» путем устранения дефектов дорожной разметки на следующих участках улично-дорожной сети в <адрес>: - <адрес>; - <адрес> до <адрес>.
Установить срок для исполнения возложенной обязанности до 31.12.2023 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Павловский районный суд Краснодарского края.
Судья Павловского районного суда
Краснодарского края Е.Н. Глаголько