Дело № 2-2100/2023
УИД 59RS0004-01-2023-001330-63
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 июля 2023 года город Пермь
Ленинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Гладковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Меновщиковой Ю.О.,
с участием представителя истца – помощника прокурора г.Перми Вшивцева Д.А.,
представителя ответчика администрации г. Перми, третьего лица Департамента имущественных отношений администрации г.Перми – Казанцевой Н.В.,
представителя ответчика МКУ «Содержание муниципального имущества» - Ежова А.В.,
представителя третьего лица Департамента общественной безопасности администрации г.Перми – Самочковой О.В.,
представителя третьего лица ГУ МЧС России по Пермскому краю – Скворок А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Перми о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований законодательства о гражданской обороне, к муниципальному казенному учреждению «Содержание муниципального имущества» о возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований в области гражданской обороны в отношении защитного сооружения гражданской обороны,
у с т а н о в и л:
прокурор г. Перми, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, с учетом уточненных исковых требований обратился в суд с иском к администрации г.Перми, МКУ «Содержание муниципального имущества» о возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований в области гражданской обороны в отношении защитного сооружения гражданской обороны.
В обоснование требований указано, что прокуратурой г.Перми проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности, законодательства о гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций защитного сооружения по адресу: <Адрес>. В ходе проверки установлено, что по адресу: <Адрес> расположено защитное сооружение гражданской обороны. Защитное сооружение имеет инвентарный №, тип защитного сооружения – убежище, общая площадь 91,98 кв.м, класс убежища – 5, проектная вместимость – 150 человек, общий объем защитного сооружения – 230 м3, год ввода в эксплуатацию – 1958, количество входов – 1, количество аварийных выходов – 1, системы отопления, электроснабжения, водоснабжения, канализации – от городской сети, требуют ремонта, радио, телефон, противопожарный и шанцевый инструмент в убежище отсутствуют. Указанное помещение находится в муниципальной собственности, в составе имущества муниципальной казны г. Перми. Функции собственника в отношении имущества, входящего в муниципальную казну г. Перми, закреплены за Департаментом имущественных отношений администрации г. Перми. На основании постановления администрации г. Перми от 30.11.2011 № 788 «О создании муниципального казенного учреждения «Содержание муниципального имущества», договора на обеспечение технической эксплуатации и содержания объектов имущества, входящих в муниципальную казну г. Перми от 03.09.2009 № 15/19, функции по содержанию и сохранению зданий и помещений муниципального образования «город Пермь», не закрепленных за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления возложены на МКУ «Содержание муниципального имущества». ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом имущественных отношений администрации г. Перми и МКУ «Содержание муниципального имущества» заключен договор № по обеспечению технической эксплуатации и содержания объектов имущества, входящих в муниципальную казну г. Перми, предметом которого является поручение МКУ «СМИ» выполнение обязанностей по обеспечению технической эксплуатации и содержанию объектов нежилого муниципального фонда, передаваемых в муниципальную казну г. Перми в 2009-2010 годах. ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом имущественных отношений администрации г. Перми и МКУ «Содержание муниципального имущества» заключено соглашение к договору № по обеспечению технической эксплуатации и содержания объектов имущества, входящих в муниципальную казну г. Перми, согласно п.1 которого на основании распоряжения начальника департамента имущественных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № в перечень объектов, передаваемых МКУ «Содержание муниципального имущества» на обеспечение технической эксплуатации и содержание по договору № включено защитное сооружение с реестровым номером № по адресу: <Адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г. Перми с привлечением специалиста 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю проведена проверка защитного сооружения гражданской обороны, находящегося по адресу: <Адрес>, в ходе которой установлены нарушения. Проведенная проверка показала, что МКУ «Содержание муниципального имущества» не выполняются возложенные действующим законодательством обязанности по обеспечению сохранности защитного сооружения гражданской обороны – убежища, по подготовке к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, по осуществлению систематического контроля за использованием муниципального имущества, его содержанием, эксплуатацией и готовностью убежища к использованию по прямому назначению, то есть не выполняются обязанности по поддержанию объекта гражданской обороны в надлежащем техническом состоянии. Указанный объект не списан, не утратил статуса защитного сооружения.
С учетом уточненных исковых требований просит возложить обязанность на администрацию города Перми обеспечить финансирование мероприятий по устранению муниципальным казенным учреждением «Содержание муниципального имущества» нарушений требований законодательства о гражданской обороне в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Возложить обязанность на муниципальное казенное учреждение «Содержание муниципального имущества» в течение 230 дней с момента доведения необходимого финансирования устранить выявленные нарушения требований в области гражданской обороны в отношении защитного сооружения гражданской обороны №, расположенного по адресу: <Адрес>, а именно:
-установить отсутствующие защитно-герметические и герметические двери и емкости запаса питьевой воды, устранить отверстия в ограждающих конструкциях защитного сооружения оштукатуривание стен и потолка защитного сооружения, обеспечить работоспособное состояние системы вентиляции в защитном сооружении;
-составить годовые планы планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций;
-проверить герметичность убежищ;
-обеспечить защитные сооружения гражданской обороны следующей документацией: эксплуатационная схема систем вентиляции защитного сооружения гражданской обороны, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны, эксплуатационная схема электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны;
-обеспечить покраску в установленные цвета герметических дверей, ставней, стен, воздухозаборных труб режима фильтровентиляции;
-обеспечить беспрепятственный проход по путям движения, и к входу, аварийному выходу;
-обеспечить указание необходимых обозначений в защитном сооружении гражданской обороны.
В судебном заседании представитель истца – Вшивцев Д.А. поддержал уточненные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика администрации г. Перми, третьего лица Департамента имущественных отношений администрации г.Перми – Казанцева Н.В. в судебном заседании указала, что с исковыми требованиями не согласна. Просит учесть, что определенный прокурором срок исполнения заявленных требований 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу, указан без учета особенностей бюджетной системы. Для планирования госзакупок необходимо разработать проектную документацию, техническое задание, рассчитать начальную максимальную цену контракта. Финансирование мероприятий по устранению МКУ «Содержание муниципального имущества» нарушений требований законодательства о гражданской обороне в отношении объекта возможно только после определения объема и стоимости подлежащих выполнению работ, определяемых проектно-сметной документацией. Помимо этого, финансирование мероприятий является последовательным с учетом алгоритма приведения в нормативное состояние защитного сооружения по типу убежище, включающего в себя 2 этапа: 1) доведение бюджетных средств на выполнение проектных работ в отношении объекта: разработку технического задания на проектирование капитального ремонта защитного сооружения, запрос коммерческих предложений и расчет начальной и максимальной цены контракта; формирование и утверждение бюджетной заявки с последующим доведением бюджетных ассигнований для заключения контракта на выполнение проектных работ; осуществление закупки путем проведения электронного аукциона; 2) доведение бюджетных средств на выполнение капитального ремонта в отношении объекта: формирование и утверждение бюджетной заявки с последующим доведением бюджетных ассигнований для заключения контракта на проведение капитального ремонта защитного сооружения; осуществление закупки путем проведения электронного аукциона. Доведение необходимого финансирования в таком случае возможно не ранее срока, определенного в дорожной карте, представленной МКУ «Содержание муниципального имущества». Вместе с тем, согласно позиции департамента общественной безопасности администрации г.Перми и МКУ «Содержание муниципального имущества» целесообразно приведение объекта в нормативное состояние после проведения мероприятий по изменению его типа защитного сооружения с «убежища» на «укрытие». В случае удовлетворении требований в решении надлежит установить иные сроки исполнения требования о финансировании: 1) обеспечить финансирование работ по разработке проектно-сметной документации; 2) обеспечить финансирование работ по устранению МКУ «Содержание муниципального имущества» нарушений требований законодательства о гражданской обороне после разработки проектно-сметной документации, а не в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Представитель ответчика МКУ «Содержание муниципального имущества» - Ежов А.В. в судебном заседании не согласился с заявленными исковыми требованиями в части установления срока исполнения решения суда. Указал, что для исполнения решения суда по первому требованию необходимо установить срок не менее полугода. Учреждение не согласно с требованиями по пункту 2 просительной части иска в следующей части: срок в 230 дней с момента доведения необходимого финансирования был определен МКУ «Содержание муниципального имущества» и сообщен прокуратуре города Перми только для проведения ремонтно-восстановительных работ по устранению конкретных выявленных проверкой нарушений применительно к существующему типу защитного сооружения гражданской обороны по <Адрес>, - убежище. Вместе с тем, в абзаце 2 пункта 2 просительной части иска указано на возложение обязанности «выполнить требования по обеспечению постоянной готовности помещения к переводу на режим защитного сооружения, обеспечить необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны». Для исполнения данного требования необходим значительно больший срок, так как защитное сооружение по <Адрес> введено в эксплуатацию в 1958 году, как убежище 5 класса защиты. Мероприятиями, направленными на соблюдение обобщенных требований к защитным сооружениям, не связанных с устранением конкретных выявленных нарушений по <Адрес>, а направленных на обеспечение постоянной готовности помещения к укрытию населения, обеспечению необходимых условий для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении (абзац 2 пункта 2 просительной части иска), являются: либо реконструкция убежища, расположенного в подвале многоквартирного дома, с укреплением строительных конструкций (фундаментов, стен, перекрытий) для двукратного увеличения защиты от воздействия ударной волны с 50 до 100 кПа, с расселением жильцов; либо изменение типа защитного сооружения с убежища на укрытие, к которому не предъявляются требования по защите от воздействия ударной волны не ниже 100 кПа. Выполнение первого мероприятия не представляется возможным со стороны МКУ «Содержание муниципального имущества», поскольку в уставную компетенцию учреждения расселение и реконструкция многоквартирных домов не входят. По сообщению департамента общественной безопасности администрации города Перми, на территории г. Перми необходимость в защитных сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, и имеющих статус убежища, отсутствует. Для укрытия населения в защитном сооружении по <Адрес> необходимо провести работу по изменению его статуса с убежища в статус укрытия. Для выполнения обобщенных требований, изложенных в абзаце 2 пункта 2 просительной части иска, необходимо сначала изменить тип защитного сооружения с «убежища» на «укрытие», после чего произвести ремонтно-восстановительные работы в защитном сооружении.
Представитель третьего лица Департамента общественной безопасности администрации г.Перми – Самочкова О.В. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась. В письменном отзыве на исковое заявление указано, что целесообразным представляется приведение защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <Адрес>, в нормативное состояние после проведения мероприятий по изменению его типа с убежища на укрытие. В ходе проверки защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <Адрес>, выявлено 16 нарушений, часть из которых не соотносится с исковыми требованиями. Требование по обеспечению постоянной готовности помещения к переводу на режим защитного сооружения, обеспечить необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны (указанные в абзаце 2 пункта 2 просительной части иска) выходит за пределы выявленных нарушений, не содержит указаний на конкретные действия, в связи чем влечет неопределенность, препятствующую исполнению судебного акта. Исковые требования по обеспечению сохранности противовзрывных устройств, а также по установке системы воздухоснабжения, водоснабжения и канализации (абзац второй пункта 2 просительной части) не обоснованы, поскольку выявление данных нарушений не подтверждено материалами дела. В абзаце 9 пункта 2 просительной части иска заявлено о возложении обязанности соблюдать сроки проведения технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта технических систем защитных сооружений гражданской обороны, испытаний на способность поддержания установленных величин избыточного давления (подпора) воздуха. При этом, обязанность провести конкретные действия, связанные с ремонтными работами и испытаниями защитного сооружения гражданской обороны, вытекает из требований, сформулированных в абзацах 4 и 6 пункта 2 просительной части иска. Сроки последующих ремонтов и испытаний подлежат определению годовыми планами, о возложении обязанности которых заявлено в абзаце 3 пункта 2 просительной части искового заявления. Требования, заявленные прокурором, не подтверждены в полном объеме, не могут быть признаны как установленные по делу обстоятельства.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Пермскому краю – Скворок А.В. в судебном заседании указал, что заявленные исковые требования являются обоснованными.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, защитное сооружение гражданской обороны по адресу: <Адрес> находится в муниципальной собственности, в составе имущества муниципальной казны г. Перми (л.д. 15-19, 37-39).
В соответствии с паспортом убежища по адресу: <Адрес> расположено защитное сооружение гражданской обороны: инвентарный №, тип защитного сооружения – убежище, общая площадь 91,98 кв.м, класс убежища – 5, проектная вместимость – 150 человек, общий объем защитного сооружения – 230 м3, год ввода в эксплуатацию – 1958, количество входов – 1, количество аварийных выходов – 1, системы отопления, электроснабжения, водоснабжения, канализации – от городской сети, требуют ремонта, радио, телефон, противопожарный и шанцевый инструмент в убежище отсутствуют (л.д. 28-36).
Прокуратурой г.Перми проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности, законодательства о гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций защитного сооружения по адресу: <Адрес>.
Из акта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42-43), составленного прокуратурой г. Перми с привлечением специалиста 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю, в отношении защитного сооружения гражданской обороны, находящегося по адресу: <Адрес>, следует, что в ходе проверки выявлены следующие нарушения:
-не обеспечена сохранность герметических дверей, нарушена герметизация ЗС ГО (некоторые двери демонтированы) (п. 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583);
-емкости запаса питьевой воды отсутствуют (п. 3.2.1, 3.2.21, 4.5.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);
-допускается оштукатуривание стен и потолков в защитном сооружении (п. 3.2.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);
-допущено загромождение путей движения, входа в защитное сооружение и аварийного выхода (п. 3.2.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);
-воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров-поглотителей) окрашены не в желтый цвет (п. 3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);
-герметические двери и ставни окрашены не в серый цвет (п. 3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);
-на воздуховодах не обозначено направление движение воздуха (п. 4.3.9 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);
-проверки на герметичность защитного сооружения не проводятся (оборудование системы вентиляции в неработоспособном состоянии). Отсутствует прибор для измерения подпора воздуха в убежище (тягонапоромер) (п. 4.3.10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);
-испытания на способность поддержания установленных величин избыточного давления (подпора) воздуха не проводятся (п. 4.3.11 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);
-ежегодная и комплексная оценка технического состояния защитного сооружения не проводится (акты ежегодной и комплексной оценки, ведомости дефектов, журнал оценки технического состояния защитного сооружения не представлены) (пп. 4.1.2, 4.1.3, 4.1.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);
-осмотр и оценка технического состояния фильтр-поглотителей не производится (пп. 4.4.1 - 4.4.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);
-допущено устройство отверстий в ограждающих конструкциях (п. 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);
-не производится техническое обслуживание технических систем защитного сооружения в полном объеме и с установленной периодичностью (текущий и капитальный ремонт строительных конструкций не производится (не составлены годовые планы планово-предупредительных ремонтов), окраска помещений не производится с установленной периодичностью) (пп. 3.2.10, 5.1.1 - 5.1.7, 5.2.1 - 5.2.4, 5.3.1 - 5.3.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);
-в защитном сооружении отсутствует необходимая документация (п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);
-на герметических дверях и ставнях с внутренней и наружной стороны не указан порядковый номер (п. 6.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);
-обозначение защитного сооружения не соответствует требованиям (п. 6.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).
Разрешая заявленные исковые требования прокурора г.Перми о возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований в области гражданской обороны в отношении защитного сооружения гражданской обороны, суд приходит к следующим выводам.
Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны закреплены законодателем в Федеральном законе от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Федеральный закон «О гражданской обороне»).
В п. 1 ст. 9 Федерального закона «О гражданской обороне» предусмотрено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время, осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» федеральным органом исполнительной власти по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России).
Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны утверждены приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 (далее – Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).
Из п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны следует, что требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны – убежищ, противорадиационных укрытий, которые являются объектами гражданской обороны. Статус защитных сооружений гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта защитного сооружения гражданской обороны.
В организациях, эксплуатирующих защитные сооружения гражданской обороны, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования защитных сооружений гражданской обороны ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ (п. 1.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).
Готовность и использование защитных сооружений гражданской обороны по предназначению обеспечивают руководители гражданской обороны организаций, на учете которых они находятся (п. 1.7 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).
В п. 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны закреплены обязанности руководителя гражданской обороны организаций, на учете которых находятся защитные сооружения, а именно:
-планирование и организация выполнения мероприятий по обеспечению сохранности и готовности защитных сооружений гражданской обороны к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;
-по обеспечению эффективного использования помещений защитных сооружений гражданской обороны для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов;
-по подготовке личного состава групп (звеньев) по обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны, обучению рабочих и служащих правилам пользования защитных сооружений гражданской обороны в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
-по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью защитных сооружений гражданской обороны к использованию по прямому назначению;
-по обеспечению беспрепятственного доступа в защитных сооружениях гражданской обороны и исполнения обязанностей по контролю за их состоянием уполномоченными должностными лицами органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Определяя орган, к компетенции которого отнесено обеспечение сохранности защитных сооружений гражданской обороны, по поддержанию указанных объектов в надлежащем техническом состоянии, в том числе защитного сооружения гражданской обороны, находящегося по адресу: <Адрес>, суд руководствуется следующим.
На основании постановления администрации г. Перми от 30.11.2011 № 788 «О создании муниципального казенного учреждения «Содержание муниципального имущества», договора на обеспечение технической эксплуатации и содержания объектов имущества, входящих в муниципальную казну г. Перми от 03.09.2009 № 15/19, функции по содержанию и сохранению зданий и помещений муниципального образования «город Пермь», не закрепленных за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, возложены на МКУ «Содержание муниципального имущества».
ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом имущественных отношений администрации г.Перми и МКУ «Содержание муниципального имущества» заключен договор № по обеспечению технической эксплуатации и содержания объектов имущества, входящих в муниципальную казну г.Перми.
В соответствии с п. 1.1 предметом договора № от ДД.ММ.ГГГГ является поручение МКУ «Содержание муниципального имущества» выполнения обязанностей по обеспечению технической эксплуатации и содержанию объектов нежилого муниципального фонда, передаваемых в муниципальную казну г. Перми в 2009-2010 годах (л.д. 11-13).
В договоре № от ДД.ММ.ГГГГ между сторонами согласованы положения, закрепляющие права и обязанности МКУ «Содержание муниципального имущества» как исполнителя (раздел 3 договора), а именно: обеспечение контроля за техническим состоянием объектов, техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт имущества, входящего в состав объектов, предоставление коммунальных услуг пользователям имущества, входящего в состав объектов или неразрывно связанного с ними, сохранность, коммунальное и эксплуатационное обслуживание имущества, входящего в состав объектов, временно не переданного в пользование третьим лицам.
ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом имущественных отношений администрации г.Перми и МКУ «Содержание муниципального имущества» заключено соглашение к договору № по обеспечению технической эксплуатации и содержания объектов имущества, входящих в муниципальную казну г. Перми (л.д. 14).
Из п. 1 указанного соглашения следует, что на основании распоряжения начальника департамента имущественных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № в перечень объектов, передаваемых МКУ «Содержание муниципального имущества» на обеспечение технической эксплуатации и содержание по договору №, включено защитное сооружение с реестровым номером № по адресу: <Адрес>.
Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленного прокуратурой г.Перми с привлечением специалиста 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю, в отношении защитного сооружения гражданской обороны, находящегося по адресу: <Адрес>, следует, что МКУ «Содержание муниципального имущества» не выполняются возложенные действующим законодательством обязанности по обеспечению сохранности защитного сооружения гражданской обороны, по поддержанию объекта гражданской обороны в надлежащем техническом состоянии: по подготовке к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, по осуществлению систематического контроля за использованием муниципального имущества, его содержанием, эксплуатацией и готовностью убежища к использованию по прямому назначению.
Доводы ответчиков и третьих лиц о том, что целесообразно приведение объекта в нормативное состояние после проведения мероприятий по изменению его типа защитного сооружения гражданской обороны с «убежища» на «укрытие», суд признает несостоятельными, поскольку в ходе судебного заседания установлено, что на момент рассмотрения дела объект защитного сооружения гражданской обороны по адресу: <Адрес> не утратил статуса защитного сооружения – убежище, мероприятия по изменению типа защитного сооружения не проведены.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ответчиком МКУ «Содержание муниципального имущества» не приняты меры по приведению защитного сооружения гражданской обороны в готовность к приему укрываемых.
Суд признает обоснованными доводы прокурора г.Перми о том, что непринятие мер по приведению защитного сооружения гражданской обороны гражданской обороны по адресу: <Адрес> готовность к приему укрываемых, может привести к необратимым последствиям при возникновении чрезвычайных ситуации, военных действий и создает опасность жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе населения, проживающего на территории города.
Оценив фактические обстоятельства дела, представленные сторонами доказательствами, руководствуясь вышеприведенными нормами федерального законодательства в области гражданской обороны, подзаконными нормативно-правовыми актами МЧС России, суд приходит к выводу о том, что на МКУ «Содержание муниципального имущества» должна быть возложена обязанность устранить выявленные нарушения требований в области гражданской обороны в отношении защитного сооружения гражданской обороны №, расположенного по адресу: <Адрес>, а именно: установить отсутствующие защитно-герметические и герметические двери и емкости запаса питьевой воды, устранить отверстия в ограждающих конструкциях защитного сооружения оштукатуривание стен и потолка защитного сооружения, обеспечить работоспособное состояние системы вентиляции в защитном сооружении; составить годовые планы планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций; проверить герметичность убежищ; обеспечить защитные сооружения гражданской обороны следующей документацией: эксплуатационная схема систем вентиляции защитного сооружения гражданской обороны, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны, эксплуатационная схема электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны; обеспечить покраску в установленные цвета герметических дверей, ставней, стен, воздухозаборных труб режима фильтровентиляции; обеспечить беспрепятственный проход по путям движения, и к входу, аварийному выходу; обеспечить указание необходимых обозначений в защитном сооружении гражданской обороны.
Доказательств необоснованности заявленных исковых требований суду не представлено.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с данным кодексом. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (ст.ст. 214, 296 ГК РФ).
Учитывая, что защитное сооружение гражданской обороны по адресу: <Адрес> находится в муниципальной собственности, в составе имущества муниципальной казны г. Перми (л.д. 15-19, 37-39), обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по устранению МКУ «Содержание муниципального имущества» нарушений требований законодательства о гражданской обороне в отношении защитного сооружения гражданской обороны №, должна быть возложена на администрацию г. Перми.
Определяя срок исполнения судебного акта, суд руководствуется следующим.
В соответствии с Уставом города Перми, принятым решением Пермской городской Думы от 25.08.2015 №150, администрация города осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения города Перми (статья 49 Устава), рассмотрение и утверждение бюджета города Перми отнесено к компетенции Пермской городской Думы (статья 38 Устава).
Учитывая изложенное, принимая во внимание доводы ответчиков о неисполнимости решения в заявленный истцом срок, суд приходит к выводу о необходимости установления срока для исполнения судебного акта в части требования о возложении обязанности на администрацию г. Перми обеспечить финансирование мероприятий по устранению МКУ «Содержание муниципального имущества» нарушений требований законодательства о гражданской обороне – 5 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Определяя срок для исполнения судебного акта в части требования о возложении обязанности на МКУ «Содержание муниципального имущества» устранить выявленные нарушения требований в области гражданской обороны в отношении защитного сооружения гражданской обороны, суд находит обоснованным доводы прокурора г.Перми о необходимости установления срока по исполнению указанной обязанности в течение 230 дней с момента доведения необходимого финансирования.
При этом, суд учитывает, что при наличии затрудняющих исполнение судебного акта обстоятельств ответчики вправе обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Возложить обязанность на администрацию города Перми <данные изъяты> обеспечить финансирование мероприятий по устранению муниципальным казенным учреждением «Содержание муниципального имущества» нарушений требований законодательства о гражданской обороне в течение 5 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Возложить обязанность на муниципальное казенное учреждение «Содержание муниципального имущества» <данные изъяты> в течение 230 дней с момента доведения необходимого финансирования устранить выявленные нарушения требований в области гражданской обороны в отношении защитного сооружения гражданской обороны №, расположенного по адресу: <Адрес>, а именно:
-установить отсутствующие защитно-герметические и герметические двери и емкости запаса питьевой воды, устранить отверстия в ограждающих конструкциях защитного сооружения оштукатуривание стен и потолка защитного сооружения, обеспечить работоспособное состояние системы вентиляции в защитном сооружении;
-составить годовые планы планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций;
-проверить герметичность убежищ;
-обеспечить защитные сооружения гражданской обороны следующей документацией: эксплуатационная схема систем вентиляции защитного сооружения гражданской обороны, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны, эксплуатационная схема электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны;
-обеспечить покраску в установленные цвета герметических дверей, ставней, стен, воздухозаборных труб режима фильтровентиляции;
-обеспечить беспрепятственный проход по путям движения, и к входу, аварийному выходу;
-обеспечить указание необходимых обозначений в защитном сооружении гражданской обороны.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>