Дело № 2-2979/2023
24RS0028-01-2023-001959-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 октября 2023 года город Красноярск
Кировский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Куцевой М.А.,
при секретаре Панченко Н.В.,
с участием помощника прокурора Свердловского района г. Красноярска Пипия Д.А.,
ответчика Ерусланова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Свердловского района г. Красноярска в интересах субъекта Российской Федерации - Красноярский край в лице КГКУ «Управление социальной защиты населения» к Ерусланов А.А. о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Свердловского района г. Красноярска в интересах субъекта Российской Федерации - Красноярский край в лице КГКУ «Управление социальной защиты населения» обратился в суд с иском (с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ) к Ерусланову А.А. о взыскании денежных средств. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между КГКУ «УСЗН» и Еруслановым А.А. заключен социальный контракт <данные изъяты> на период с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Ерусланову А.А. предоставлена государственная социальная помощь в размере 65 288 рублей. При заключении контракта Ерусланов А.А. был предупреждён об обязанности предоставления ежемесячного отчета, предусмотренного программой социальной адаптации социального контракта, а также о том, что денежные средства, выплаченные ему вследствие представления документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, скрытых данных или несвоевременного уведомления об обстоятельствах, влекущих утрату права на получение государственной услуги, подлежат возмещению добровольно или в судебном порядке. Отчет ДД.ММ.ГГГГ не был предоставлен Еруслановым А.А. ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением порядка. КГКУ «УСЗН» в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ года направлено решение о прекращении оказания государственной социальной помощи, досрочном расторжении социального контракта и возврате полученных денежных средств. Однако, до настоящего времени необоснованно полученные денежные средства ответчиком не возвращены.
Просит суд взыскать с Ерусланова А.А. в пользу КГКУ «УСЗН» сумму государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, предоставляемой в рамках государственной программы «Развитие системы социальной поддержки граждан» в размере 32 386 рублей.
В судебном заседании помощник прокурора Свердловского района г. Красноярска Пипия Д.А. исковые требования с учетом уточнения поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Ответчик Ерусланов А.А., участвующий в судебном заседании с использованием средств видео-конференц-связи, заявленные исковые требования не признал, пояснил, что на основании социального контракта ему были предоставлены денежные средства в размере 15 935 рублей, более денежных средств он не получал. Кроме того, в КГКУ «УСЗН» им были предоставлены справки о трудоустройстве, о том, что нужно предоставлять отчеты о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом, ему не было известно. Просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» Архипова М.А., действующая на основании доверенности от 29 мая 2023 года, в зал судебного заседания не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В этой связи, полагая, что представитель Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения», не приняв мер к явке в судебное заседание, определил для себя порядок защиты своих процессуальных прав, суд с учётом приведённых выше норм права, рассмотрел дело в отсутствие неявившихся участников процесса, в силу ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, являются вопросами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ №507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» государственная программа включает подпрограмму «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности».
Мероприятия Подпрограммы направлены на исполнение принятых публичных нормативных обязательств по социальной поддержке отдельных категорий граждан, создание условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности.
В соответствии с подпунктом 3.4.4 Постановления мероприятие 2.16 перечня мероприятий предусматривает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан и осуществляется в Порядке назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан.
Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан устанавливает механизм назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, проживающим на территории Красноярского края.
В соответствии с пунктом 2 Порядка право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные частью 1 статьи 8.1 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № 10-4371 «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае».
Уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей на срок не более чем на 12 месяцев. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта.
Согласно Постановления Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан» При реализации мероприятия, указанного в подпункте 1 пункта 8 Порядка, заявителю, зарегистрированному в учреждении службы занятости населения в качестве безработного или ищущего работу, предоставляется ежемесячная денежная выплата в течение одного месяца с даты заключения социального контракта и 3 месяцев с даты подтверждения факта трудоустройства заявителя (в том числе на срочной основе, а также в случае заключения гражданско-правового договора о выполнении работ или услуг) в размере величины прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения по соответствующей группе территорий Красноярского края на год предоставления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с условиями социального контракта (далее - величина прожиточного минимума для трудоспособного населения). Ежемесячная денежная выплата, осуществляемая в течение 3 месяцев с даты подтверждения факта трудоустройства заявителя, осуществляется ежемесячно (в том числе со дня окончания срока действия социального контракта без его продления) при условии продолжения осуществления гражданином трудовой деятельности в рамках трудового договора, заключенного в период действия социального контракта.
Ежемесячная денежная выплата, осуществляемая в течение 3 месяцев с даты подтверждения факта трудоустройства получателя, осуществляется ежемесячно (в том числе со дня окончания срока действия социального контракта без его продления) при условии продолжения осуществления получателем трудовой деятельности в рамках трудового договора, заключенного в период действия социального контракта.
В соответствии с пунктом 27 Порядка уполномоченное учреждение осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.
В силу пункта 29 Порядка получатель ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению № 2 к форме социального контракта. Основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты является невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в пункте 34 Порядка).
В соответствии с пунктом 36 Порядка уполномоченное учреждение принимает решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в течение 10 дней со дня установления непредоставления получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренным социальным контрактом и программой социальной адаптации.
В соответствии с пунктом 37 Порядка получатель обязан извещать уполномоченное учреждение об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в подпунктах 2 - 4, 7 - 10, 12, 13 пункта 35 Порядка, а также об изменениях, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение 2 недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений). Соответствующее извещение представляется получателем с приложением подтверждающих документов лично (непосредственно в уполномоченное учреждение) либо направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения.
В силу пункта 39 Порядка денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении, о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Ерусланов А.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ТО КГКУ «УСЗН» по Свердловскому району в г. Красноярске с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан.
На основании заявления Ерусланова А.А. о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан ДД.ММ.ГГГГ между Еруслановым А.А. и КГКУ «УСЗН» в лице начальника территориального отделения по Свердловскому району в г. Красноярске Красноярского края заключен социальный контракт <данные изъяты> сроком ДД.ММ.ГГГГ (с ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно разделу 1 пункта 1.1. социального контракта <данные изъяты> предметом социального контракта является сотрудничество между Управлением и Еруслановым А.А. по реализации мероприятий (действий, направленных на преодоление обстоятельства или обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности получателя (его семьи), и последствия которых он (его семья) не может (не могут) преодолеть самостоятельно), указанных в пункте 1.2 социального контракта и предусмотренных программой социальной адаптации согласно приложению № 1 к социальному контракту, при назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Мероприятие (действия) по поиску работы, направлены на преодоление обстоятельства или обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности получателя (его семьи) и последствия которых он (его семья) не может (не могут) преодолеть самостоятельно (п.1.2).
Разделом 2 пункта 2.1 социального контракта предусмотрено, что государственная помощь по настоящему социальному контракту назначается в сумме 63 740 рублей.
Разделом 3 пункта 3.2.2 подпункта 6 контракта предусмотрено, что Управление обязано принять решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в одностороннем порядке в течение 10 дней со дня установления следующих обстоятельств: непредставление получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению №2 к социальному контракту.
Согласно разделу 4 пункта 4.1 подпункта 6 контракта получатель обязан предоставлять ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным в Управление отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации с приложением документов, подтверждающих выполнение мероприятий (при наличии документов), по форме согласно приложению № 2 к социальному контракту лично, либо посредством почтового отправления либо направления в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или краевого портала государственных и муниципальных услуг.
Срок действия социального контракта с ДД.ММ.ГГГГ года и вступает в силу со дня подписания его сторонами (раздел 5 пункт 5.1).
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ было заключено дополнительное соглашение к социальному контракту ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, пункт 2.1.1. социального контракта изложить в следующей редакции: «2.1.1. Размер ежемесячной денежной выплаты для получателя, зарегистрированного в учреждении службы занятости населения в качестве безработного или ищущего работу составляет 15 935 рублей, продолжительность выплаты 1 месяц, размер ежемесячной денежной выплаты для трудоустроившегося получателя составляет 16 451 рубль, продолжительность выплат 3 месяца».
Согласно приложению №1 к социальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ программой социальной адаптации предусмотрены мероприятия по социальной адаптации на срок действия социального контракта: регистрация в информационно—аналитической системе Общероссийской базы вакансий «Работа в России», осуществление поиска работы с последующим трудоустройством в период с ДД.ММ.ГГГГ, продление регистрации по месту пребывания до окончания срока действия контракта.
Согласно отчету от ДД.ММ.ГГГГ о выполнении мероприятия, предусмотренных социальным контрактом ДД.ММ.ГГГГ и программой социальной адаптации за период с ДД.ММ.ГГГГ Ерусланов А.А. был трудоустроен на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ИП Летучий А.В., на должность слесарь-ремонтник, за выполнение трудовых обязанностей ему установлен должностной оклад в размере 19 000 рублей, работодателем также устанавливаются стимулирующие и компенсационные выплаты (п.3.1, 3.2 трудового договора № 134 от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно платежным документам Ерусланову А.А. предоставлена единовременная денежная выплата за ДД.ММ.ГГГГ в размере 15 395 рублей, за 2023 год - 16 451 рубль по поиску работы и трудоустройства, перечисленная на расчетный счет последнего, указанный в заявлении.
Однако отчет за ДД.ММ.ГГГГ Еруслановым А.А. сдан не был, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ КГКУ «УСЗН» по Свердловскому району в г. Красноярске было принято решение о прекращении государственной социальной помощи и досрочном расторжении социального контракта.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика территориальным отделением направлено уведомление о прекращении оказания государственной помощи и расторжении социального контракта, в котором указано, что Еруслановым А.А. не предоставлен отчет о выполнении мероприятий ДД.ММ.ГГГГ, а также предложено в добровольном порядке вернуть перечисленные денежные средства в размере 65 288 рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного кодекса.
По смыслу положений подпункта 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
По делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июля 2019 г.).
Ответчиком Еруслановым А.А. нарушены обязательства, предусмотренные п. 4.1 заключенного социального контракта ДД.ММ.ГГГГ, выраженные в не предоставлении в территориальное отделение отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые ссылается и представить доказательства в обоснование своих требований.
Ответчиком суду не представлено доказательств о наличие законных оснований для приобретения или сбережения незаконно полученной суммы государственной социальной помощи на основе социального контракта в размере 32 386 рублей, либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для освобождения ответчика от возврата денежной суммы социальной выплаты, в связи с чем полагает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования прокурора Свердловского района г.Красноярска в интересах субъекта Российской Федерации - Красноярский край в лице КГКУ «Управление социальной защиты населения».
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Свердловского района г.Красноярска в интересах субъекта Российской Федерации - Красноярский край в лице КГКУ «Управление социальной защиты населения» удовлетворить.
Взыскать с Ерусланов А.А. (паспорт <данные изъяты>) в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» сумму государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, предоставляемой в рамках государственной программы «Развитие социальной поддержки граждан» в размере 32 386 рублей.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Кировский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.А. Куцева
Мотивированное решение изготовлено 18 октября 2023 года.