Р Е Ш Е Н И Е
24 апреля 2023 года.
Судья Первомайского районного суда г. Ижевска Обухова М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики
на постановление начальника отделения-старшего судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП России по УР Фалалеева Н.М. от <дата> о привлечении Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и назначении административного штрафа в размере 30 000 руб.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением об административном правонарушении начальника отделения-старшего судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП России по УР Фалалеева Н.М. от <дата> Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики (далее – Министерство) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Постановлением от <дата> установлено, что должник не исполнил в установленный 60-дневный срок требование судебного пристава-исполнителя. Министерство является должником по исполнительному производству №- ИП от <дата> на основании исполнительного листа ФС № от <дата>, выданного Индустриальным районным судом г.Ижевска УР по делу №, вступившим в законную силу <дата>, предмет исполнения: Обязать Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики предоставить в пользование Ильин С.Д. безвозмездно однократно по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям г. Ижевска УР, жилое помещение, расположенное в <адрес> УР, в виде жилого дома или квартиры не менее 18 квадратных метров и не более 36 квадратных метров на территории г.Ижевска УР.
Не согласившись с данным постановлением, Министерство подало жалобу в суд, где указало, что считает постановление незаконным по следующим основаниям.
Постановление о наказании вручено <дата>. Жалоба в суд подана <дата>.
Административный орган при вынесении постановления о наказании не учел. Объем полномочий Минсоцполитики при обеспечении жильем детей-сирот, производится двумя органами власти, ими и Минстрем УР. При этом Минстрою УР выделяется финансирование на данные цели и формируется Фонд жилья и документы. На Минсоцполитики возложены же только формирование республиканского списка (исключение из данного списка) и принятие решении о предоставлении жилья. А потому ими предоставляется жилое помещение в том объеме, в каком оно приобретается и передается в установленном порядке Минстроем УР. Ильин С.Д. занимал 3838 место по Республике и 1369 место по Ижевску. Ими 2021-2022 гг неоднократно направлялась просьба Минфину УР выделить дополнительные бюджетные средства на исполнение судебных решений. Средства не выделены. Кроме того, с учетом всех необходимых сроков проведения конкурсных процедур на формирование специализированного жилого фонда для детей-сирот с момента начала процедуры до передачи жилья в Министерство требуется 5 месяцев. ( ФЗ от 05.04.2013г№-ФЗ). А потому и необходимо учитывать объективные причины неисполнения решения суда. Минсоцполитики реализуя свои полномочия исключительно по включению и распределению жилых помещений, самостоятельно вне установленных законом процедуры, не имеет возможности приобрести жилье в целях исполнения судебных актов, по независящим от него обстоятельствам. Минсоцполитики от исполнения решений не уклоняется, т.е. нет умысла. Отсутствует вина. Порядок предоставления жилья вне очереди, действующим законодательством не предусмотрен. Отсутствует состав вменяемого правонарушения.
В судебном заседании представитель Министерства Чумакова В.В., действующая на основании доверенности, поддержала жалобу по изложенным в ней основаниям в полном объеме. Дополнительно пояснила, что на сегодня решение суда не исполнено по тем же основаниям, что и в жалобе. Однако, просит учесть письма в Минстрой УР от 2021-2022 г о направлении сводного списка детей - сирот. В настоящее время Ильин С.Д. находится на 3138 месте в республиканском списке; и на 1198 месте по Ижевску УР. Решением от <дата> Министерство освобождено от уплаты исполнительского сбора.
Минсоцполитики и труда УР извещено надлежащим образом.
Начальник отделения - старший судебный пристав МОСП по ИОИП УФССП России по УР Фалалеева Н.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещена.
Ильин С.Д. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
В силу ст. 30.3 КоАП РФ копия постановления о назначении наказания Минсоцполитики вручена <дата>, а потому и 10-ти - дневный срок приходится на <дата> (с учетом выходных дней), жалоба подана в суд <дата>, а потому и срок на обжалование не пропущен.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ст.1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана и защита законных интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Согласно ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от <дата> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве).
Частью 2 статьи 36 данного Закона установлено, что, если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.
В силу пункта 7 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве исполнительными документами являются, в том числе постановления судебного пристава-исполнителя.
Согласно части 1 статьи 15 Закона об исполнительном производстве сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено.
Решением Индустриального районного суда г. Ижевска УР от 16.09.2021 удовлетворены исковые требования Ильин С.Д. Суд обязал Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики предоставить в пользование Ильин С.Д. безвозмездно однократно по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям г. Ижевска УР, жилое помещение, расположенное в <адрес> УР, в виде жилого дома или квартиры не менее 18 квадратных метров и не более 36 квадратных метров на территории г.Ижевска УР.
Как следует из материалов дела, <дата> судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по УР на основании исполнительного листа ФС № от <дата>, выданного Индустриальным районным судом г.Ижевска УР по делу №, вступившим в законную силу <дата>, возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника Министерство, предмет исполнения: Обязать Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики предоставить в пользование Ильин С.Д. безвозмездно однократно по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям г. Ижевска УР, жилое помещение, расположенное в <адрес> УР, в виде жилого дома или квартиры не менее 18 квадратных метров и не более 36 квадратных метров на территории г.Ижевска УР.
Постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП вынесено <дата>, установлен срок для добровольного исполнения - 5 дней.
Требования исполнительного документа должником в установленный для добровольного исполнения срок не были исполнены.
<дата> судебным приставом-исполнителем в отношении Министерство образования и науки УР вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 руб. Получено должником <дата>.
<дата> должником Министерство социальной политики и труда УР получено требование от <дата> об исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе, в 60-дневный срок.
Как следует из требования от <дата> Министерству предписано исполнить требования исполнительного документа в 60-дневный срок со дня поступления настоящего требования. Требование получено <дата>.
Порядок установления и исчисления сроков в исполнительном производстве регламентирован статьей 15 Федерального закона от <дата> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», так сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено (часть 1). Сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни (часть 2). Если настоящим Федеральным законом не установлено иное, то течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока (часть 3).
Таким образом, срок, установленный требованием судебного пристава-исполнителя от <дата>, истекал <дата>.
Следовательно, событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в случае неисполнения должником соответствующего требования, наступает с <дата>.
Между тем, на дату составления протокола об административном правонарушении – <дата>, установленный судебным приставом-исполнителем срок для исполнения требований неимущественного характера не истек, событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, не наступило.
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике № от <дата> подлежат отмене, а дело прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление № по делу об административном правонарушении начальника отделения - старшего судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП России по УР Фалалеева Н.М. от <дата> о привлечении Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и назначении административного наказания в размере 30 000 руб., - отменить, на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ жалобу Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики - удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска) в течение 10 суток.
Судья: М.А. Обухова