Мотивированное решение суда изготовлено 31 марта 2022 года.
66RS0020-01-2021-000281-21
Дело № 2-590/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<дата> пгт. Белоярский
Белоярский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьевой Т.А., с участием старшего помощника Б. межрайонного прокурора Мальцевой А.В., при секретаре судебного заседания Чернышевой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б. межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к А. Б. городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом А. Б. городского округа об обязании определить управляющую организацию для управления многоквартирным домом, возложении обязанности,
установил:
Белоярский межрайонный прокурор (далее – прокурор) обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит обязать А. Б. городского округа и Комитет по управлению муниципальным имуществом А. Б. городского округа со дня вступления решения в законную силу определить управляющую организацию для управления многоквартирным жилым домом <номер> по <адрес>, обязать КУМИ А. Б. городского округа со дня вступления решения суда в законную силу восстановить перекрытие чердачного помещения над квартирой <номер> <адрес>.
В обоснование иска указано, что Б. межрайонной прокуратурой в ходе мониторинга средств массовой информации установлено, что в <адрес> отсутствует управляющая организация. В соответствии с протоколом собрания собственников от 11.08.2015, направленного 23.10.2019 органом местного самоуправления в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в указанном доме избрана непосредственная форма управления. Вместе с этим, фактически управление указанным многоквартирным домом не осуществляется, какие-либо ремонтные работы не проводятся. Так, 05.08.2021 в связи с обветшанием чердачных перекрытий, произошло обрушение конструкций чердака в <адрес>. 12, <адрес>. Данная квартира находится в муниципальной собственности, также в муниципальной собственности находятся квартиры №<...> и <номер> данного дома. Осмотром кровельного покрытия, а также имущества, относящегося к общедомовому установлены нарушения требований правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170. Дом, расположенный в Б. городском округе в <адрес> по адресу: <адрес> управлении какой-либо организации не находится. Выбранный способ управления в виде непосредственного управления не реализован. Так, не заключены договоры с организациями, осуществляющими обслуживание данного многоквартирного дома, а также оказывающие коммунальные услуги. Содержание мест общего пользования не осуществляется. Таким образом, способ управления в жилом доме по вышеуказанному адресу не реализован до настоящего времени, а органом местного самоуправления - А. Б. городского округа управляющая организация не определена.
Заочным решением Б. районного суда от <дата> исковое заявление Б. межрайонного прокурора удовлетворено.
Не согласившись с указанным решением ответчик - Комитет по управлению муниципальным имуществом А. Б. городского округа <дата> обратился с заявлением об отмене указанного заочного решения.
Определением Б. районного суда Свердловской области от <дата> заочное решение от <дата> по делу <номер> отменено, возобновлено рассмотрение дела по существу, делу присвоен <номер>.
В судебном заседании старший помощник прокурора Мальцева А.В. настаивала на удовлетворении требования по возложению обязанности на А. Б. городского округа по определению управляющей организации для управления многоквартирным домом <номер> по <адрес> в <адрес>, обязании КУМИ А. Б. городского округа восстановить перекрытие чердачного помещения над квартирой <номер> <адрес> в <адрес>. Согласна на рассмотрение дела в порядке заочного судопроизводства, в отсутствие ответчиков.
Ответчики А. Б. городского, Комитет по управлению муниципальным имуществом А. Б. городского округа в судебное заседание своих представителей не направили.
Комитет по управлению муниципальным имуществом А. Б. городского округа направили письменный отзыв, из которого следует, что Комитет считает, что восстановление чердачного помещения над квартирой <номер> относится не к текущему ремонту, который можно выполнить в процессе эксплуатации жилого дома, а к капитальному ремонту, осуществление которого выполняется в ином порядке. Кроме этого, наряду с КУМИ А. Б. городского округа бремя содержания жилого дома по адресу: пгт Белоярский, <адрес> несут еще пять собственников квартир, которые в силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации совместно с КУМИ должны исполнять обязанности по содержанию общего имущества и нести ответственность за его надлежащее состояние. Просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, суду доверяют (л.д.60).
А. Б. городского округа в письменном отзыве на исковые требования указала, что с требованиями прокурора не согласна в части возложения обязанности определить управляющую организацию, поскольку жильцы <адрес> в пгт. Белоярский, согласно протоколу собрания собственников многоквартирного дома, изъявили желание выбрать способ управления многоквартирным домом в форме непосредственного управления. Решение собственников до настоящего момента не отменено и не признано недействительным в установленном законом порядке, какие-либо жалобы об изменении способа управления от собственников многоквартирного дома в адрес А. Б. городского округа. Собственниками заключаются договоры на вывоз мусора, на электроснабжение, водоснабжение и др. что говорит о том, что непосредственный способ управления собственниками реализован. Просят в удовлетворении искового заявления отказать (л.д.61-62).
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, в том числе, путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от <дата> № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации на интернет-сайте Б. районного суда <адрес>, в силу ст. ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
В силу ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав письменные доказательства, оценивая представленные сторонами доказательства в совокупности, руководствуясь при этом требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений ст. ст. 56, 57, 68, ч. 2 ст. 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений многоквартирном доме; управление товариществом собственников жиль- либо жилищным и жилищно-строительным кооперативом (далее - жилищный кооператив) или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
На основании ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственника помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
В соответствии с ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Согласно ч. 17 указанной статьи управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 № 1616 утверждены Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ.
Согласно п. 2 Правил № 1616, определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, органа государственной власти субъектов Российской Федерации - г. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное.
В соответствии с пунктом 5 Правил № 1616 в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
В силу п.9 ч.1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Дом, расположенный в Б. городском округе по адресу: <адрес> в управлении какой-либо организации не находится. Выбранный способ управления в виде непосредственного управления не реализован. Так, не заключены договоры с организациями, осуществляющими обслуживание данного многоквартирного дома, а также оказывающие коммунальные услуги. Содержание мест общего пользования не осуществляется.
Таким образом, способ управления в жилом доме по вышеуказанному адресу не реализован до настоящего времени, а органом местного самоуправления - А. Б. городского округа управляющая организация не определена.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.6 Устава Б. городского округа к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещения: малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с п.2.1 Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом, утверждённым Решением Думы Б. городского округа от <дата> <номер> основными задачами Комитета являются: управление в установленном порядке имуществом, находящимся в муниципальной собственности Б. городского округа; обеспечение формирования и устойчивого функционирования муниципальной собственности Б. городского округа.
Кроме того, в соответствии с п. 1.5 указанного Положения Комитет имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в Финансовом управлении в Б. городском округе, круглую печать с изображением герба Российской Федерации со своим полным официальным наименованием, фирменные штампы и бланки и другие необходимые реквизиты, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, Арбитражном суде. Таким образом, собственник муниципального имущества - КУМИ А. Б. городского округа, имеет возможность обслуживать указанный дом.
Квартиры №<номер>, <...>, <адрес> муниципальные и находятся в собственности органа местного самоуправления в лице КУМИ А. Б. городского.
В соответствии с Актом осмотра жилого помещения от <дата> Б. межрайонной прокуратурой установлено, что в жилом помещении – <адрес> многоквартирного <адрес> в <адрес> в комнате справа от входа произошло обрушение чердачного перекрытия, из комнаты через данное перекрытие видно кровлю указанного дома. В кровле из комнаты указанной квартиры видны сквозные трещины и сколы (л.д.21) данные обстоятельства отражены на фотографиях (л.д.22-23).
В соответствии со ст.213Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
КУМИ А. Б. городского округа не несет бремя содержания имущества, в связи с чем, нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также защиту жизни и здоровья, что является недопустимым.
Суд не соглашается с доводами ответчиков о том, что факт заключения договоров на вывоз мусора, водоснабжение и электроснабжение гражданами, проживающими в многоквартирном <адрес> в пгт. Белоярский является выбранным способом управления, а также исключающим обязанности А. Б. городского округа и КУМИ А. Б. городского округа определить управляющую организацию для управления многоквартирным жилым домом по адресу: <номер> по <адрес> в <адрес>.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом и такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства поражают гражданские права и обязанности.
Пунктом 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства возникают, в частности, из договора.
Согласно части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (части 1 и 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, в силу статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации права и обязанности у управляющей организации и собственников помещений в многоквартирном доме возникают на основании договора управления многоквартирным домом, который должен быть заключен с каждым собственником помещений такого дома. Это мнение нашло подтверждение, в том числе, в судебной практике (постановление ФАС Уральского округа от 18.09.2006 N Ф09-8190/06/С4, ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.02.2009 N А19-11164/08-23, ФАС Волго-Вятского округа от 17.02.2006 N А29-6464/2005-2э, ФАС Поволжского округа от 02.09.2008 N А57-14323/07).
Таким образом, договор управления многоквартирным домом вступает в силу после его подписания каждым из собственников помещений в соответствующем многоквартирным доме. Исключений из данной нормы действующим законодательством не установлены.
Исходя из смысла статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, если в течение года со дня принятия собственниками помещений многоквартирного дома решения о выборе способа управления данным домом указанное решение не было реализовано, у органа местного самоуправления возникает обязанность проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления данным многоквартирным домом.
В соответствии с частью 2 статьи 163 раздел VIII Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ), управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 Кодекса. Порядок проведения данного конкурса по выбору управляющей организации регламентируется постановления Правительства РФ от 06.02.2006 г. N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Порядок проведения конкурсов).
Порядок проведения открытого конкурса регламентирован Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом".
Согласно пункту 2 части 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75, конкурс проводится, если принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, ввиду отсутствия доказательств заключения большинством собственников договоров, предусмотренных статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также направления ими в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документов, необходимых для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, суд считает требование Белоярского межрайонного прокурора об обязании А. Б. городского округа со дня вступления настоящего решения в законную силу определить управляющую организацию для управления многоквартирным жилым домом <номер> по <адрес> в <адрес> законным и обоснованным.
Кроме этого, удовлетворению подлежат исковые требования об обязании Комитета по управлению муниципальным имуществом А. Б. городского округа <адрес> со дня вступления настоящего решения в законную силу восстановить перекрытие чердачного помещения над квартирой <номер> <адрес> в <адрес>.
При таких обстоятельствах, иск Б. межрайонного прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме с учетом предметного разграничения полномочий между А. Б. городского округа и Комитетом по управлению муниципальным имуществом А. Б. городского округа, с установлением срока исполнения – со дня вступления настоящего заочного решения в законную силу.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным исковым требованиям. Иных требований в рамках настоящего гражданского дела сторонами не заявлено.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
исковое заявление Б. межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать А. Б. городского округа со дня вступления настоящего решения в законную силу определить управляющую организацию для управления многоквартирным жилым домом <номер> по <адрес> в <адрес>.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом А. Б. городского округа <адрес> со дня вступления настоящего решения в законную силу восстановить перекрытие чердачного помещения над квартирой <номер> <адрес> в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Белоярский районный суд Свердловской области.
Судья подпись Т.А. Соловьева