Дело № 2-1919/2019 13 марта 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
Председательствующего судьи Кузьминой О.В.,
При секретаре Клочкове И.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гликман Елены Владимировны к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга об обязании зачесть периоды учебных отпусков в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, обязании назначить досрочную страховую пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Истец Гликман Е.В. обратилась в суд с иском к УПФ РФ в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга об обязании зачесть периоды учебных отпусков в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой, обязании назначить досрочную страховую пенсию, ссылаясь на то, что 18.09.2018 года она обратилась в УПФ РФ в Красногвардейском районе СПб с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением УПФ РФ в Красногвардейском районе СПб № 880 от 14.01.2019 года в назначении досрочной страховой пенсии Гликман Е.В. отказано, в связи с отсутствием необходимого специального (педагогического) стажа – 25 лет. Истец указывает, что в специальный (педагогический) стаж не включены периоды нахождения в учебных отпусках с 29.10.2007 года по 28.11.2007 года, с 25.02.2008 года по 26.03.2008 года, с 06.10.2008 года по 05.11.2008 года, с 16.02.2009 года по 19.03.2009 года, с 26.10.2009 года по 25.11.2009 года, с 01.03.2010 года по 31.03.2010 года, с 14.03.2011 года по 22.04.2011 года в период работы в ГБОУ Гимназия № 196 Красногвардейского района Санкт-Петербурга. Истец с данным решением не согласна, находит его незаконным и необоснованным, поскольку данные учебные отпуска предоставлялись ей с сохранением заработной платы и подлежат включению в специальный стаж. Истец просит обязать УПФ РФ в Красногвардейском районе СПб включить периоды нахождения в учебных отпусках с 29.10.2007 года по 28.11.2007 года, с 25.02.2008 года по 26.03.2008 года, с 06.10.2008 года по 05.11.2008 года, с 16.02.2009 года по 19.03.2009 года, с 26.10.2009 года по 25.11.2009 года, с 01.03.2010 года по 31.03.2010 года, с 14.03.2011 года по 22.04.2011 года в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначить досрочную страховую пенсию с 18.09.2018 года.
Истец Гликман Е.В. в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика УПФ РФ в Красногвардейском районе СПб в судебное заседание явился, заявленные исковые требования не признал.
Выслушав истца, представителя ответчика, изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, 18.09.2018 года Гликман Е.В. обратилась в УПФ РФ в Красногвардейском районе СПб с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением УПФ РФ в Красногвардейском районе СПб № 880 от 14.01.2019 года в назначении досрочной страховой пенсии Гликман Е.В. отказано, в связи с отсутствием необходимого специального (педагогического) стажа – 25 лет.
В специальный (педагогический) стаж не включены периоды нахождения в учебных отпусках с 29.10.2007 года по 28.11.2007 года, с 25.02.2008 года по 26.03.2008 года, с 06.10.2008 года по 05.11.2008 года, с 16.02.2009 года по 19.03.2009 года, с 26.10.2009 года по 25.11.2009 года, с 01.03.2010 года по 31.03.2010 года, с 14.03.2011 года по 22.04.2011 года в период работы в ГБОУ Гимназия № 196 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
Согласно вышеуказанному решению продолжительность специального (педагогического) стажа Гликман Е.В. по состоянию на 18.09.2018 года составила 24 года 04 месяца 21 день.
С 01.01.2015 года на территории Российской Федерации пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным Законом «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665).
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
На основании пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В этой связи в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости связано, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 11-П от 03.06.2004 года по делу о проверке конституционности положений пп. 10, 11 и 12 п. 1 ст. 28, п. п. 1 и 2 ст. 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая, нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда), а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества; предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследует цель освобождения от необходимости дальнейшего продолжения работы и является, таким образом, одной из мер, направленных на сохранение здоровья данных работников. Природа и предназначение такой льготы, как пенсионное обеспечение ранее достижения общего пенсионного возраста, обусловливают и особенности приобретения права на нее. Основанием для назначения досрочной трудовой пенсии по старости является стаж работы в должностях и учреждениях, предусмотренных соответствующими списками, утверждаемыми Правительством РФ, требуемой продолжительности. При этом списки формируются исходя из установленного наличия вредных факторов работы на той или иной должности в определенных учреждениях исчерпывающим образом.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 периоды педагогической деятельности до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463.
Согласно указанному Постановлению за педагогическими работниками сохранялись условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения в действие Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 4 исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В то же время пункт 5 Правил предусматривает, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Статьей 116 ТК РФ установлено, что ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районных Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами.
Одним из видов дополнительных отпусков является отпуск, предоставляемый работодателем работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения (ст. 173 ТК РФ).
В спорный период за истцом сохранялось место работы, должность, выплачивалась заработная плата, сведений о том, что отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ не производились не имеется.
Таким образом, периоды нахождения работника в дополнительном отпуске с сохранением среднего заработка, предоставляемом работодателем работнику, совмещающему работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (учебные отпуска), являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а потому судебная коллегия приходит к выводу об отклонении довода ответчика о необоснованности включения в стаж периодов нахождения истца в учебных отпусках.
Таким образом, суд приходит к выводу, что периоды нахождения Гликман Е.В. в учебных отпусках с 29.10.2007 года по 28.11.2007 года, с 25.02.2008 года по 26.03.2008 года, с 06.10.2008 года по 05.11.2008 года, с 16.02.2009 года по 19.03.2009 года, с 26.10.2009 года по 25.11.2009 года, с 01.03.2010 года по 31.03.2010 года, с 14.03.2011 года по 22.04.2011 года подлежат зачету в специальный (педагогический) стаж.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400 "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган.
Судом установлено, что по состоянию на 18.09.2018 года специальный (педагогический) стаж Гликман Е.В. составляет 24 года 04 месяца 21 день и в случае включения в указанный стаж спорных периодов работы нахождения в учебных отпусках 07 месяцев 16 дней по состоянию на 18.09.2018 года необходимый специальный стаж будет выработан.
Таким образом, требования Гликман Е.В. в части обязания назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения, то есть с 18.09.2018 года подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 29.10.2007 ░░░░ ░░ 28.11.2007 ░░░░, ░ 25.02.2008 ░░░░ ░░ 26.03.2008 ░░░░, ░ 06.10.2008 ░░░░ ░░ 05.11.2008 ░░░░, ░ 16.02.2009 ░░░░ ░░ 19.03.2009 ░░░░, ░ 26.10.2009 ░░░░ ░░ 25.11.2009 ░░░░, ░ 01.03.2010 ░░░░ ░░ 31.03.2010 ░░░░, ░ 14.03.2011 ░░░░ ░░ 22.04.2011 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 18.09.2018 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13.03.2019 ░░░░.