Дело № 5-1262/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
17 августа 2020 года г. Мамадыш РТ
Мамадышский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Гатиной Г.Р.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, ранее привлекавшейся к административной ответственности,
в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
12 августа 2020 года в 21 час 00 минут индивидуальный предприниматель ФИО1 допустила нахождение гражданина ФИО4 в магазине «Айболит», расположенном по адресу: РТ, <адрес>, без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маска, респиратор) и без средств индивидуальной защиты рук (перчатки).
12 августа 2020 года о/у ГЭБ и ПК отдела МВД России по Мамадышскому району в отношении ИП ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ИП ФИО1 в судебном заседании с протоколом об административном правонарушении не согласилась и суду показала, что проводила инструктаж с персоналом о соблюдении режима обязательного ношения средств индивидуальной защиты как ими самими, так и покупателями. Все меры для недопущения граждан в магазин без средств индивидуальной защиты продавцами магазина принимаются, на входе в магазин имеются оформленные в максимально доступной форме объявления о запрете входить в магазин без масок и перчаток, покупатели при входе в магазин устно предупреждаются о необходимости ношения средств индивидуальной защиты в помещении магазина.
Выслушав в судебном заседании ФИО1, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В целях предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижения размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций, ликвидации чрезвычайных ситуаций был издан Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту – Закон № 68-ФЗ), в котором определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Для достижения указанных целей законодатель предоставил Правительству Российской Федерации право устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Закона № 68-ФЗ).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 417 (далее по тексту – Правила).
Согласно подпункту «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Закона № 68-ФЗ).
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь:
а) определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее по тексту – соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации;
б) приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа;
в) установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
В развитие приведенного правового регулирования 19 марта 2020 года Кабинет Министров Республики Татарстан принял постановление № 208 (далее по тексту – постановление № 208), в котором определил комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях режима повышенной готовности.
Так, в соответствии с пунктом 6 названного постановления (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1) с 12 мая 2020 года юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», предписано исполнять требования к организации их хозяйственной деятельности, установленных в приложении № 1 к настоящему постановлению. В пункте 2 данного приложения юридические лица и индивидуальные предприниматели, чья хозяйственная деятельность не подверглась приостановлению, при взаимодействии с гражданами призваны не допускать их вход и нахождение в объектах розничной торговли, оказания услуг, в транспортных средствах при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, включая такси, без использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки).
Министерством промышленности и торговли Российской Федерации были разработаны и утверждены письмом от 11 мая 2020 года № ЕВ-32091/15 методические рекомендации о действиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций торговли в условиях обязательного использования населением средств индивидуальной защиты.
В них, в частности, хозяйствующим субъектам, занятым в сфере торговли, рекомендовано размещать на территории торговых объектов, в том числе при входе в торговый объект, в торговом зале, печатные информационные материалы о введении режима обязательного ношения средств индивидуальной защиты, в том числе полученные от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (пункт 1).
В пункте 8 рекомендаций отмечено, что при попытке прохода посетителя без средств индивидуальной защиты на территорию организации торговли представитель организации торговли необходимо проинформировать посетителя о соблюдении обязательных требований и об ответственности за нарушение такого режима.
В случае несогласия посетителя исполнять такие требования, их нарушения, в том числе прохода на территорию объекта торговли, представитель организации торговли, не вступая в конфликт с нарушителем, вправе вызвать представителей органов внутренних дел для пресечения нарушения.
Пункт 9 рекомендаций гласит, что при обнаружении посетителя, не использующего средства индивидуальной защиты, уже на территории торгового объекта представителю организации торговли следует поставить его в известность о необходимости соблюдения обязательных требований и об ответственности за нарушение такого режима.
В случае несогласия посетителя исполнять такие требования, представитель организации торговли, не вступая в конфликт с нарушителем, вправе отказать ему в обслуживании на кассе и вызвать представителей органов внутренних дел для пресечения нарушения.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица, под которыми понимаются руководители и другие работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, несут административную ответственность в случае, если совершение ими административного правонарушения вызвано неисполнением либо ненадлежащим исполнением служебных обязанностей.
Собранные административным органом материалы свидетельствуют о том, что ДД.ММ.ГГГГ около 21 часа 00 минут магазин «Айболит» посетил покупатель ФИО4, который пренебрег необходимостью использования средств индивидуальной защиты.
Сама ФИО1 в момент фиксации события правонарушения в магазине «Айболит» не находилась.
Свидетель ФИО5 в судебном заседании пояснила, что работает продавцом в магазине «Айболит». 12 августа 2020 года около 21 часа 00 минут заметив покупателя, игнорирующего требования правил поведения в условиях введенного в Республике Татарстан режима повышенной готовности, сделала ему замечание. Покупатель находился в состоянии алкогольного опьянения. Она отказала ему в обслуживании и в этот момент в магазин вошли сотрудники полиции.
Судя по фотографиям, предоставленным ФИО1, она приняла меры к размещению в помещении магазина на видном месте объявлений, информирующих посетителей о недопустимости пребывания в магазине без средств индивидуальной защиты.
Изложенное позволяет заключить, что индивидуальным предпринимателем ФИО1 в пределах ее компетенции были предприняты все допустимые и зависящие от нее шаги к обеспечению соблюдения подчиненными ей работниками требований законодательства в области противодействия распространению новой коронавирусной инфекции и исключению пребывания граждан в торговом помещении без средств индивидуальной защиты.
Благодаря усилиям, предпринятым индивидуальным предпринимателем ФИО1, покупатель ФИО4, посетивший магазин без маски и перчаток, не смог приобрести товар и был подвигнут к исполнению требований правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Доказательств, опровергающих такой тезис и со всей очевидностью изобличающих ФИО1 в ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, приведших к отступлению от запретов и ограничений, действующих в условиях угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, суду не представлено.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Поскольку виновность ФИО1 в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, какими-либо допустимыми доказательствами не подтверждена, учитывая требования частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, оснований полагать о доказанности наличия в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 суток через Мамадышский районный суд РТ.
Судья