Дело № 2-428/2024
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 7 февраля 2024 г.
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Филипова В.А.,
при секретаре Рыбниковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Кулакову Юрию Александровичу о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
КГКУ «Управление социальной защиты населения» обратилось в суд с иском к Кулакову Ю.А. о взыскании незаконно полученных денежных средств, мотивировав требования тем, что 28.06.2022 Кулаков Ю.А. обратился в ТО КГКУ «Управление социальной защиты населения» с заявлением о назначении государственной социальной помощи. На основании заявления с ответчиком заключен социальный контракт от 19.07.2022, предоставлена единовременная денежная выплата в размере 100000 руб., для ведения личного подсобного хозяйства. 23.12.2022 территориальным отделением принято решение о прекращении оказания ответчику государственной социальной помощи в связи с не предоставлением отчетов о выполнении мероприятий, предусмотренных контрактом. 09.03.20223 Кулаков Ю.А. добровольно возместил денежные средства в размере 10000 руб. По изложенным основаниям, истец просит взыскать с ответчика незаконно полученную сумму государственной социальной помощи на основе социального контракта в размере 90 000 руб., а также расходы по оплате госпошлины в сумме 3 200 руб.
В судебном заседании представитель истца КГКУ «Управление социальной защиты населения» - Кушнарева Н.Д., заявленные требования поддержала, дополнительно указала, что конце ноября 2023 г. ответчиком возращено еще 6000 руб., таким образом, сумма подлежащая взысканию составляет 84000 руб.
Ответчик Кулаков Ю.А. в судебное заседание не явился, извещался своевременно и надлежащим образом.
В соответствии со ст. 233 ГПК, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в ч. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации (часть 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
В статье 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" раскрывается понятие социального контракта. Так социальный контракт - это соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 8.1 указанного Федерального закона к социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относится осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.
Как следует из ч. 2.1 ст. 10 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N° 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» (в ред. Применимой к спорным правоотношениям) государственная программа включает подпрограмму «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности».
Мероприятия Подпрограммы направлены на исполнение принятых публичных нормативных обязательств по социальной поддержке отдельных категорий граждан, создание условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности.
В соответствии с подпунктом 3.4.4.10 Постановления мероприятие 2.16 перечня мероприятий предусматривает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан и осуществляется в Порядке назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, приведенном в приложении № 11 к подпрограмме.
Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан устанавливает механизм назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, проживающим на территории Красноярского края.
В соответствии с пунктом 2 Порядка право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные частью 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от 19.11.2020 №10-4371 «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае».
Уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей на срок не более чем на 12 месяцев - в случае, если программа социальной адаптации предусматривает мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности или ведению личного подсобного хозяйства. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта (Пункт 7 Порядка).
Малоимущий одиноко проживающий гражданин, один из совершеннолетних дееспособных членов малоимущей семьи, представивший заявление о назначении государственной помощи в соответствии с пунктом 14 Порядка от имени своей семьи (далее - заявитель), может заключить социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (Пункт 8 Порядка).
В силу пункта 11 Порядка при реализации мероприятия по ведению личного подсобного хозяйства заявителю предоставляется единовременная денежная выплата в размере не более 100000 рублей. Размер единовременной денежной выплаты определяется на основании документов, подтверждающих планируемые расходные обязательства в период срока действия социального контракта.
В соответствии с пунктом 27 Порядка уполномоченное учреждение осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.
В силу пункта 28 Порядка получатель ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению № 2 к форме социального контракта. Основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты является невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в пункте 34 Порядка).
В соответствии с пунктом 35 Порядка уполномоченное учреждение принимает решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в течение 10 дней со дня установления невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в полном объеме в установленные сроки.
В соответствии с пунктом 36 Порядка получатель обязан извещать уполномоченное учреждение об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в подпунктах 2 - 4, 7 - 10, 12, 13 пункта 35 Порядка, а также об изменениях, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение 2 недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений). Соответствующее извещение представляется получателем с приложением подтверждающих документов лично (непосредственно в уполномоченное учреждение) либо направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения.
В силу пункта 38 Порядка денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 ст. 1109 ГК РФ).
Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений подпункта 3 ст. 1109 ГК РФ, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 ГК РФ правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы ГК РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Только в случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение мер социальной поддержки, без установленных законом оснований, с него как с лица, получившего и пользовавшегося государственной социальной помощью в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученная сумма государственной социальной помощи подлежит взысканию по правилам ст. 1102 ГК РФ как неосновательное обогащение при установлении отсутствия недобросовестных действий работников истца.
Как установлено в судебном заседании на основании заявления Кулакова Ю.А. о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, решением КГКУ «УСЗН» о назначении государственной социальной помощи на основе социального контракта, Кулакову Ю.А. назначена государственная социальная помощь, заключен социальный контракт от 19.07.2022 № 29-03-0195/22 сроком на пять месяцев (с 19.07.2022 по 18.12.2022), предоставлена единовременная денежная выплата в размере 100 000 руб. для ведения личного подсобного хозяйства.
Из содержания иска следует, что за период действия социального контракта Кулаков Ю.А. не предоставил в территориальное отделение отчеты о выполнении мероприятий, предусмотренным социальным контрактом за сентябрь, октябрь и декабрь 2022 года.
08.11.2022 Кулаков Ю.А. обратился в территориальный орган с заявлением, о невозможности предоставления документов, подтверждающих расходование государственной социальной помощи на основании социального контракта в связи с тем, что папка с документами была украдена. 27.12.2022 Кулаков Ю.А. обратился с заявлением о том, что обязуется вернуть денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 100000 руб. в период с января 2023 по июнь 2023 года.
23.12.2022 территориальным отделением принято решение о прекращении оказания Кулакову Ю.А. государственной социальной помощи и расторжении социального контракта в одностороннем порядке в связи с непредставлением получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации.
09.03.2023 Кулаков Ю.А. добровольно возместил излишне выплаченные денежные средства в размере 10 000 руб., 21.11.2023 возместил дополнительно 6000 руб.
В адрес Кулакова Ю.А. истцом направлено уведомление № 2002 от 30.10.2023 о возврате денежных средств, однако до настоящего времени денежные средства не возвращены.
Таким образом, в связи с неисполнением Кулаковым Ю.А. возложенных на него обязанностей, с последнего в пользу истца подлежит взысканию полученная сумма государственной социальной помощи в размере 84000 руб., а также расходы по оплате госпошлины в сумме 3 200 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199,233 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Кулакову Юрию Александровичу о взыскании неосновательного обогащения - удовлетворить.
Взыскать с Кулакова Юрия Александровича 16.05.1985 г.р., в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» необоснованно полученную сумму государственной социальной помощи на основе социального контракта в размере 84 000 руб., а также расходы по оплате госпошлины в сумме 3 200 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии мотивированного заочного решения суда, которое изготовлено 07.02.2024.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Филипов В.А.