Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-62/2024 (2-597/2023;) ~ М-654/2023 от 26.12.2023

Дело № 2-62/2024

                                                                    25RS0017-01-2023-001401-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    пгт. Кавалерово                                                                         22 февраля 2024 года

Кавалеровский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Щербаковой Т.Н.,

при секретаре Пугиной С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> ФИО5 края в защиту нарушенных социальных прав, социальной защиты, включая социальное обеспечение ФИО2, ФИО3, ФИО4 к краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения ФИО5 края», администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО5 края, Министерству труда и социальной политики ФИО5 края, ФИО1 края об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Кавалеровского муниципального округа, о возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи,

установил:

прокурор <адрес> ФИО5 края в защиту нарушенных социальных прав, социальной защиты, включая социальное обеспечение ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратился в суд с иском к краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения ФИО5 края» (далее – КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО5 края»), администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО5 края, Министерству труда и социальной политики ФИО5 края об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Кавалеровского муниципального округа ФИО5 края, о возложении обязанности на КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО5 края» включить в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи.

В обоснование своих требований прокурор указал, что ДД.ММ.ГГГГ проживающие в <адрес> в пгт. <адрес> ФИО5 края ФИО2, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4 обратилась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО5 края» с заявлениями о предоставлении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, вызванной похождением в декабре 2022 на территории Кавалеровского муниципального округа сильного снегопада. По результатам обследования указанного выше жилого помещения комиссией администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО5 края в заключении установлены факт проживания заявителей в зоне чрезвычайной ситуации и два критерия, устанавливающие факт нарушения условий жизнедеятельности при возникновении чрезвычайной ситуации: отсутствие общественного транспорта в районе проживания заявителя, невозможность функционирования общественного транспорта от ближайшего к гражданину остановочного пункта. Вместе с тем, факт нарушения условий жизнедеятельности ФИО2, ФИО3, ФИО4 в результате чрезвычайной ситуации не установлен. Данное обстоятельство явилось основанием для отказа КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО5 края» в предоставлении выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, что лишило ФИО2, ФИО3, ФИО4 права на получение соответствующей выплаты.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФИО1 края.

ФИО2, действующая за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4, ФИО1 ответчиков - администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО5 края, КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО5 края», Министерства труда и социальной политики ФИО5 края, ФИО1 края в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены. ФИО9, ФИО1 КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО5 края», ФИО1 края просили дело рассмотреть в их отсутствие. ФИО1 администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО5 края против заявленных требований не возражала, разрешение данного вопроса оставила на усмотрение суда.

ФИО1 края представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что заключением комиссии факт нарушения условий жизнедеятельности истцов не установлен, в связи с чем, основания для включения их в список граждан, нуждающихся в получении единовременной помощи в соответствии с п. п. «з» п. 4 порядка -пп и возложении соответствующей обязанности, отсутствуют. При отсутствии требования истцов об оспаривании заключения комиссии, суд не вправе устанавливать факты нарушения условий жизнедеятельности, установление которых отнесено к полномочиям комиссии.

ФИО1 Министерства труда и социальной политики ФИО5 края и КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО5 края» представили письменные возражения, в которых также просили в удовлетворении иска отказать. Считают, что поскольку одним из условий назначения единовременной материальной помощи является нарушение условий жизнедеятельности гражданина, которое комиссией не установлено, у истцов отсутствует право на данную выплату. Доказательств того, что в связи с невозможностью осуществления транспортного сообщения были нарушены условия жизнедеятельности, истцами не представлено. Полагают, что суд не вправе подменять собой орган местного самоуправления при разрешении вопроса о нарушении условий жизнедеятельности, которые влияют на наличие права граждан на единовременную материальную помощь.

Судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО5 края ФИО10 поддержал иск по изложенным в нем основаниям.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе факты, имеющие юридическое значение.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, и на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в п. п. 1, 2 ст. 14 закона ФИО5 края от ДД.ММ.ГГГГ -КЗ «О защите населения и территории ФИО5 края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Подпунктом «л» п. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа, в числе прочего, относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального городского округа.

Постановлением ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ -пп утвержден Порядок оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Порядок).

Согласно п. 1.4, п. п. «а» п. 2.1 Порядка, единовременная материальная помощь оказывается в размере 10 000 руб. при условии проживания гражданина в зоне ЧС и нарушении условий его жизнедеятельности в результате поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Сроки и последовательность административных процедур и административных действий краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения ФИО5 края» при предоставлении государственной услуги «Назначение выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены Административным регламентом Министерства труда и социальной политики ФИО5 края по предоставлению государственной услуги «Назначение выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденным приказом Министерства груда и социальной политики ФИО5 края от ДД.ММ.ГГГГ .

Пунктом 11.2 указанного административного регламента установлено, что основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является, в частности, неустановление факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п. 2.2 Порядка оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, утвержденного постановлением ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ -пп, подтверждение (неподтверждение) фактов проживания в жилых помещениях, которые попали в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации, установление (неустановление) фактов нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований ФИО5 края.

В силу п. 2.3. указанного порядка, факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт».

В силу с п. п. 4.5 - 4.7 Порядка оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, утвержденного постановлением ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ -пп, структурные подразделения КГКУ формируют списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи, и направляют их в КГКУ, которое формирует сводный список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи, с указанием способов доставки выплат и направляет его в министерство труда и социальной политики ФИО5 края.

В связи с прохождением на территориях Ольгинского муниципального округа и Кавалеровского муниципального района сильного снегопада, приведшего к нарушению электроснабжения и транспортного сообщения постановлением Губернатора ФИО5 края от ДД.ММ.ГГГГ -пг «О чрезвычайной ситуации регионального характера» обстановка, сложившаяся на территории Кавалеровского муниципального района с ДД.ММ.ГГГГ, признана чрезвычайной ситуацией регионального характера.

Как установлено, прокуратурой <адрес> ФИО5 края, на основании обращения ФИО2 проведена проверка соблюдения прав граждан на получение установленной законом единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предусмотренной порядком оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ -пп.

В ходе проверки установлены факты нарушения прав ФИО2, несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, зарегистрированных и фактически проживающих по адресу: <адрес>, пгт. Кавалерово, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, действующая за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4 обратилась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО5 края» с заявлениями о предоставлении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, вызванной прохождением в декабре 2022 на территории Кавалеровского муниципального округа сильного снегопада.

Решениями КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО5 края» от ДД.ММ.ГГГГ в выплате единовременной помощи им отказано в связи с тем, что факт нарушения условий жизнедеятельности заявителей в результате воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации, хотя бы по одному критерию, не был установлен, условия жизнедеятельности заявителей в результате чрезвычайной ситуации не нарушены.

Согласно п. 2.3 Порядка оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, утвержденного постановлением ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ -пп, факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт» (далее – Порядок установления факта нарушения условий жизнедеятельности).

Согласно п. 3 Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности, факт нарушения условий жизнедеятельности устанавливается исходя из следующих критериев: невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания); невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены; нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия потерпевшего.

Критерий невозможности осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены, оценивается путем: определения наличия и состава общественного транспорта в районе проживания потерпевшего; определения возможности функционирования общественного транспорта от ближайшего к потерпевшему остановочного пункта. Невозможность осуществления транспортного сообщения констатируется при наличии абсолютной невозможности функционирования общественного транспорта между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены (п. 6).

Согласно п. 4 Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности, условия жизнедеятельности считаются нарушенными, если выявлено нарушение условий хотя бы по одному из критериев, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, при этом прекращение нарушения условий жизнедеятельности по указанным критериям означает окончание фактического периода нарушения таких условий.

Согласно заключению комиссии администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО5 края об установлении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации муниципального характера и факта нарушения жизнедеятельности гражданина в результате чрезвычайной ситуации, ДД.ММ.ГГГГ комиссией с целью установления факта проживания и нарушения условий жизнедеятельности было проведено обследование условий жизнедеятельности ФИО2 по месту жительства: пгт. Кавалерово, <адрес>.

По выводам указанного заключения, факт нарушения условий жизнедеятельности ФИО2 не установлен.

Между тем, такой вывод противоречит содержащимся в заключении комиссии, сведениям.

По результатам обследования жилого помещения по <адрес> пгт. <адрес> ФИО5 края комиссией установлена недоступность общественного транспорта в районе проживания заявителя (отсутствие общественного транспорта в районе проживания заявителей, невозможность функционирования общественного транспорта от ближайшего к гражданам остановочного пункта).

Указанный критерий прямо предусмотрен действующим законодательством в качестве критерия нарушения условий жизнедеятельности при чрезвычайной ситуации (п. 3 Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт»).

Любой из критериев, предусмотренных п. 3 указанного Порядка, является основанием для установления факта нарушения условий жизнедеятельности. При этом факт обращения заявителя с просьбой об эвакуации в качестве критерия нарушения условий жизнедеятельности в данном Порядке не приведен.

Таким образом, выводы комиссии администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО5 края от ДД.ММ.ГГГГ о том, что нарушение условий жизнедеятельности истцов не установлено, противоречат действующему законодательству и установленным в ходе судебного разбирательства фактам.

В этой связи, доводы ФИО1 края о том, что суд не вправе устанавливать факты нарушения условий жизнедеятельности ФИО2, ФИО3, ФИО4, поскольку ими заключение комиссии не оспорено, не состоятельны. Само обращение истцов к прокурору за восстановлением нарушенного права свидетельствует о несогласии с заключением комиссии администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО5 края и влечет оспаривание её выводов.

Учитывая, что транспортное сообщение на территории <адрес> в период времени с 21 по ДД.ММ.ГГГГ было нарушено, что ответчиками в ходе судебного разбирательства не оспаривалось, вопреки доводам ответчиков, представление каких-либо дополнительных доказательств нарушения условия их жизнедеятельности, не требуется.

Довод ответчиков о том, что отсутствие транспортного сообщения в период чрезвычайной ситуации не создало для истцов угрозу жизни или здоровью, какой-либо ущерб им не причинен, основанием для отказа в удовлетворении исковых требований не является, поскольку нарушение хотя бы одного из таких условий, исходя из совокупного толкования вышеперечисленных норм права, представляет угрозу для жизни и здоровья граждан и в дополнительном доказывании, не нуждается.

При таких обстоятельствах, требования прокурора <адрес> ФИО5 края о признании факта нарушения условий жизнедеятельности ФИО2, ФИО3, ФИО4 в период времени с 21 по ДД.ММ.ГГГГ в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением на территории Кавалеровского муниципального округа снежного циклона и признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, обоснованы и подлежат удовлетворению.

В этой связи требования прокурора <адрес> ФИО5 края о возложении на КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО5 края» обязанности по включению ФИО2, ФИО3, ФИО4 в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, также подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора <адрес> ФИО5 края удовлетворить.

Признать установленным факт нарушения условий жизнедеятельности ФИО2 (паспорт гражданина Российской Федерации ), ФИО3 (паспорт гражданина Российской Федерации ), ФИО4 (свидетельство о рождении от ДД.ММ.ГГГГ ) в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Кавалеровского муниципального округа ФИО5 края в период с 21 по ДД.ММ.ГГГГ.

Признать ФИО2 (паспорт гражданина Российской Федерации ), ФИО3 (паспорт гражданина Российской Федерации 0523 ), ФИО4 (свидетельство о рождении от ДД.ММ.ГГГГ ) пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Кавалеровского муниципального округа ФИО5 края в период с 21-ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО5 края» (ИНН 2537108468) обязанность включить ФИО2 (паспорт гражданина Российской Федерации 0508 ), ФИО3 (паспорт гражданина Российской Федерации 0523 ), ФИО4 (свидетельство о рождении от ДД.ММ.ГГГГ ) в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, выплачиваемой из резервного фонда в соответствии с Постановлением ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ N 236-пп «Об утверждении Порядка оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы или представления через Кавалеровский районный суд Приморского края.

Судья                                                           Т.Н. Щербакова

Мотивированное решение изготовлено 13 марта 2024 года

2-62/2024 (2-597/2023;) ~ М-654/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
Николаева Елизавета Николаевна
Николаева Юлия Александровна
Прокурор Кавалеровского района Приморского края
Ответчики
Правительство Приморского края
КГКУ "Центр социальной поддержки населения Приморского края"
Министерство труда и социальной политики Приморского края
Администрация Кавалеровского муниципального округа Приморского края
Суд
Кавалеровский районный суд Приморского края
Судья
Щербакова Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
kavalerovsky--prm.sudrf.ru
26.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.12.2023Передача материалов судье
27.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2024Подготовка дела (собеседование)
19.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.01.2024Судебное заседание
22.02.2024Судебное заседание
13.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее