Дело № 2-5161/2023
УИД 39RS0001-01-2023-004891-30
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 ноября 2023 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Нартя Е.А.,
при секретаре Марийченко Н.В.,
с участием истца, представителя ответчика по доверенности Кожевниковой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Щербакова Владимира Вячеславовича к Калининградской областной таможне о признании решения об отказе в заключении контракта неправомерным,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с настоящим иском к начальнику Калининградской областной таможни о признании незаконным отказа в заключении с ним контракта о службе в таможенных органах.
В обоснование иска указал, что в октябре 2022 года Начальником отдела таможенного оформления и таможенного контроля № ЖДПП Нестеров Гагулиной С.В. по средствам мобильной связи он был приглашён на беседу с предложением трудоустройства на должность инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля № ЖДПП Нестеров Калининградской <адрес> таможни, по итогам данной встречи его кандидатура на должность сотрудника таможенных органов была согласована. В ноябре 2022г. на имя Начальника Калининградской областной таможни было написано заявление о принятии его на вышеуказанную должность, после чего начались проверочные мероприятия, по истечении проверочных мероприятий обстоятельств, препятствующих поступлению меня на службу в таможенные органы, установлено не было, военно-врачебной комиссией противопоказаний не выявлено. В карте медицинского освидетельствования № гражданина поступающего на службу в таможенные органы по контракту указан диагноз: «Здоров, «А», годен к поступлению на службу в таможенные органы». ДД.ММ.ГГГГг. он был уволен с прежнего места работы ООО «Долгов Трейд» и по настоящее время не трудоустроен.
ДД.ММ.ГГГГг. им было написано заявление на имя начальника таможни о заключении с ним контракта о прохождении службы в таможенных органах РФ. Однако, в мае 2023 года ему стало известно, что Абросимов С.В. его заявление не согласовал по неизвестной причине. Начальник службы кадров пояснить причину отказа не смог, пояснив, что это личное решение Абросимова С.В. и зачитал резолюцию на заявлении: «На должность сотрудника считаю, нецелесообразно, может участвовать в конкурсе на государственную гражданскую службу».
Полагает, что отказа в заключении с ним контракта о прохождении службы у начальника таможни не имелось.
На основании изложенного, ссылаясь на положения ст.64 ТК РФ, нормы ФЗ "О службе в таможенных органах РФ" от 21.07.1997 N 114-ФЗ просит суд признать решение начальника Калининградской областной таможни Абросимова С.В. об отказе в заключении с ним контракта о прохождении службы в Таможенных органах Российской Федерации неправомерным.
Судом с учетом абзаца второго ч. 3 ст. 40 ГПК РФ и характера спорного правоотношения к участию в деле в качестве соответчика привлечена Калининградская областная таможня.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям, просил удовлетворить, настаивал, что оснований для отказа в заключении с ним контракта не имелось, в письменной форме о причинах отказа он не был проинформирован.
Представитель ответчика по доверенности Кожевникова И.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила в иске отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указала, что заключение с истцом контракта является правом руководителя таможенного органа, а не его обязанностью, при этом действующее законодательство не предусматривает обязанности этого должностного лица каким-либо образом мотивировать свой отказ в заключении контракта на новый срок. Полагала необоснованными и ссылки истца на положения пункта 5 статьи 6 Федерального закона №114-ФЗ, согласно которому при установлении в процессе проверки обстоятельства, препятствующего поступлению гражданина на службу в таможенные органы, указанный гражданин в течение одного месяца со дня принятия решения об отказе в приеме на службу в таможенные органы информируется в письменной форме о причине отказа, поскольку Калининградской областной таможней в процессе проведения соответствующей проверки не установлено обстоятельств, препятствующих поступлению истца на службу в таможенные органы, в связи с чем обязанности по информированию истца о причине отказа в приеме на службу в таможенные органы у ответчика не возникло. Также полагала необоснованными ссылки истца об одобрении его кандидатуры на указанную выше должность начальником таможенного поста ЖДПП Нестеров Калининградской областной таможни, а также начальником отдела таможенного оформления названного таможенного поста ввиду отсутствия у данных должностных лиц каких-либо полномочий по заключению с истцом соответствующего контракта (пункт 1 статьи 10 Федерального закона № 114-ФЗ).
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы личного дела кандидата, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ на имя Начальника Калининградской областной таможни Щербаковым В.В. было подано заявление, содержащее просьбу о рассмотрении его в качестве кандидата на должность инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля № таможенного поста ЖДПП Нестеров Калининградской областной таможни.
ДД.ММ.ГГГГ истцом в Калининградскую областную таможню представлены документы согласно перечню, установленному пунктом 3 статьи 6 Федерального закона №114-ФЗ, в том числе заключение военно-врачебной комиссии Лечебно-диагностического центра ФГБУ «1409 Военно-морской клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, заявление о принятии на службу в таможенные органы Российской Федерации по контракту и назначении на вышеуказанную должность.
ДД.ММ.ГГГГ начальником Калининградской областной таможни принято решение о нецелесообразности заключения контракта с Щербаковым В.В., формализованное соответствующей резолюцией на заявлении истца от ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с таким решением начальника таможни, истец обратился в суд с настоящим иском, в котором просит признать вышеуказанное решение начальника Калининградской областной таможни Абросимова С.В. об отказе заключить с ним контракт о прохождении службы в Таможенных органах Российской Федерации неправомерным.
Между тем, оснований для удовлетворения заявленных требований суд не усматривает по следующим основаниям.
Статья 37 Конституции РФ, закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию, а также право работника и работодателя по своему соглашению решать вопросы, связанные, в том числе, с возникновением, прекращением трудовых отношений, в то же время не препятствует установлению в федеральных законах особых условий для замещения отдельных должностей и ограничений прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (часть 3 статьи 3 Трудового кодекса РФ).
В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
По смыслу указанной нормы, трудовое законодательство применяется к правоотношениям, возникшим при прохождении службы лишь в случаях, если они не урегулированы специальными законами и нормативно-правовыми актами. Трудовой кодекс Российской Федерации в данном случае подлежит применению в части, не урегулированной специальным законодательством.
Указанное также следует из положений ст. 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, предусматривающих, что Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 апреля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно п. 1 ст. 10 ФЗ "О службе в таможенных органах РФ" от 21.07.1997 N 114-ФЗ контракт о службе в таможенных органах заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах с соблюдением требований настоящего Федерального закона.
Порядок заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и условия заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации на должностях сотрудников таможенных органов, предусмотренных штатными расписаниями таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, права и обязанности граждан Российской Федерации и сотрудников таможенных органов при заключении контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации определяются Положением о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации", утвержденным приказом Федеральной таможенной службы России от 1 декабря 2008 г. N 1504.
В силу вышеназванного Положения Контракт заключается в письменной форме между гражданином (сотрудником) и соответствующим таможенным органом в лице его начальника (далее - Стороны) на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах с соблюдением требований Федерального закона и настоящего Положения. Контракт заключается в письменной форме и оформляется в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, один из которых хранится в личном деле сотрудника, другой выдается сотруднику. Изменения и дополнения, вносимые в контракт, оформляются в виде письменных дополнительных соглашений, которые являются неотъемлемой частью контракта. Контракт носит срочный характер. Срок действия контракта определяется Сторонами и закрепляется в контракте. Началом действия контракта является дата, указанная в тексте контракта. В содержание контракта включаются обязательные (необходимые) и дополнительные условия службы сотрудника. Стороны могут оговорить в контракте и любые другие условия, определяющие их дополнительные взаимные права и обязанности, которые не должны противоречить законодательству Российской Федерации.
Деятельность, которую осуществляют таможенные органы, предопределяет специальный правовой статус сотрудников этих органов. Государство, регулируя служебные отношения указанной категории граждан, в том числе порядок поступления и прохождения службы, вправе устанавливать в этой сфере особые правила, в частности, предусмотреть замещение должностей сотрудников таможенных органов только на основании контракта, заключаемого на определенный срок.
Таким образом, вопреки ошибочному мнению истца, для заключения контракта о службе в таможенных органах помимо волеизъявления гражданина, требуется согласие начальника соответствующего таможенного органа, являющееся правом руководителя.
Заключение контракта зависит не только от желания сотрудника и наличия у него положительной характеристики, но и от согласия на то уполномоченного должностного лица – руководителя таможенного органа.
При этом действующее законодательство не предусматривает обязанности этого должностного лица каким-либо образом мотивировать свой отказ в заключении контракта. Учитывая принцип добровольности заключения контракта, при отсутствии согласия на его заключение одной из сторон эта сторона не может быть принуждена к его заключению.
При таких обстоятельствах, исходя из того, что законодательством, регулирующим порядок прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, не установлена обязанность заключать с сотрудником контракт о службе в таможенных органах, оснований для признания неправомерным решения Начальника Калининградской областной таможни Абросимова С.В. об отказе в заключении с истцом контракта о прохождении службы в Таможенных органах Российской Федерации, формализованное соответствующей резолюцией на заявлении истца от ДД.ММ.ГГГГ, не имеется.
Ссылки истца на то, что отсутствие мотивации отказа в заключении контракта говорит о дискриминации в сфере труда являются несостоятельными, учитывая обстоятельства дела. При том, что в кадровом резерве таможенного органа согласно статье 64 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" истец не состоял.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Щербакова Владимира Вячеславовича – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 04 декабря 2023 года.
Судья Е.А. Нартя