Судья Атаманюк Г.С. Дело № 12-115/2023
РЕШЕНИЕ
г. Симферополь 09 марта 2023 года
Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушение, Валиева А.С., представителя МВД по Республике Крым Кикотя И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановления судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 01 марта 2023 года по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении ФИО1,
установил:
постановлением судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 01 марта 2023 года Валиев А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Не согласившись с постановлением судьи районного суда, Валиев А.С. подал в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просил отменить постановление судьи районного суда, исключив дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. В обоснование жалобы указано на неправильную оценку судьей районного суда установленных обстоятельств.
Выслушав Валиева А.С., поддержавшего жалобу, представителя МВД по РК Кикотя И.С., возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как установлено судьёй районного суда, ДД.ММ.ГГГГ выявлен гражданин Узбекистана Валиев А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который пребывал на территории Российской Федерации с нарушением режима пребывания (проживания), выразившемся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, чем нарушил требования п.1 ст.5 Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В ходе рассмотрения жалобы судом второй инстанции установлено, что гражданин Узбекистана Валиев А.С. выявлен сотрудником ОМВД России по Бахчисарайскому району ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> а именно в помещении отдела по вопросам миграции ОМВД России по Бахчисарайскому району. Въехал на территорию Российской Федерации, Республику Крым, Валиев А.С. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается миграционной картой серии № (л.д.6).
Так же судом второй инстанции установлено, что Валиев А.С. до ДД.ММ.ГГГГ ранее находился на территории Российской Федерации, а, в частности, в городе Москве в период с ДД.ММ.ГГГГ (дата въезда) по ДД.ММ.ГГГГ (дата выезда). После въезда в Российскую Федерацию (с ДД.ММ.ГГГГ) Валиев А.С. патент в установленном законом порядке не получал, официально не трудоустроился, доход получал случайными заработками. Данные обстоятельства Валиев А.С. в суде второй инстанции не оспаривал и подтвердил.
Кроме того, Валиев А.С. в суде второй инстанции пояснил, что он не знал о действии распоряжения Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 года № 1253-Р, которым утвержден перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской федерацией временные ограничения на транспортное сообщение (с изм. от 06.06.2022 года и 05.09.2022 года), а также об отмене действия Указа Президента Российской Федерации от 15.06.2021 года № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Согласно указанным нормативным актам и распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.03.2020 № 635-Р, которое прекратило действие ДД.ММ.ГГГГ, 90-дневный период приостановления течения сроков временного пребывания граждан и постановки их на учёт по месту пребывания истёк для граждан Республики Узбекистан ДД.ММ.ГГГГ.
Валиев А.С. по истечении определенного срока пребывания, то есть после наступления ДД.ММ.ГГГГ уклонился от выезда из Российской Федерации, и выехал только ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, Валиев А.С. допустил нарушение положений ст.5 Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и ст.25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее ФЗ № 115-ФЗ).
В силу абз.9 п.1 ст.2 ФЗ № 115-ФЗ, законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо разрешение на временное проживание в целях получения образования, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Согласно абз.2 п.1 ст.5 ФЗ № 115-ФЗ предусмотрено, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Согласно п.2 ст.5 ФЗ № 115-ФЗ предусмотрено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания.
В силу ст.25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ч.1 и 2 ст.26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Исходя из положений ч.3 ст.26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В соответствии со ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья оценивает доказательства по делу об административном правонарушении по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех доказательств дела в их совокупности.
В силу ст.26.11 КоАП РФ оцениваю представленные материалы дела: протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.2, 2об.); объяснение гражданина Узбекистана Валиева А.С. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4, 4 об.); копию паспорта иностранного гражданина (л.д. 5, 5 об.); копию миграционной карты серии № (л.д.6); информацию из АС ЦБДУИГ на иностранного гражданина Валиева А.С. (л.д.7); справку на физическое лицо (л.д. 9-11), пояснения представителя МВД по РК Кикотя И.С., как достоверные и допустимые доказательства.
Оснований для признания указанных доказательств недопустимыми нет, в совокупности они достаточны для рассмотрения дела по существу.
Доказательств об уважительных причинах нарушения порядка и срока пребывания на территории Российской Федерации у Валиева А.С. отсутствуют, последний такие доказательства не предоставил, и судом, как первой инстанции, так и второй добыты не были.
Законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания. Поэтому правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.1 и 2 ст.4.1 КоАП РФ).
При назначении иностранному гражданину Валиеву А.С. административного наказания требования гл.4 КоАП РФ судьей районного суда соблюдены.
Материалы дела и жалоба не содержат подтверждённых сведений о наличии у Валиева А.С. каких-либо социальных связей с Российской Федерации.
В настоящей жалобе Валиев А.С. приводит доводы о том, что у него был действующий патент. Так же указал, что не знал о снятии коронавирусных ограничений в Российской Федерации, является необоснованным ввиду следующего.
С учетом взаимосвязанных положений п.1 ст.2 ФЗ № 115-ФЗ патентом является документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
Ст.5 ФЗ № 115-ФЗ установлено, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со ст.13.3 названного Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
П.5 ст.13.3 ФЗ № 115-ФЗ предусмотрено, что патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.
Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется. В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог.
Судом второй инстанции установлено и подтверждено Валиевым А.С., что у последнего в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ патент отсутствовал.
В соответствием с подпунктом «а» п.2.1 Указа Президента РФ от 18 апреля 2020 года № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, вправе обратиться с заявлением о выдаче (продлении, переоформлении) патента без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления, к заявленной цели визита и выезду из Российской Федерации.
Валиев А.С. с таким заявлением в государственный орган по вопросам миграции не обращался.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст.26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, личность правонарушителя, виновность Валиева А.С. в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Наказание назначено Валиеву А.С. в пределах санкции ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ и с учетом требований главы 4 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения,
постановление судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 01 марта 2023 года по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, - без изменения.
Судья подпись В.В. Агин
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>