Дело № 2-420/2023
УИД 74RS0038-01-2022-004286-60
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 апреля 2023 года с. Долгодеревенское
Сосновский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Громовой В.Ю.,
при секретаре Кинжабаевой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства Челябинской области к Чеснокову А.С. овзыскании средств социальной выплаты,
У С Т А Н О В И Л :
Министерство сельского хозяйства Челябинской области обратилось с иском к Чеснокову А.С. овзыскании средств социальной выплаты в сумме 637 506,71 руб.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Чесноков А.С., работавший в ООО «Равис-птицефабрика Сосновская» являлся участником федеральной программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Министерством сельского хозяйства Челябинской области 14.04.2017 г. ответчику было выдано Свидетельство № о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Платежными поручениями № от 25.04.2017 г. Чеснокову А.С. было перечислено 986 000 рублей. С помощью полученных от Министерства денедных средств, а также используя часть собственных средств и часть заемных средств, ответчик приобрел в общую совместную собственность с супругой квартиру общей площадью 56 кв.м., расположенную АДРЕС. Однако, Чесноков А.С. свои обязательства не исполнил, расторг трудовой договор по собственному желанию.
Определением суда от 30.01.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ПАО «Сбербанк России», ООО «Равис-птицефабрика-Сосновская», Чеснокова Л.П., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Чеснокова С.А.
Представитель истца Министерства сельского хозяйства Фатеева А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик Чесноков А.С. в судебном заседании участия не принимал, извещен.
Представители третьих лиц ПАО «Сбербанк России», ООО «Равис-птицефабрика-Сосновская» о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не поступало.
Третье лицо Чеснокова Л.П., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Чеснокова С.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд полагает заявленное требование удовлетворить по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" утверждена названная федеральная целевая программа, действовавшая в период спорных отношений, целями которой являются: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с 01 января 2018 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1544.
Одна из основных задач этой федеральной целевой программы - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (приложение N 3 к названному постановлению Правительства Российской Федерации), установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета (пункт 1).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 названных правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов: предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Типовое положение), приведенным в приложении N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Типовое положение в пункте 1 устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (пункт 2 Типового положения).
Социальные выплаты не предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат (пункт 3 Типового положения).
Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности, постоянное проживание в сельской местности; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов); признание нуждающимися в улучшении жилищных условий (подпункты "а", "б", "г" названного пункта).
Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам установлен разделом III Типового положения.
Согласно подпункту "а" пункта 33 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных этим разделом, имеет молодая семья при условии соблюдения в совокупности ряда условий. Одним из таких условий является работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
Под агропромышленным комплексом в соответствии с пунктом 36 Типового положения понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"; под социальной сферой - организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), выполняющие работы или оказывающие услуги в сельской местности в области здравоохранения, в том числе ветеринарной деятельности, в сфере агропромышленного комплекса, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственные товаропроизводители - это организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Абзацем 1 пункта 42 Типового положения определено, что в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.
Существенными условиями названного договора являются: обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты (подпункт "а" пункт 43 Типового положения); право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпунктом "а" пункта 43 названного положения (подпункт "б" пункт 43 Типового положения).
Пунктом 45 Типового положения установлено, что в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного договором, указанным в пункте 42 Типового положения. При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в договоре, указанном в пункте 42 Типового положения.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 12.04.2017 Министерство сельского хозяйства Челябинской области выдало Чеснокову А.С. как члену молодой семьи Свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № на сумму 986 000 руб.
Социальная выплата была предоставлена Чеснокову А.С. в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 №. Размер предоставленной Чеснокову А.С. субсидии рассчитан исходя из количества членов семьи: 3 человека (Чесноков А.С., сын - Ч.С.А., Ч.Л.П.).
На основании договора купли-продажи от 10.06.2016 Чесноковым А.С. и членами его семьи была приобретена в общую долевую собственность квартира по адресу: АДРЕС.
Согласно п. 4 Договора сумма в размере 1 200 000 руб. была уплачена за счет кредитных средств, предоставленных Чеснокову А.С. ПАО «Сбербанк России» на основании кредитного договора № от 10.06.2016.
Платежным поручением № от 25.04.2017 г. на сумму 986 000 рублей Чеснокову А.С. было перечислено денежных средств в качестве субсидии на улучшение жилищных условий как молодой семье, проживающей и работающей в сельской местности.
Задачей данной программы является улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов.
Правомерность участия в Программе Чеснокова А.С. не оспаривается.
Существенными условиями договора о предоставлении государственной поддержки являются: обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства.
28.12.2021 Чесноков А.С. расторг трудовой договор с ООО «Равис-птицефабрика Сосновская» в соответствии с ст. 77 ч.1 п. 3 Трудового Кодекса РФ (собственное желание), чем нарушил условия договора от 01.04.2017 о предоставлении государственной поддержки.
Из выписки из приказа №-ж от 29.06.2010 следует, что 01.07.2010 Чесноков А.С. принят в информационно-технический отдел инженером-программистом в ООО «Равис-птицефабрика Сосновская».
Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что после прекращения трудовых отношений с ООО «Равис-птицефабрика Сосновская» ответчик не обращался в органы местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другую организацию агропромышленного комплекса или социальной сферы, также ответчик не заключал трудовой договор с другим работодателем - организацией агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности.
Таким образом установлено, что Чесноков А.С., расторгнувший трудовой договор до истечения установленного срока по своей инициативе, нарушил условия договора.
В соответствии со ст.309 Гражданского Кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Нарушение условий договора дает право уполномоченному органу истребовать в судебном порядке от получателя субсидии денежные средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе члена молодой семьи- если другой член молодой семьи не работает в сельской местности в соответствии со ст.80 Трудового Кодекса РФ или по инициативе работодателя по основания, предусмотренным ст.81 Трудового Кодекса РФ, связанным с нарушением членом молодой семьи положений трудового законодательства.
Ответчик не исполнил взятое на себя обязательство при предоставлении бюджетных средств, не отработал не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности Сосновского муниципального района Челябинской области, следовательно, средства государственной поддержки подлежат возврату (взысканию) в бюджет.
Из изложенного суд считает установленным право Министерства сельского хозяйства в соответствии со ст.309 Гражданского Кодекса РФ истребовать от Чеснокова А.С. возврата денежных средств в размере предоставленной социальной выплаты.
Суд полагает взыскать с Чеснокова А.С. в пользу истца 637 506,71 рублей.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ взыскать с Чеснокова А.С. госпошлину в доход местного бюджета в размере 9 575,07 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства сельского хозяйства Челябинской области (ИНН 7453136098) к Чеснокову А.С. (паспорт <данные изъяты>) овзыскании средств социальной выплаты удовлетворить.
Взыскать с Чеснокова А.С. (паспорт <данные изъяты>) в пользу Министерства сельского хозяйства Челябинской области (ИНН 7453136098) средства социальной выплаты в размере 637 506,71 руб.
Взыскать с Чеснокова А.С. (паспорт <данные изъяты>) государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 9 575,07 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Громова В.Ю.
Мотивированное решение суда составлено 02 мая 2023 года.
Председательствующий Громова В.Ю.