№2-1199/2024
УИД № 50RS0042-01-2023-008942-76
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 апреля 2024 г. г. Сергиев Посад МО
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Аксеновой О.Ю.,
при секретаре Бойцовой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Болмотовой И. Ю., Болмотова С. А. к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений», ФГАУ «Росжилкомплекс» о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Болмотова И.Ю., Болмотов С.А. обратились в суд с иском к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГАУ «Росжилкомплекс» (л.д.57).
Истец Болмотова И.Ю. исковые требования поддержала, суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ заключила с 1-м отделом Федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации договор социального найма №/ТС, по которому ей в бессрочное владение и пользование передана двухкомнатная квартира общей площадью 57,80 кв.м. по адресу: <адрес>В, <адрес>. Участия в приватизации жилья ни она, ни ее сын ранее не принимали. Просит признать за ней и Болмотовым С.А. право собственности на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>В, <адрес>, в равных долях в порядке приватизации.
Истец Болмотов С.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика ФГАУ «Росжилкомплекс» в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом о дате и месте судебного заседания, сведений о причинах неявки суду не представил, не ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представил письменные возражения на иск, из которых следует, что из материалов дела не удается сделать вывод, о том что истцы являются или являлись военнослужащим. Жилые помещения фонда Вооруженных Сил РФ предназначены исключительно для обеспечения жильём военнослужащих. Истцами не доказано, что у Министерства обороны РФ возникла обязанность по обеспечению жилым помещением в постоянное пользование. Спорное жилое помещение не состоит на балансе ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, в связи с чем считают себя ненадлежащим ответчиком.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истца и ответчиков.
Выслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случаях и в порядке, предусмотренных названным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно статье 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В силу статьи 2 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
По правилам статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1»О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» с учетом разъяснений, данных в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения государственного и муниципального жилищного фонда социального использования один раз. Гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7 и 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан.
Пункт 5 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ предусматривает, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную либо долевую.
Как следует из статьи 4 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии со ст. 6 Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Передача жилых помещений в собственность граждан согласно ст. 7 Закона оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется, и государственная пошлина не взимается.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. № 1082, Министерство обороны РФ уполномочено осуществлять в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами (п. 71 Положения).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, определенные функции, в том числе:
закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (п. «ж»);
выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций и сделок с ним (п. «к»).
Таким образом, закрепление недвижимого имущества, приобретенного Министерством обороны РФ и являющегося в силу закона федеральной собственностью, за подведомственными организациями осуществляется Министерством обороны РФ.
В соответствии с Инструкцией об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилыми помещениями, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 18.11.2010г. № 1550, обязанность по организации закрепления приобретенных (построенных) жилых помещений на праве оперативного управления за подведомственными Министерству обороны РФ организациями возложена на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Болмотова И.Ю. является нанимателем двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>В, <адрес>, общей площадью жилых помещений 57, 80 кв.м, что подтверждается договором социального найма жилого помещения №/тс от ДД.ММ.ГГГГ, техническим паспортом жилого помещения (л.д. 14, 21).
В жилом помещении согласно выписке из домовой книги в настоящее время проживают и зарегистрированы Болмотова И.Ю. и Болмотов С.А. (л.д.18).
Ранее Болмотова И.Ю. и Болмотов С.А. участия в приватизации жилого помещения не принимали, что подтверждается сведениями из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости на территории Российской федерации, обращаются за этим впервые (л.д.41-42). Согласно справке ГБУ <адрес> «МОБТИ» Болмотова (Ампилогова) И.Ю. не владела на праве собственности объектами недвижимости на территории <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.52).
В настоящее время истцы изъявили желание получить указанную квартиру в собственность в порядке приватизации.
Распоряжением Правительства РФ от 02.08.2001г. №-р военный городок Сергиев Посад-7 исключен из перечня закрытых военных городков.
Действующим законодательством не урегулирован порядок реализации функций по передаче квартир в собственность граждан-военнослужащих в порядке приватизации, однако отсутствие у Министерства обороны РФ оформления процедуры передачи жилья в собственность жилых помещений не может служить основанием для ограничения прав истцов, гарантированных Конституцией Российской Федерации и вышеприведенными нормами материального права, подлежащего применению к возникшим между сторонами спорным правоотношениям.
Поскольку при разрешении настоящего дела установлено, что Болмотова И.Ю. и Болмотов С.А. проживают в спорной квартире на условиях социального найма, квартира не относится к жилым помещениям, приватизация которых запрещена, имеются основания для передачи спорной квартиры в долевую собственность Болмотовой И.Ю. и Болмотова С.А. в порядке приватизации.
Руководствуясь ст.ст.1-8 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░░░ № №), ░░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░░░ №) ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» (№), ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» (№) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░ ? ░░░░ ░░ ░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░, <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░