УИД 67 RS0006-01-2023-001143-27
Дело №2-1111/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2023 года г.Рославль
Рославльский городской суд Смоленской области в составе: председательствующего (судьи) Самсоновой В.О.,
при секретаре Якименко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Шумячского района Смоленской области к Министерству здравоохранения Смоленской области, Областному государственному учреждению здравоохранения «Рославльская центральная районная больница» о возложении обязанности по выделению денежных средств на проведение капитального ремонта медицинского учреждения и проведению ремонта,
установил:
Исполняющий обязанности прокурора Шумячского района Смоленской области обратился в Рославльский городской суд Смоленской области с уточненным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Смоленской области и Областному государственному учреждению здравоохранения «Рославльская центральная районная больница» (далее - ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ») о возложении обязанности по выделению денежных средств на проведение капитального ремонта и проведения такого на третьем этаже здания Шумячской участковой больницы по адресу: <адрес>, а именно: терапевтического отделения (два помещения для фиброгастродуорденоскопии, два помещения для медицинских сестер, палаты №№, ординаторская, процедурный кабинет, душевая комната, туалет, сестринский пост, коридор), хирургического отделения (операционный блок, палаты №№, ординаторская, процедурный кабинет, чистая перевязочная, гнойная перевязочная, помещение для медицинских сестер, специальная комната, служебное помещение, туалет, сестринский пост, коридор), два помещения сестры-хозяйки, буфет, фойе, три лестничных клетки. Свои требования мотивировали тем, что прокуратурой проведена проверка деятельности учреждения, в ходе которой установлены нарушения законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения при эксплуатации третьего этажа здания Шумячской участковой больницы. Принимая во внимание, что осуществление деятельности медицинского учреждения с нарушением требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, в частности работников и посетителей больницы, прокурор в соответствии со ст.45 ГПК РФ обратился с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Шумячского района Смоленской области Смирнова Е.М. исковые требования поддержала по доводам иска.
Представитель ответчика – Министерства здравоохранения Смоленской области Алексеева О.А. в судебном заседании поддержала доводы письменных возражений на иск.
Представитель ответчика – Областного государственного учреждения здравоохранения «Рославльская центральная районная больница» Пануров Д.Ю. в судебном заседании исковые требования прокурора признал, последствия признания иска ему разъяснены и понятны.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323-ФЗ) охрана здоровья граждан – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Согласно п.2 ст.12 ФЗ № 323-ФЗ приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Из содержания ст.79 ФЗ № 323-ФЗ следует, что медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи.
В силу ст.85 ФЗ № 323-ФЗ контроль в сфере охраны здоровья включает в себя, в том числе: федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Пунктом 1 ст.2 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ № 52-ФЗ) установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения, в том числе юридическими лицами, санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст.11 ФЗ № 52-ФЗ)данного ФЗ, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии со ст.24 ФЗ № 52-ФЗ, при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п.1 ст.39 названного закона).
В силу ч.3 ст.39 ФЗ № 52-ФЗ, соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44 утверждены санитарные правила СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг».
В соответствии с пунктом 1.1 СП 2.1.3678-20 настоящие санитарные правила направлены на охрану жизни и здоровья населения, обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных, неинфекционных заболеваний и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к выполнению работ и предоставлению гостиничных, медицинских, бытовых, социальных услуг, услуг в области культуры, спорта, организации досуга, развлечений, продаже товаров производственно-технического назначения для личных и бытовых нужд, а также к используемым хозяйствующими субъектами зданиям, сооружениям, помещениям, оборудованию и транспортным средствам.
В пункте 1.2 СП 2.1.3678-20 установлено, что данные правила обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, предоставляющими услуги населению на территории Российской Федерации, перечисленными в пункте 1.1 настоящих правил.
Как установлено в судебном заседании, здание Шумячской участковой больницы расположено по адресу: <адрес>.
На основании распоряжения Администрации Смоленской области от 06.10.2022г. № 1461-р/адм «О реорганизации областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Рославльская центральная районная больница» произведена реорганизация областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Рославльская центральная районная больница» в форме присоединения к нему областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ершичская центральная районная больница» и областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Шумячская центральная районная больница», с сохранением наименования и цели его деятельности.
Постановлением Правительства Смоленской области от 10.10.2023 № 13 Департамент Смоленской области по здравоохранению переименован в Министерство здравоохранения Смоленской области.
В силу п.п.2.1, 2.2 Положения о Министерстве здравоохранения Смоленской области, утвержденного Постановлением Правительства Смоленской области от 10.10.2023 № 13, одними из основных задач Министерства является обеспечение проведения государственной политики в сфере здравоохранения, решение вопросов организации медицинской и лекарственной помощи населению Смоленской области, разработка и реализация в пределах своей компетенции системы мер по охране здоровья населения, включая организацию профилактических мероприятий и оказание медицинской помощи населению, в целях создания необходимых условий для реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно Уставу ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» является бюджетной некоммерческой организацией.
Согласно п.1.4 Устава, учредителем и собственником имущества учреждения является субъект Российской Федерации - Смоленская область.
Органами, осуществляющими полномочия собственника имущества учреждения, являются Администрация Смоленской области (в настоящее время – Правительство Смоленской области), Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (в настоящее время – Министерство имущественных и земельных отношений Смоленской области и Департамент Смоленской области по здравоохранению (в настоящее время – Министерство здравоохранения Смоленской области) (п.1.5 Устава).
Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляют Правительство Смоленской области и Министерству здравоохранения Смоленской области) (п.1.6 Устава).
В силу п. 4.1 Устава, учреждение владеет, пользуется закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в пределах, установленных федеральным законодательством, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия Правительства Смоленской области.
Расходование средств, поступающих из областного бюджета, производится учреждением в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения (п.4.2 Устава).
Прокуратурой Шумячского района Смоленской области проведена проверка исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности Шумячской участковой больницы и выявлены нарушения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.
В представлении от 20.01.2023г. отмечено, что потолок и стены 3 этажа (стационара) имеют многочисленные следы протеканий. Имеются трещины и сколы на стенах, а также отслоение краски. На потолках трещины, отслоения краски. Пол в помещениях здания также имеет повреждения. Имеются трещины и сколы на стенах, а также отслоения краски, что не допускает качественно осуществлять влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Из сообщения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области в Рославльском, Ершичском, Монастырщинском, Хиславичском, Шумячском районах от 11.08.2023г. видно, что осмотром терапевтического, хирургического отделений Шумяской участковой больницы 08.08.2023г. установлено, что стены и потолки помещений (коридор, палаты) имеют дефекты в виде следов протекания и нарушения целостности покрытия.
Из акта осмотра от 04.10.2023г. следует, что при осмотре здания и внутренних помещений Шумячской участковой больницы комиссионным обследованием выявлена необходимость проведения капитального ремонта третьего этажа медицинского учреждения, где размещаются терапевтическое и хирургическое отделения.
Сведений о том, что ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» Министерством здравоохранения Смоленской области выделялись достаточные денежные средства для финансирования расходов на устранение нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в материалах гражданского дела не имеется.
По мнению суда эксплуатация третьего этажа здания Шумячской участковой больницы в существующем в настоящее время состоянии нарушает права граждан, в том числе, пациентов на получение медицинской помощи в помещениях, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, что определено в ст.6 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в качестве одного из методов реализации принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи, а включение мероприятий по капитальному ремонту названных помещений медицинского учреждения в программы модернизации органов здравоохранения, может являться основанием для предотвращения этих нарушений в ближайшее время.
Сторонами не оспаривается, что для устранения нарушений санитарно-гигиенических норм требуются значительные финансовые затраты.
Согласно раздела 5 Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 № 2497 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации для их осуществления органам местного самоуправления), а также средства обязательного медицинского страхования.
Согласно ст.69 и ст.69.1 БК РФ обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений должно осуществляться за счет бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг.
В силу требований ст.70 БК РФ обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает в себя, в том числе, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
Положением о Министерстве здравоохранения Смоленской области, утвержденным Постановлением Правительства Смоленской области от 10.10.2023г. № 13, определено, что Министерство здравоохранения Смоленской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций (п.3.3.13).
При этом Министерство здравоохранения Смоленской области, как главный распорядитель и получатель средств областного бюджета, в соответствии со ст.158 БК РФ наряду с другими полномочиями распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные задания, соответственно, является органом, несущим ответственность за выделение и направление денежных средств на цели, необходимые бюджетным учреждениям для выполнения их непосредственных обязанностей.
Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по финансированию устранения нарушений требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения на учредителя юридического лица в лице соответствующего отраслевого органа, а ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» необходимость возложения обязанности после перечисления Министерством здравоохранения Смоленской области необходимых денежных средств, осуществить проведение капитального ремонта третьего этажа здания Шумячской участковой больницы.
При этом, обстоятельства недостатка у ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» собственных доходов, позволяющих исполнить решение суда, должны быть учтены Министерством здравоохранения Смоленской области при определении размера предоставляемых денежных средств.
Лечение граждан должно производиться в достойных и безопасных условиях.
Руководствуясь ст.204, ч.2 ст.206 ГПК РФ, принимая во внимание фактические обстоятельства дела и позицию истца, а также объем работ, процесс бюджетного финансирования, порядок и процедуру проведения мероприятий для осуществления требуемого в медицинском учреждении ремонта, суд полагает возможным установить ответчикам срок для исполнения решения суда.
В целях устранения выявленных нарушений в разумные сроки, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций, угрожающих безопасности жизни и здоровья людей, суд полагает необходимым возложить на Министерство здравоохранения Смоленской области обязанность осуществить в срок до 31 декабря 2024 года финансирование проведения капитального ремонта третьего этажа здания Шумячской участковой больницы по адресу: <адрес>, а именно: терапевтического отделения (два помещения для фиброгастродуорденоскопии, два помещения для медицинских сестер, палаты №№, ординаторская, процедурный кабинет, душевая комната, туалет, сестринский пост, коридор), хирургического отделения (операционный блок, палаты №№, ординаторская, процедурный кабинет, чистая перевязочная, гнойная перевязочная, помещение для медицинских сестер, специальная комната, служебное помещение, туалет, сестринский пост, коридор), два помещения сестры-хозяйки, буфет, фойе, три лестничных клетки и ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» в течение трёх месяцев после перечисления Министерством здравоохранения Смоленской области необходимых денежных средств, осуществить проведение капитального ремонта поименованных помещений Шумячской участковой больницы.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Шумячского района Смоленской области к Министерству здравоохранения Смоленской области, Областному государственному учреждению здравоохранения «Рославльская центральная районная больница» о возложении обязанности по выделению денежных средств на проведение капитального ремонта медицинского учреждения и проведению ремонта, удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Смоленской области осуществить в срок до 31 декабря 2024 года финансирование проведения капитального ремонта третьего этажа здания Шумячской участковой больницы по адресу: <адрес>, а именно: терапевтического отделения (два помещения для фиброгастродуорденоскопии, два помещения для медицинских сестер, палаты №№, ординаторская, процедурный кабинет, душевая комната, туалет, сестринский пост, коридор), хирургического отделения (операционный блок, палаты №№, ординаторская, процедурный кабинет, чистая перевязочная, гнойная перевязочная, помещение для медицинских сестер, специальная комната, служебное помещение, туалет, сестринский пост, коридор), два помещения сестры-хозяйки, буфет, фойе, три лестничных клетки.
Обязать Областное государственное учреждение здравоохранения «Рославльская центральная районная больница» в течение трёх месяцев после перечисления Министерством здравоохранения Смоленской области необходимых денежных средств, осуществить проведение капитального ремонта третьего этажа здания Шумячской участковой больницы по адресу: <адрес>, а именно: терапевтического отделения (два помещения для фиброгастродуорденоскопии, два помещения для медицинских сестер, палаты №№, ординаторская, процедурный кабинет, душевая комната, туалет, сестринский пост, коридор), хирургического отделения (операционный блок, палаты №№, ординаторская, процедурный кабинет, чистая перевязочная, гнойная перевязочная, помещение для медицинских сестер, специальная комната, служебное помещение, туалет, сестринский пост, коридор), два помещения сестры-хозяйки, буфет, фойе, три лестничных клетки.
Решение может быть обжаловано (опротестовано) в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Рославльский городской суд Смоленской области в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий (судья) В.О. Самсонова
Мотивированное решение суда изготовлено 30 октября 2023 года.