Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1111/2023 ~ М-1053/2023 от 07.09.2023

УИД 67 RS0006-01-2023-001143-27

Дело №2-1111/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 октября 2023 года                                                                                                 г.Рославль

Рославльский городской суд Смоленской области в составе: председательствующего (судьи) Самсоновой В.О.,

при секретаре Якименко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Шумячского района Смоленской области к Министерству здравоохранения Смоленской области, Областному государственному учреждению здравоохранения «Рославльская центральная районная больница» о возложении обязанности по выделению денежных средств на проведение капитального ремонта медицинского учреждения и проведению ремонта,

установил:

Исполняющий обязанности прокурора Шумячского района Смоленской области обратился в Рославльский городской суд Смоленской области с уточненным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Смоленской области и Областному государственному учреждению здравоохранения «Рославльская центральная районная больница» (далее - ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ») о возложении обязанности по выделению денежных средств на проведение капитального ремонта и проведения такого на третьем этаже здания Шумячской участковой больницы по адресу: <адрес>, а именно: терапевтического отделения (два помещения для фиброгастродуорденоскопии, два помещения для медицинских сестер, палаты №, ординаторская, процедурный кабинет, душевая комната, туалет, сестринский пост, коридор), хирургического отделения (операционный блок, палаты №, ординаторская, процедурный кабинет, чистая перевязочная, гнойная перевязочная, помещение для медицинских сестер, специальная комната, служебное помещение, туалет, сестринский пост, коридор), два помещения сестры-хозяйки, буфет, фойе, три лестничных клетки. Свои требования мотивировали тем, что прокуратурой проведена проверка деятельности учреждения, в ходе которой установлены нарушения законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения при эксплуатации третьего этажа здания Шумячской участковой больницы. Принимая во внимание, что осуществление деятельности медицинского учреждения с нарушением требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, в частности работников и посетителей больницы, прокурор в соответствии со ст.45 ГПК РФ обратился с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Шумячского района Смоленской области Смирнова Е.М. исковые требования поддержала по доводам иска.

Представитель ответчика – Министерства здравоохранения Смоленской области Алексеева О.А. в судебном заседании поддержала доводы письменных возражений на иск.

Представитель ответчика – Областного государственного учреждения здравоохранения «Рославльская центральная районная больница» Пануров Д.Ю. в судебном заседании исковые требования прокурора признал, последствия признания иска ему разъяснены и понятны.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323-ФЗ) охрана здоровья граждан – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Согласно п.2 ст.12 ФЗ № 323-ФЗ приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Из содержания ст.79 ФЗ № 323-ФЗ следует, что медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи.

В силу ст.85 ФЗ № 323-ФЗ контроль в сфере охраны здоровья включает в себя, в том числе: федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Пунктом 1 ст.2 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ № 52-ФЗ) установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения, в том числе юридическими лицами, санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В соответствии со ст.11 ФЗ № 52-ФЗ)данного ФЗ, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

В соответствии со ст.24 ФЗ № 52-ФЗ, при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п.1 ст.39 названного закона).

В силу ч.3 ст.39 ФЗ № 52-ФЗ, соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44 утверждены санитарные правила СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг».

В соответствии с пунктом 1.1 СП 2.1.3678-20 настоящие санитарные правила направлены на охрану жизни и здоровья населения, обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных, неинфекционных заболеваний и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к выполнению работ и предоставлению гостиничных, медицинских, бытовых, социальных услуг, услуг в области культуры, спорта, организации досуга, развлечений, продаже товаров производственно-технического назначения для личных и бытовых нужд, а также к используемым хозяйствующими субъектами зданиям, сооружениям, помещениям, оборудованию и транспортным средствам.

В пункте 1.2 СП 2.1.3678-20 установлено, что данные правила обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, предоставляющими услуги населению на территории Российской Федерации, перечисленными в пункте 1.1 настоящих правил.

Как установлено в судебном заседании, здание Шумячской участковой больницы расположено по адресу: <адрес>.

На основании распоряжения Администрации Смоленской области от 06.10.2022г. № 1461-р/адм «О реорганизации областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Рославльская центральная районная больница» произведена реорганизация областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Рославльская центральная районная больница» в форме присоединения к нему областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ершичская центральная районная больница» и областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Шумячская центральная районная больница», с сохранением наименования и цели его деятельности.

Постановлением Правительства Смоленской области от 10.10.2023 № 13 Департамент Смоленской области по здравоохранению переименован в Министерство здравоохранения Смоленской области.

В силу п.п.2.1, 2.2 Положения о Министерстве здравоохранения Смоленской области, утвержденного Постановлением Правительства Смоленской области от 10.10.2023 № 13, одними из основных задач Министерства является обеспечение проведения государственной политики в сфере здравоохранения, решение вопросов организации медицинской и лекарственной помощи населению Смоленской области, разработка и реализация в пределах своей компетенции системы мер по охране здоровья населения, включая организацию профилактических мероприятий и оказание медицинской помощи населению, в целях создания необходимых условий для реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Согласно Уставу ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» является бюджетной некоммерческой организацией.

Согласно п.1.4 Устава, учредителем и собственником имущества учреждения является субъект Российской Федерации - Смоленская область.

Органами, осуществляющими полномочия собственника имущества учреждения, являются Администрация Смоленской области (в настоящее время – Правительство Смоленской области), Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (в настоящее время – Министерство имущественных и земельных отношений Смоленской области и Департамент Смоленской области по здравоохранению (в настоящее время – Министерство здравоохранения Смоленской области) (п.1.5 Устава).

Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляют Правительство Смоленской области и Министерству здравоохранения Смоленской области) (п.1.6 Устава).

В силу п. 4.1 Устава, учреждение владеет, пользуется закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в пределах, установленных федеральным законодательством, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия Правительства Смоленской области.

Расходование средств, поступающих из областного бюджета, производится учреждением в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения (п.4.2 Устава).

Прокуратурой Шумячского района Смоленской области проведена проверка исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности Шумячской участковой больницы и выявлены нарушения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.

В представлении от 20.01.2023г. отмечено, что потолок и стены 3 этажа (стационара) имеют многочисленные следы протеканий. Имеются трещины и сколы на стенах, а также отслоение краски. На потолках трещины, отслоения краски. Пол в помещениях здания также имеет повреждения. Имеются трещины и сколы на стенах, а также отслоения краски, что не допускает качественно осуществлять влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Из сообщения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области в Рославльском, Ершичском, Монастырщинском, Хиславичском, Шумячском районах от 11.08.2023г. видно, что осмотром терапевтического, хирургического отделений Шумяской участковой больницы 08.08.2023г. установлено, что стены и потолки помещений (коридор, палаты) имеют дефекты в виде следов протекания и нарушения целостности покрытия.

Из акта осмотра от 04.10.2023г. следует, что при осмотре здания и внутренних помещений Шумячской участковой больницы комиссионным обследованием выявлена необходимость проведения капитального ремонта третьего этажа медицинского учреждения, где размещаются терапевтическое и хирургическое отделения.

Сведений о том, что ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» Министерством здравоохранения Смоленской области выделялись достаточные денежные средства для финансирования расходов на устранение нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в материалах гражданского дела не имеется.

По мнению суда эксплуатация третьего этажа здания Шумячской участковой больницы в существующем в настоящее время состоянии нарушает права граждан, в том числе, пациентов на получение медицинской помощи в помещениях, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, что определено в ст.6 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в качестве одного из методов реализации принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи, а включение мероприятий по капитальному ремонту названных помещений медицинского учреждения в программы модернизации органов здравоохранения, может являться основанием для предотвращения этих нарушений в ближайшее время.

Сторонами не оспаривается, что для устранения нарушений санитарно-гигиенических норм требуются значительные финансовые затраты.

Согласно раздела 5 Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 № 2497 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации для их осуществления органам местного самоуправления), а также средства обязательного медицинского страхования.

Согласно ст.69 и ст.69.1 БК РФ обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений должно осуществляться за счет бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг.

В силу требований ст.70 БК РФ обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает в себя, в том числе, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

Положением о Министерстве здравоохранения Смоленской области, утвержденным Постановлением Правительства Смоленской области от 10.10.2023г. № 13, определено, что Министерство здравоохранения Смоленской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций (п.3.3.13).

При этом Министерство здравоохранения Смоленской области, как главный распорядитель и получатель средств областного бюджета, в соответствии со ст.158 БК РФ наряду с другими полномочиями распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные задания, соответственно, является органом, несущим ответственность за выделение и направление денежных средств на цели, необходимые бюджетным учреждениям для выполнения их непосредственных обязанностей.

Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по финансированию устранения нарушений требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения на учредителя юридического лица в лице соответствующего отраслевого органа, а ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» необходимость возложения обязанности после перечисления Министерством здравоохранения Смоленской области необходимых денежных средств, осуществить проведение капитального ремонта третьего этажа здания Шумячской участковой больницы.

При этом, обстоятельства недостатка у ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» собственных доходов, позволяющих исполнить решение суда, должны быть учтены Министерством здравоохранения Смоленской области при определении размера предоставляемых денежных средств.

Лечение граждан должно производиться в достойных и безопасных условиях.

Руководствуясь ст.204, ч.2 ст.206 ГПК РФ, принимая во внимание фактические обстоятельства дела и позицию истца, а также объем работ, процесс бюджетного финансирования, порядок и процедуру проведения мероприятий для осуществления требуемого в медицинском учреждении ремонта, суд полагает возможным установить ответчикам срок для исполнения решения суда.

В целях устранения выявленных нарушений в разумные сроки, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций, угрожающих безопасности жизни и здоровья людей, суд полагает необходимым возложить на Министерство здравоохранения Смоленской области обязанность осуществить в срок до 31 декабря 2024 года финансирование проведения капитального ремонта третьего этажа здания Шумячской участковой больницы по адресу: <адрес>, а именно: терапевтического отделения (два помещения для фиброгастродуорденоскопии, два помещения для медицинских сестер, палаты №, ординаторская, процедурный кабинет, душевая комната, туалет, сестринский пост, коридор), хирургического отделения (операционный блок, палаты №, ординаторская, процедурный кабинет, чистая перевязочная, гнойная перевязочная, помещение для медицинских сестер, специальная комната, служебное помещение, туалет, сестринский пост, коридор), два помещения сестры-хозяйки, буфет, фойе, три лестничных клетки и ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» в течение трёх месяцев после перечисления Министерством здравоохранения Смоленской области необходимых денежных средств, осуществить проведение капитального ремонта поименованных помещений Шумячской участковой больницы.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Шумячского района Смоленской области к Министерству здравоохранения Смоленской области, Областному государственному учреждению здравоохранения «Рославльская центральная районная больница» о возложении обязанности по выделению денежных средств на проведение капитального ремонта медицинского учреждения и проведению ремонта, удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Смоленской области осуществить в срок до 31 декабря 2024 года финансирование проведения капитального ремонта третьего этажа здания Шумячской участковой больницы по адресу: <адрес>, а именно: терапевтического отделения (два помещения для фиброгастродуорденоскопии, два помещения для медицинских сестер, палаты №, ординаторская, процедурный кабинет, душевая комната, туалет, сестринский пост, коридор), хирургического отделения (операционный блок, палаты №, ординаторская, процедурный кабинет, чистая перевязочная, гнойная перевязочная, помещение для медицинских сестер, специальная комната, служебное помещение, туалет, сестринский пост, коридор), два помещения сестры-хозяйки, буфет, фойе, три лестничных клетки.

Обязать Областное государственное учреждение здравоохранения «Рославльская центральная районная больница» в течение трёх месяцев после перечисления Министерством здравоохранения Смоленской области необходимых денежных средств, осуществить проведение капитального ремонта третьего этажа здания Шумячской участковой больницы по адресу: <адрес>, а именно: терапевтического отделения (два помещения для фиброгастродуорденоскопии, два помещения для медицинских сестер, палаты №, ординаторская, процедурный кабинет, душевая комната, туалет, сестринский пост, коридор), хирургического отделения (операционный блок, палаты №, ординаторская, процедурный кабинет, чистая перевязочная, гнойная перевязочная, помещение для медицинских сестер, специальная комната, служебное помещение, туалет, сестринский пост, коридор), два помещения сестры-хозяйки, буфет, фойе, три лестничных клетки.

Решение может быть обжаловано (опротестовано) в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Рославльский городской суд Смоленской области в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий (судья)                                                                   В.О. Самсонова

Мотивированное решение суда изготовлено 30 октября 2023 года.

2-1111/2023 ~ М-1053/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Шумячского района Смоленской области
Ответчики
ОГБУЗ "Рославльская ЦРБ"
Другие
Министерство здравоохранения Смолкенской области
Филиал ППК «РОСКАДАСТР» по Смоленской области
Суд
Рославльский городской суд Смоленской области
Судья
Самсонова Виктория Олеговна
Дело на сайте суда
roslavl--sml.sudrf.ru
07.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.09.2023Передача материалов судье
13.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.10.2023Судебное заседание
30.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2023Дело оформлено
25.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее