Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Самара 20 октября 2021 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Филатовой К.П.,
с участием представителя административного истца – Ковальчук Ю.Ю., представителя заинтересованного лица Государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центр кадастровой оценки» Некрасовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1254/2021 по административному исковому заявлению Афанасенко Александра Вячеславовича об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Афанасенко А.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 2 999 173 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является арендатором вышеуказанного земельного участка, кадастровая стоимость которого, установленная по результатам очередной государственной кадастровой оценки, существенно превысила размер его действительной рыночной стоимости, определенной в Отчете об оценке, тем самым затронуты права и обязанности общества, как плательщика арендной платы, исчисляемой из кадастровой стоимости участка.
С учетом изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в судебном порядке.
В судебном заседании представитель административного истца Ковальчук Ю.Ю., действующая на основании доверенности, заявленные требования уточнила, просила установить кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости, установленной заключением эксперта ООО «<данные изъяты>» № 41/09-2021-Э от 17.09.2021 в размере 3 465 000 рублей.
Представитель Государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центр кадастровой оценки» Некрасова М.В. не возражала против установления кадастровой стоимости спорного земельного участка равной рыночной стоимости, определенной заключением эксперта ООО «<данные изъяты>».
Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, администрация г.о. Кинель Самарской области не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Участвующие в деле лица письменных возражений либо отзывов в адрес суда не направили.
В соответствии со ст. ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя заинтересованного лица ГБУ СО «ЦКО», исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», часть 2 статьи 3 Федерального закона от 03 июля 2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).
Установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером №, площадью 15 000 +/- 27 кв.м, категории земель: земли населённых пунктов, виды разрешенного использования: для туристического обслуживания, для рекреационных целей, расположенном по адресу ориентира: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 20.11.2020, приложенной к отчету об оценке № 35-02р/21 от 23.06.2021, выполненному ООО «Регион».
На указанном земельном участке расположено нежилое здание с кадастровым номером №, принадлежащее на праве собственности Афанасенко А.В., о чем представлена выписка из ЕГРН от 22.03.2021.
Административный истец является арендатором земельного участка, что подтверждено договором аренды от 17.09.2018, заключенным по результатам аукциона.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частям 1 и 3 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также лица, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости, и иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ), (ст. 39.20 ЗК РФ, п.п. 1 и 2 ст. 2, п. 2, 2-2 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ»).
Являясь собственником нежилого здания, расположенного на спорном участке, Афанасенко А.В. имеет преимущественное право его покупки по рыночной стоимости, что определено ч. 3 ст. 35 ЗК РФ.
Таким образом, административный истец заинтересован в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его действительной рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Самарской области от 27 ноября 2020 года № 935 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области» утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2020 в размере 7 549 950 рублей, о чем представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 03.06.2021.
Пунктами 1, 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ установлено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.
В обоснование заявленных требований представлен отчет об оценке № 35-02р/21 от 23.06.2021, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Регион» Егоровой К.А., согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2020 составляет 2 999 173 рубля.
В ходе судебного разбирательства удовлетворено ходатайство заинтересованного лица – ГБУ СО «ЦКО» о назначении судебной экспертизы на предмет установления действительной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости.
Из заключения эксперта № 41/09-2021-Э, подготовленного ООО «<данные изъяты>» от 17.09.2021, следует, что по состоянию на 01.01.2020 итоговая величина рыночной стоимости спорного земельного участка составляет 3 465 000 рублей.
Оценивая заключение эксперта по правилам ст. 168 КАС РФ, суд учитывает, что при оценке земельного участка эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на результатах осмотра и достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости земельного участка, описание качественных и количественных характеристик объекта оценки, анализ рынка в сегменте объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость; анализ наиболее эффективного использования объекта исследования, обоснование выбора используемого подхода к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающие ответы на поставленные вопросы с возможностью проверки их обоснованности.
Заключение судебной экспертизы отвечает требованиям действующего законодательства, у суда не имеется оснований подвергать сомнению выводы эксперта, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, в исходе дела не заинтересован, замечаний к экспертному заключению стороны не представили, у суда сомнений в компетентности и объективности эксперта не имеется.
Представитель административного истца заявленные требования уточнила, просила установить кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной заключением эксперта ООО «<данные изъяты>» в размере 3 465 000 рублей.
Таким образом, административные исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона № 237-ФЗ, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца с заявлением в суд является 25 июня 2021 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск Афанасенко Александра Вячеславовича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 15 000 +/- 27 кв.м, расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 3 465 000 рублей.
Датой обращения Афанасенко А.В. с заявлением в суд считать 25.06.2021.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья О.А.Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 22.10.2021.
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№