Дело № 12-23/2022
35RS0№
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
19 июля 2022 года <адрес>
Судья Кирилловского районного суда Вологодской области Макарова В.А., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Управления Росприроднадзора по Вологодской области Боклаженко Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ № общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» (далее – ООО «Водоканал», Общество) привлечено к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к наказанию в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.
В ходе проведения административного расследования в отношении ООО «Водоканал» по ст. 8.1 КоАП РФ было установлено, что Общество эксплуатирует объект – ОСК (очистные сооружения канализации) код объекта №П, который относится к 3 категории негативного воздействия на окружающую среду. Адрес расположения объекта – 161100, Вологодская область, г. Кириллов, вблизи д. Лобаново. В вину ООО «Водоканал» вменяется нарушение требований ч.7 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 прил.2 приказа к приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 года №74, разд.3 приложения к приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 14 июня 2018 года №261 (в ред. введенной в действие приказом Минприроды России от 23 июня 2020 года №383). Так, согласно постановлению, Общество предоставило Отчет по ПЭК за 2020 год, по разделу 3 «Результаты производственного контроля в области охраны и использования водных объектов» не в соответствии с установленной вышеуказанным приказом от 14 июня 2018 года №261 (в ред. введенной в действие приказом Минприроды России от 23 июня 2020 года №383) формой Отчета, а также не в полном объеме в установленный срок, а именно:
-таблица 3.1 отчета «Сведения о результатах учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных вод, их качества» сведения предоставлены не в полном объеме;
- таблица 3.2 отчета «Сведения о результатах наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами, а также о результатах учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных, объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод выше и ниже мест сброса (в фоновом и контрольном створах)» сведения не представлены;
- таблица 3.3 отчета «Результаты проведения проверок работы очистных сооружений, включая результаты технологического контроля эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков» сведения не представлены.
Должностным лицом, рассматривающим дело, сделан вывод о том, что представленный ООО «Водоканал» отчет не соответствует требованиям действующего законодательства.
Не согласившись с постановлением, ООО «Водоканал» обратилось с жалобой, в которой просит признать незаконным и отменить названное постановление, а также признать незаконным и отменить представление от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении в порядке ст. 29.13 КоАП РФ причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения. В обоснование указывает, что в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ указано о том, что проведено административное расследование по ст. 8.1 КоАП РФ, однако обстоятельств переквалификации правонарушения со ст. 8. 1 КоАП РФ на ст. 8.5 КоАП РФ не приведено. Административным органом не указано, в чем заключалась необходимость проведения административного расследования применительно к составу правонарушения, связанным с отчетом ПЭК ДД.ММ.ГГГГ. Отчет ПЭК за ДД.ММ.ГГГГ составлялся в электронном виде в специальной программе Росприроднадзора через личный кабинет природопользователя и был принят административным органом. При заполнении отчета и получении отметки о принятии его Росприроднадзором Общество было уверено в том, что отчет ПЭК заполнен по установленной форме. Недоказанность состава и (или) события административного правонарушения в силу ст. 24.5 КоАП РФ исключает возможность привлечения лица к административной ответственности. Кроме того, указывает на процессуальные нарушения, допущенные при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела. Полагает, что наложение в данном случае административного штрафа будет иметь неоправданно карательный характер. В этом случае суд может применить нормы ст.2.9 КоАП РФ и признать совершенное правонарушение малозначительным.
В судебном заседании представитель ООО «Водоканал» Пискунов А.А. на доводах жалобы настаивает.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не явилось; извещены надлежащим образом.
Судья, рассмотрев материалы дела, заслушав представителя ООО «Водоканал», приходит к следующим выводам.
Статья 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон об охране окружающей среды) одним из принципов охраны окружающей среды является соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.
Согласно частям 1 и 2 статьи 67 Закона об охране окружающей среды, производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ч. 4 ст. 67 Закона об охране окружающей среды).
В соответствии с ч. 7 ст. 67 Закона об охране окружающей среды юридические лица, за исключением юридических лиц, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 г. № 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля" отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее - Отчет) представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным (пункт 1 Приложения №2).
Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261 (ред. от 23.06.2020) утверждена форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. Раздел 3 Приложения к приказу включает в себя таблицы: 3.1 Сведения о результатах учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных вод, их качества; 3.2 Сведения о результатах наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами, а также о результатах учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод выше и ниже мест сброса (в фоновом и контрольном створах); 3.3. Результаты проведения проверок работы очистных сооружений, включая результаты технологического контроля эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Водоканал", расположенный по адресу: <адрес> эксплуатирует объект – ОСК (очистные сооружения канализации) код объекта №, который относится к 3 категории негативного воздействия на окружающую среду. ДД.ММ.ГГГГ Обществом в Северное межрегиональное управление Росприроднадзора предоставлен в электронном виде в соответствии с утвержденной приказом от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. введенной в действие приказом Минприроды России от 23 июня 2020 года №383) формой Отчет по ПЭК ДД.ММ.ГГГГ. В этот же день данный отчет принят Северным МУ РПН с отметкой «ожидание оригинала». Подлинный экземпляр отчета поступил в адрес Росприроднадзора ДД.ММ.ГГГГ. Замечаний по принятому отчету в ООО «Водоканал» не поступало.
При проведении административного расследования в рамках производства по делу об административном правонарушении по ст. 8.1 КоАП РФ( постановление № от ДД.ММ.ГГГГ) выявлено, что по отчету ПЭК за 2020 год, по разделу 3 «Результаты осуществления производственного экологического контроля в области охраны и использования водных объектов» Обществом представлены сведения не в соответствии с установленной формой Отчета не в полном объеме в установленный срок.
В вину юридическому лицу вменяется не предоставление сведений о результатах наблюдения за водными объектами (табл. 3.2), результатах проверок работы очистных сооружений (табл. 3.3), не в полном объеме представлены сведения о результатах учета объема забора водных ресурсов и объема сброса сточных, дренажных вод (табл. 3.1) в связи с чем административным органом сделан вывод о том, что представленный ООО «Водоканал» Отчет ПЭК за 2020 год не соответствует требованиям действующего законодательства.
Вместе с тем, суд приходит к выводу об обоснованности доводов представителя Общества о том, что при составлении протокола об административном правонарушении административным органом не указано, в чем конкретно было выражено со стороны привлекаемого к административной ответственности лица умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации. Исходя из анализа ст. 8.5 КоАП РФ своевременное представление расчета ПЭК не в полном объеме не образует состава административного правонарушения.
Кроме того, суд считает, что административным органом ненадлежащим образом раскрыта объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ. Так, постановление не содержит данных о том, какие именно виновные действия (бездействие), указанные в диспозиции данной статьи (сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов), совершены юридическим лицом, что является нарушением права привлекаемого лица на защиту, и является основанием для отмены постановления.
В соответствии со ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Также в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ орган, возбудивший дело об административном правонарушений, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении, в том числе и путем извещения ( уведомления) представителя юридического лица о факте, времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Представленные по запросу суда материалы дела об административном правонарушении о привлечении ООО «Водоканал» к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ не содержат сведений об извещении привлекаемого к административной ответственности лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, что не позволило Обществу реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом установленных обстоятельств постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Управления Росприроднадзора по Вологодской области Боклаженко Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ № подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях юридического лица.
Требование об отмене представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № от ДД.ММ.ГГГГ, считаю оставить без рассмотрения, поскольку нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, порядок рассмотрения таких жалоб не предусмотрен.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Управления Росприроднадзора по Вологодской области Боклаженко Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ №, которым общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» привлечено к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к наказанию в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей, отменить.
Производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» состава административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Требование об отмене представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без рассмотрения.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: В.А.Макарова
Копия верна.
Судья В.А.Макарова