Дело №2-811/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 августа 2012 года
город Туапсе
Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего - Коткова С.А.,
при секретаре Симковой А.А.,
с участием: старшего помощника Туапсинского межрайонного прокурора Сульдина В.В.;
представителя администрации муниципального образования Туапсинский район Синенко М.А., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ;
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Туапсинского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования Туапсинский район об обязании зарегистрировать право собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Туапсинский межрайонный прокурор обратился в Туапсинский районный суд с иском к администрации муниципального образования Туапсинский район (далее - МО Туапсинский район) об обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на здание МБОУ ДС КВ № «Колобок», расположенное по адресу: <адрес>, ссылаясь на то, что из-за отсутствия правоустанавливающих документов отсутствует возможность произвести государственную регистрацию права.
В судебном заседании старший помощник Туапсинского межрайонного прокурора Сульдин В.В. заявление поддержал в полном объеме, при этом пояснил, что Туапсинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о лицензировании в деятельности образовательных учреждений Туапсинского района, в ходе которой установлено, что на здание, занимаемое МБДОУ ДС КВ № «Колобок», расположенное по адресу: <адрес>, право собственности муниципального образования Туапсинский район не зарегистрировано в установленном законом порядке. МБДОУ ДС КВ № «Колобок», расположенное по адресу: <адрес> осуществляет свою деятельность на основании лицензии серии 23 № от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия которой истекает ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.8 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности», для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности, соискатель лицензии или лицензиат представляют в лицензирующий орган заполненное по установленной форме заявление, к которому в числе прочих прилагаются копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, соответствующих установленным лицензионным нормативам обеспечения образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам. Из представленных администрацией муниципального образования Туапсинский район документов следует, что администрация муниципального образования Туапсинский район не может обратиться в Туапсинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю для регистрации права собственности на здание, занимаемое МБДОУ ДС КВ № «Колобок», расположенное по адресу: <адрес>, по причине отсутствия правоустанавливающих документов на указанный объект недвижимого имущества. При этом, как следует из информации, предоставленной ГУП КК «Крайтехинвентаризация - краевое БТИ» филиал по <адрес>, здание детского сада, расположенное по адресу: <адрес> числится за муниципальным образованием Туапсинский район. Статьей 234 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. Из изложенного следует, что право собственности у МО Туапсинский район на указанный объект недвижимого имущества возникло в силу вышеуказанных норм закона, однако зарегистрировать право, в связи с отсутствием документов не представляется возможным. По причине того, что право собственности на здание МБДОУ ДС КВ № «Колобок», расположенное по адресу: <адрес> не зарегистрировано в установленном порядке, существенным образом нарушаются права несовершеннолетних, посещающих в настоящее время данное учреждение, работников образовательного учреждения, а также иных лиц, проживающих на территории Туапсинского района. Поэтому вынуждены обратиться в суд, и просил обязать Туапсинский отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Туапсинскому району в Краснодарском крае зарегистрировать право собственности за администрацией МО Туапсинский район на здание МБДОУ ДС КВ № «Колобок», расположенное по адресу: <адрес>.
Представитель администрации МО Туапсинский район - Синенко М.А. в судебном заседании требования признал, пояснил, что администрация МО Туапсинский район не может обратиться в Туапсинский отдел Росреестра, так как не имеет на данный объект недвижимости правоустанавливающих документов. В то же время здание детского сада № «Колобок», расположенное по адресу: <адрес>, №А внесено в реестр имущества, находящегося в муниципальной собственности района. При этом если раньше можно было получить лицензию без зарегистрированного права, то по новым правилам государственная регистрация права собственности на объект недвижимости является обязательным условием лицензирования.
Заинтересованное лицо - представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Туапсинскому району в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Так, в соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.03.2011№174 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» муниципальные образования осуществляют лицензированную деятельность образовательной деятельности образовательных учреждений, научных организаций, иных организаций, структурные подразделения которых осуществляют реализацию образовательных программ профессиональной подготовки. При этом, в соответствии с п. 8 указанного постановления, для получения лицензии, соискатель лицензии или лицензиат представляют в лицензирующий орган заполненное по установленной форме заявление, к которому в числе прочих прилагаются копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, соответствующих установленным лицензионным нормативам обеспечения образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам.
Как видно из представленных документов, в ходе проверки соблюдения законодательства о лицензировании деятельности образовательных учреждений Туапсинского района, проведенной Туапсинской межрайонной прокуратурой установлено, МБДОУ ДС КВ № «Колобок», расположенное по адресу: <адрес>, №А осуществляет свою деятельность на основании лицензии серии 23 № от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия которой истекает ДД.ММ.ГГГГ. На здание, занимаемое детским садом, право собственности муниципального образования Туапсинский район в установленном законом порядке не зарегистрировано. В связи с тем, что для осуществления деятельности в области образования, учреждение, осуществляющее такую деятельность необходимо подтвердить свое право собственности на здание или сооружение, в которой осуществляется образовательная деятельность МБДОУ ДС КВ № «Колобок», а право муниципальной собственности на указанное здание не зарегистрировано, созданы препятствия для осуществления таковой деятельности.
В то же время судом установлено, что здание МБДОУ ДС КВ № «Колобок», расположенное по адресу: <адрес>, №А построено в <данные изъяты> году. При этом до ДД.ММ.ГГГГ здание детского сада было ведомственным и принадлежало п/о «Нефтяник Сибири» ПО «Сургутнефтегаз». Распоряжением главы администрации <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ здание детского сада было передано на баланс администрации Агойского сельского совета как основные фонды. При этом никаких документов на указанный объект недвижимости не сохранилось. Данное обстоятельство является препятствием для регистрации права собственности МО Туапсинский район на указанный объект недвижимости. Поэтому данный вопрос иным путем, кроме судебного, разрешить не представляется возможным.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд исходит из следующего.
Согласно представленным документам, здание детского сада, расположенное по адресу: <адрес>, №А, числится за муниципальным образованием Туапсинский район, что подтверждено Выпиской из реестра муниципальной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями технического паспорта на указанное строение и иными документами. Однако, правовая регистрация на здание не производилась.
Судом установлено, что здание детского сада № «Колобок», расположенное по адресу: <адрес>, №А, общей площадью 889 кв.метров, построенное в <данные изъяты> году, передано собственником МО Туапсинский район в оперативное управление МБДОУ ДС КВ № «Колобок», <адрес>, что подтверждается постановлением главы администрации МО Туапсинский район от ДД.ММ.ГГГГ №, договором на право оперативного управления имуществом, являющимся муниципальной собственностью №-О/10 от ДД.ММ.ГГГГ и актом приема-передачи к указанному договору.
Кроме того, согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ АЖ №, земельный участок, площадью 5653 кв.метров, категория земель - земли поселений, расположенный под МДОУ ДС КВ № «Колобок», принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования МДОУ ДС КВ № «Колобок» МО Туапсинский район.
Постановление главы Небугского сельского поселения Туапсинского района № от ДД.ММ.ГГГГ МДОУ ДС КВ № «Колобок» присвоен почтовый адрес: 352848, Российская Федерация, <адрес>, №А.
Частью 5 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Утвержденным Министерством экономического развития РФ приказом от 30 августа 2011 года№424 Порядка ведения органом местного самоуправления реестров муниципального имущества, установлены правила ведения данных реестров муниципального имущества, в том числе правила внесения сведений об имуществе в реестры, общие требования к порядку предоставления информации из реестров, состав информации о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве или в силу закона органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, иным правообладателям и подлежащем учету в реестрах.
Согласно указанному Порядку объектами учета в реестрах являются находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства и т.д.) При этом в данный реестр вносятся сведения о муниципальном имуществе, наименование, адрес и иные данные.
Таким образом, то обстоятельство, что здание МБОУ ДС КВ № «Колобок», расположенное по адресу: <адрес>, №А, включено в Реестр муниципальной собственности подтверждает возникновение права собственности МО Туапсинский район на данное имущество. Учитывая, что здание школы было построено в <данные изъяты> году, его регистрация в органах юстиции не могла быть осуществлена.
Право собственности МО Туапсинский район на данный объект недвижимости в любом случае возникает и в силу ст. 234 Гражданского кодекса РФ по приобретательной давности.
Поэтому в настоящее время суд не находит оснований для отказа в регистрации права собственности МО Туапсинский район на здание детского сада, расположенное по адресу: <адрес>, №А. Отсутствие регистрации на указанный объект недвижимости в настоящее время является препятствием для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности, следовательно, существенным образом нарушает права детей, работников образовательного учреждения, а также иных лиц, проживающих на территории Туапсинского района, в связи с чем, Туапсинский районный прокурор обосновано обратился в суд с указанным иском.
На основании изложенное, руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 889 ░░.░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, №░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: