Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-70/2024 (2-1747/2023;) от 07.11.2023

Дело № 2-70/2024

...

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Апшеронск                                                                   11 января 2024 г.

    Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:

        председательствующего судьи Наумова Р.А.,

при секретаре Баровой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ростовской области к Черноморовой Марии Нестеровне, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительной справки об установлении инвалидности и выписки из акта медицинского освидетельствования,

установил:

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ростовской области обратилось в суд с иском к Черноморовой М.Н., ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительной справки об установлении инвалидности и выписки из акта медицинского освидетельствования.

В обоснование заявленных требований указано, что в числе рассмотренных для назначения ЕДВ документов находилась справка об установлении инвалидности и выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-, выданные филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>», согласно которым Черноморовой М.Н. с ДД.ММ.ГГГГ впервые установлена инвалидность .... Черноморовой М.Н. назначена ежемесячная денежная выплата с ДД.ММ.ГГГГ В рамках проведения проверки законности получения гражданами справок об установлении инвалидности и обоснованности получения социальных выплат территориальным органом ПФР был направлен соответствующий запрос в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Минтруда России. На указанный запрос получен ответ, согласно которому в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе (ЕАВИИАС), используемой при проведении MСЭ ДД.ММ.ГГГГ и на бумажном носителе, не имеется данных по проведению МСЭ в отношении Черноморовой М.Н. Выплата ЕДВ Черноморовой М.Н. прекращена с ДД.ММ.ГГГГ на основании ответа ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Минтруда России.

Просит суд признать недействительными с момента выдачи справку об установлении инвалидности МСЭ- от ДД.ММ.ГГГГ и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ- от ДД.ММ.ГГГГ, выданные бюро -филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>», согласно которым Черноморовой М.Н. впервые установлена инвалидность ....

Представитель истца в судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Ответчик Черноморова М.Н. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом была извещена, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, в удовлетворении заявленных требований просила отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» в судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и из материалов дела следует, что согласно выписке из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ- от ДД.ММ.ГГГГ и справки серии МСЭ- от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Бюро N 30 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>», Черноморовой М.Н. впервые установлена инвалидность ....

На основании указанной справки об инвалидности и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, по заявлениям Черноморовой М.Н. в ГУ УПФ РФ в <адрес>, Черноморовой М.Н. назначена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно письму и отзыву ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>», ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России сведениями о прохождении ответчиком МСЭ в бюро -филиале ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России не располагает, отсутствуют сведения на бумажных носителях. В Федеральной государственной информационной системе «Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы», которая функционирует в учреждении с ДД.ММ.ГГГГ., отсутствует дело МСЭ ответчика. В порядке контроля МСЭ Черноморовой М.Н. не проводилось.

Из ответа МБУЗ «ЦГБ» <адрес> следует, Черноморова М.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на освидетельствование в бюро медико - социальной экспертизы не направлялась.

Согласно ответу ТФОМС <адрес> на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сведения об обращении Черноморовой М.Н. в лечебные учреждения по поводу заболеваний, либо травм, приводящих к ограничению категорий жизнедеятельности, отсутствуют.

Как следует из ответа Отдела МВД по <адрес>, в отношении Черноморовой М.Н. вынесено промежуточное решение об отказе в возбуждении уголовного дела .

Выплата Черноморовой М.Н. прекращена с ДД.ММ.ГГГГ

В силу положений ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.10.2012 г. N 31 (действовавшего до 13.06.2021) (далее - Порядок), предусмотрено, что к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (действовавшие до 30.06.2022).

В соответствии с пунктами 2, 5 - 7 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

Наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

Пунктом 9 Правил предусмотрено, что в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.

В соответствии с п. 13 Правил установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по вышеуказанным основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу, в соответствии с п. 17 настоящих Правил, содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Исходя из Правил признания лица инвалидом медико-социальная экспертиза проводится бюро медико-социальной экспертизы по заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя) с приложением медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья (пункт 24); заявление подается, по общему правилу, в связи с направлением гражданина на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения (пункт 15); медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2), и предполагает обследование гражданина, изучение представленных им документов, анализ социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (пункт 25); решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы (пункт 28); гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации (пункт 36).

...

...

Согласно пункту 26 Правил при проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол.

В силу пункта 29 Правил по результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (Главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.

Пунктом 35 Правил установлено, что выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующим филиалом (главным бюро, Федеральным бюро) в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом.

Приказом Минтруда России от 29.01.2014 г. N 59-н был утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливал порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги, в том числе перечень документов, которые данное лицо должно предоставить для проведения экспертизы, и действовал до 13.06.2021 г. (утратил силу в связи с изданием Приказа Минтруда России от 30.12.2020 N 978н, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 03.06.2021 г.).

В соответствии с п. 31 Административного регламента для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы также необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме N 088/у-06, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 г. N 77 или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 25.12.2006 г. N 874 (направление на медико-социальную экспертизу), либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения) (справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу).

Из вышеприведенных норм следует, что федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки состояния организма человека с учетом объективных критериев и в соответствии с условиями признания гражданина инвалидом, предусмотренными названными Правилами, обеспечивается реализация права конкретного лица на установление инвалидности, которая согласно действующему законодательству является основанием для предоставления мер социальной защиты. Определение наличия или отсутствия основания признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы. Критерии для установления групп инвалидности, в частности второй группы, нормативно определены.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вместе с тем, в нарушение положений статей 56, 57, 60 ГПК Российской Федерации каких-либо письменных доказательств о прохождении медико-социальной экспертизы в Бюро – филиале ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Черноморовой М.Н., как и медицинских документов, подтверждающих наличие у неё стойкого выраженного расстройства функций организма, обусловленного заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению категорий жизнедеятельности, на основании которого в ДД.ММ.ГГГГ была установлена ... группа инвалидности ..., в материалы дела не представлено.

Кроме того, из представленных в материалы дела документов следует, что Черноморовой М.Н. был нарушен порядок прохождения медицинского освидетельствования в Бюро –филиале ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>, так как направление на медико-социальную экспертизу не получала, в установленном порядке медико–социальную экспертизу не проходила, и медико-экспертные документы в службе МСЭ также отсутствуют.

Более того, в материалах дела также отсутствуют медицинские документы Черноморовой М.Н. о наличии какого-либо заболевания и подтверждающие факт наблюдения у специалиста, как непосредственно до установления группы инвалидности в ДД.ММ.ГГГГ г., так и ранее.

При этом, сам факт выдачи ДД.ММ.ГГГГ Бюро – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Черноморовой М.Н. справки об инвалидности серии МСЭ- данные обстоятельства также не подтверждает.

Также суд отмечает, что действующими в ДД.ММ.ГГГГ нормативно-правовыми актами не было предусмотрено установление инвалидности бессрочно при первичном освидетельствовании гражданина в бюро медико-социальной экспертизы.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Рассматривая ходатайство Черноморовой М.Н. о применении срока исковой давности для обращения с настоящими требованиями, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 195 Гражданского кодекса РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску, право которого нарушено.

Общий срок для защиты гражданских прав по иску лица, право которого нарушено (исковая давность), составляет три года (ст. 195, п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии со ст. 200 Гражданского кодекса РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено надлежащей стороной, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (абз. 2 п. 2 ст. 199 ГК РФ).

Срок исковой давности по требованию органа пенсионного обеспечения о признании недействительной справки об инвалидности следует исчислять с момента, когда такой орган в силу своей компетенции и полномочий узнал или должен был узнать о возможной утрате гражданином права на выплату пенсии по инвалидности.

Установлено, что основанием для обращения в суд явилось письмо ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ ГБ , согласно которому в ЕАВИИАС данных по освидетельствованию Черноморовой М.Н. не имеется.

В свою очередь, настоящее исковое заявление было направлено в суд в ноябре 2022 г.

При таких обстоятельствах, суд не может согласиться с заявлением ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что истец знал или мог узнать ранее о нарушении своих прав.

Определяя начало течения срока исковой давности по заявленным органом пенсионного обеспечения требованиям, суд исходит из дня, когда истец в силу своих компетенции и полномочий должен был узнать о нарушении прав.

Данные выводы суда подтверждаются Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.05.2019 № 5-КГ19-32.

Таким образом, оснований для отказа в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу не имеется.

В соответствии с частью 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и, согласно закрепленным в части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации принципом состязательности и равноправия сторон, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

    решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ <░░░░░> - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░ ░░░ «░░ ░░░ ░░ <░░░░░>» ░░░░░ ░░░- ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░- ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ... ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░            ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░ 2024 ░.

2-70/2024 (2-1747/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ГУ ОПФР по Ростовской области
Ответчики
Черноморова Мария Нестеровна
ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы"
Суд
Апшеронский районный суд Краснодарского края
Судья
Наумов Роман Александрович
Дело на сайте суда
apsheronsk--krd.sudrf.ru
07.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
07.11.2023Передача материалов судье
13.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.11.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.12.2023Предварительное судебное заседание
11.01.2024Судебное заседание

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее