УИД 32RS0017-01-2021-000078-87
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Комаричи Брянской области Дело №2-103/2021
13 апреля 2021 года
Комаричский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи- Кадыковой Е.С.,
при секретаре Вдовенковой Т.В.,
представителя истца- Мироновой М.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Парамоновой А. П. к Усожской сельской администрации Комаричского муниципального района Брянской области о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Миронова М.А., действуя в интересах Парамоновой А.П., обратилась в суд с иском к Усожской сельской администрации Комаричского муниципального района Брянской области о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования.
В обоснование иска указала, что является наследником к имуществу своей матери – С.И.Е., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
При жизни С.И.Е. принадлежал земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1300 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, о чем выдано свидетельство № на право собственности на землю от 15.04.1992.
Согласно сведениям из ЕГРН земельному участку присвоен кадастровый №.
После смерти наследодателя, Парамонова А.П. по незнанию пропустила установленный законом шестимесячный срок для принятия наследства, но фактически приняла наследство, вступила во владение и управление наследственным имуществом, забрала личные вещи, принимала меры к сохранности наследственного имущества.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив в порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования, истец просит суд признать за Парамоновой А.П. в порядке наследования право собственности на земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>
Истец Парамонова А.П., будучи надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, в порядке ст.48 ГПК РФ доверила представлять свои интересы Мироновой М.А.
В судебном заседании представитель истца Миронова М.А. исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить.
Ответчик - представитель администрации Усожской сельской администрации Комаричского муниципального района в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела. В направленном в адрес суда заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признал, о чем указано в письменном заявлении.
Третье лицо- представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области в лице Межмуниципального отдела по Комаричскому и Севскому районам в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, разрешение спора оставил на усмотрение суда.
Суд в соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ с учетом мнения представителя истца, определил рассмотреть дело в отсутствие истца, ответчика и третьего лица.
Выслушав представителя истца, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, оценив, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, С.И.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершая ДД.ММ.ГГГГ, является матерью Парамоновой А.П.
Данные обстоятельства подтверждаются: справкой смерти № от 14.01.2021, свидетельством о рождении № от 23.11.1936, свидетельством о заключении брака № от 28.11.1959.
Согласно ст. 1113 ГК РФ со смертью гражданина открывается наследство.
Статьей 1114 ГК РФ предусмотрено, что днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Пунктом 1 статьи 1112 ГК РФ предусмотрено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", следует, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, суды могут рассмотреть требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Согласно подп. 8 п. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
На основании статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, права на недвижимое имущество, возникшее до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В силу ст.69 Федерального закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В силу положений ч. 9 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие Земельного кодекса РФ" от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как разъяснено в п. 11 Постановления Верховного Суда РФ N 10 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой право собственности и других вещных прав", если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, то это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Согласно свидетельству на право собственности на землю № С.И.Е. принадлежал земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 0,13 га.
Из сведений Управления Росреестра по Брянской области следует, что земельный участок кадастровый №, общая площадь 1300 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, назначение - для ведения Личного подсобного хозяйства адрес: <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет как ранее учтенный 09.06.2005, был предоставлен С.И.Е. в собственность Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Комаричского района Брянской области 15.04.1992г.
Как следует из выписки из ЕГРН по состоянию на 20.02.2021, сведения о зарегистрированных правах на земельный участок, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1300 кв.м. отсутствуют.
Таким образом, представленными документами подтверждается, что на момент смерти С.И.Е. принадлежал земельный участок, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1300 кв.м. права на который не были оформлены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
На основании ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст.ст. 1142-1145 и 1148 ГК РФ.
В соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Как усматривается из материалов дела, наследником первой очереди после смерти С.И.Е. является истец – Парамонова А.П. Другой наследник первой очереди С.В.П. умер ДД.ММ.ГГГГ. На момент своей смерти С.И.Е. проживала одна.
В силу ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
На основании п.1 ст.1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно сведений с официального сайта Федеральной нотариальной палаты наследственных дел, после смерти С.И.Е., не заводилось.
В силу ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.п. 34-36 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 9 от 29 мая 2012 года «О судебной практике по делам о наследовании», наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Б.В.Д. пояснил, что после смерти матери С.И.Е. ее дочь Парамонова А.П. организовала похороны, жила некоторое время в доме матери, затем просила его брата – Б.С.Д. присмотреть за домом. Затем Парамонова А.П. разобрала жилой дом.
У суда нет оснований, ставить под сомнение истинность фактов, сообщенных свидетелем. Данных, о какой-либо заинтересованности свидетеля в исходе дела нет, его показания соответствуют и не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержаться в других собранных по делу доказательствах.
В данных действиях Парамоновой А.П. проявилось ее отношение к наследству, оставшемуся после смерти матери, как к своему собственному, в связи с чем, суд приходит к выводу, что истец фактически приняла наследство, оставшееся после смерти С.И.Е.
Принятие Парамоновой А.П. части наследства, оставшегося после смерти С.И.Е., в силу ч.2 ст.1152 ГК РФ также свидетельствует и о принятии ею наследства в виде земельного участка, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>
Представитель ответчика исковые требования признал, последствия признания иска и принятия его судом, предусмотренные ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, ему разъяснены и понятны, о чем указано в письменном заявлении.
С учетом того, что признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, последствия признания иска и принятия его судом ответчику разъяснены и понятны, суд оценив, представленные доказательства в их совокупности, полагает возможным принять признание иска ответчиком.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что иск Парамоновой А.П. о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.
Руководствуясь ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Парамоновой А. П. к Усожской сельской администрации Комаричского муниципального района Брянской области о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования - удовлетворить.
Признать за Парамоновой А. П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на земельный участок, площадью 1300 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>
Решение суда является основанием для государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области прав Парамоновой А. П. на земельный участок, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Комаричский районный суд Брянской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.С. Кадыкова
Резолютивная часть решения объявлена 13 апреля 2021 года.
Мотивированное решение составлено 19 апреля 2021 года.