Дело № 2-461/2024
УИД 74RS0005-01-2023-006521-67
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 января 2024 года г. Челябинск
Металлургический районный суд г. Челябинска в составе
председательствующего судьи Соха Т.М.,
при секретаре Силине Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Металлургического района г. Челябинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 91 г. Челябинска» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Металлургического района города Челябинска обратился в суд с иском к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 91 г. Челябинска» (далее - МАОУ «СОШ № 91 г. Челябинска») и просит возложить на МАОУ «СОШ № 91 г. Челябинска» обязанность установить клапаны регулировки температуры в системе теплопотребления и отопления, горячего водоснабжения в здании МАОУ «СОШ № 91 г. Челябинска» в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований ссылается на то, что была проведена проверка готовности к отопительному периоду 2022-2023 г.г. МАОУ «СОШ № 91 г. Челябинска» в отношении теплопотребляющей установки здания по адресу: г. Челябинск, ул. Жукова, 16. По результатам проверки выдан акт проверки готовности к отопительному периоду с особым мнением МУП «ЧКТС», согласно которому система теплопотребления объекта не может быть готова к предстоящему отопительному периоду до устранения нарушений действующего законодательства, до установки защитных устройств системы отопления и горячего водоснабжения, устройств для регулировки теплоотдачи на отопительных приборах. Прокурором района 28.06.2023 года директору МАОУ «СОШ № 91 г. Челябинска» было вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Однако, по результатам рассмотрения представления нарушения закона не устранены.
Представитель истца – помощник прокурора Металлургического района г. Челябинска Булах М.С. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика директор МАОУ «СОШ № 91 г. Челябинска» Еременко Л.А. в судебном заседании исковые требования согласилась в части. Пояснила, что предпринимаются меры для установки защитных устройств системы отопления и горячего водоснабжения, устройств для регулировки теплоотдачи на отопительных приборах. Учреждение готово установить автоматический регулятор температуры на системе ГВС. При возложении обязанности по установке автоматического регулятора на систему отопления, учреждение будет вынуждено нести материальные затраты. В случае восстановления работоспособности элеватора смешения установка автоматического регулятора на системы отопления не потребуется.
Представители третьих лиц Комитета по делам образования г. Челябинска, МУП «ЧКТС» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Заслушав пояснения помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Пунктом 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка определено, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Согласно положениям Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее по тексту Федеральный закон № 190-ФЗ) общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
В силу ст. 23.2 Федерального закона № 190-ФЗ под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок. Правила технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок устанавливают обязательные требования безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок и входящих в их состав зданий, помещений, сооружений и оборудования, в том числе требования к подготовке работников к выполнению трудовых функций в сфере теплоснабжения, связанных с эксплуатацией объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, и подтверждению готовности работников к выполнению таких трудовых функций. Теплоснабжающие организации, теплосетевые организации при осуществлении теплоснабжения и потребители тепловой энергии при потреблении тепловой энергии обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 190-ФЗ проверке готовности к отопительному периоду подлежат потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения
В силу п. 6 ст. 20 Федерального закона № 190-ФЗ проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Согласно п. 9.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 г. № 115 (далее по тексту Правила № 115) технические решения, производство строительно-монтажных работ на системах теплопотребления, а также средства автоматизации теплопотребляющих энергоустановок должны соответствовать требованиям действующих норм, правил, инструкций и стандартов.
В соответствии с п. 9.1.1 Правил № 115 в тепловых пунктах предусматривается размещение оборудования, арматуры, приборов контроля, управления и автоматизации, посредством которых осуществляется:
- преобразование вида теплоносителя или его параметров;
- контроль параметров теплоносителя;
- регулирование расхода теплоносителя и распределение его по системам потребления теплоты;
- отключение систем потребления теплоты;
- защита местных систем от аварийного повышения параметров теплоносителя;
- заполнение и подпитка систем потребления теплоты;
- учет тепловых потоков и расходов теплоносителя и конденсата;
- сбор, охлаждение, возврат конденсата и контроль его качества;
- аккумулирование теплоты;
- водоподготовка для систем горячего водоснабжения.
В тепловом пункте в зависимости от его назначения и конкретных условий присоединения потребителей могут осуществляться все перечисленные функции или только их часть.
Согласно п. 9.1.42 Правил № 115 автоматизация тепловых пунктов закрытых и открытых систем теплоснабжения обеспечивает:
- поддержание заданной температуры воды, поступающей в систему горячего водоснабжения;
- регулирование подачи теплоты (теплового потока) в системы отопления в зависимости от изменения параметров наружного воздуха с целью поддержания заданной температуры воздуха в отапливаемых помещениях;
- ограничение максимального расхода воды из тепловой сети на тепловой пункт путем прикрытия клапана регулятора расхода;
- поддержание требуемого перепада давлений воды в подающем и обратном трубопроводах тепловых сетей на вводе в центральные тепловые пункты или индивидуальные тепловые пункты при превышении фактического перепада давлений над требуемым более чем на 200 кПа;
- минимальное заданное давление в обратном трубопроводе системы отопления при возможном его снижении;
- поддержание требуемого перепада давлений воды в подающем и обратном трубопроводах систем отопления в закрытых системах теплоснабжения при отсутствии регуляторов расхода теплоты на отопление, на перемычке между обратным и подающим трубопроводами тепловой сети;
- включение и выключение подпиточных устройств для поддержания статического давления в системах теплопотребления при их независимом присоединении;
- защиту систем теплопотребления от повышения давления или температуры воды в них, при возможности превышения допустимых параметров;
- поддержание заданного давления воды в системе горячего водоснабжения;
- включение и выключение циркуляционных насосов;
- блокировку включения резервного насоса при отключении рабочего;
- защиту системы отопления от опорожнения;
- прекращение подачи воды в бак-аккумулятор или в расширительный бак при независимом присоединении систем отопления по достижении верхнего уровня в баке и включение подпиточных устройств при достижении нижнего уровня;
- включение и выключение дренажных насосов в подземных тепловых пунктах по заданным уровням воды в дренажном приямке.
Согласно п. 9.5.1 Правил № 115 температура воды в системе горячего водоснабжения поддерживается при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна.
Теплообменные аппараты оборудуются автоматическими регуляторами температуры, обеспечивающими температуру нагреваемой среды в соответствии с заданной, и контрольно-измерительными приборами (манометрами и термометрами) на входе и выходе греющей и нагреваемой среды (п. 10.1.8).
При рассмотрении дела судом установлено и не оспаривалось стороной ответчика, что в ходе проведения прокурором Металлургического района города Челябинска проверки исполнения законодательства по готовности к отопительному периоду 2022-2023 г.г. МАОУ «СОШ № 91 г. Челябинска» в отношении теплопотребляющей установки здания по адресу: г. Челябинск, ул. Жукова, 16, был выдан акт проверки готовности к отопительному периоду 2022-2023 г.г. № 531 от 06.09.2022 г. с особым мнением МУП «ЧКТС», что является приложением к акту проверки готовности к отопительному периоду 2022-2023 г.г. (л.д. 7, 10-12).
В особом мнении МУП «ЧКТС» к акту указано, что система теплопотребления объектов МАОУ «СОШ № 91 г. Челябинска» не может быть готова к предстоящему отопительному периоду до устранения нарушений действующего законодательства, в том числе из-за отсутствия защитных устройств системы отопления и ГВС (клан регулировки давления на обратном трубопроводе, клапаны регулировки температуры в системе теплопотребления отопления, ГВС) ( л.д. 7).
В адрес ответчика было направлено представление об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере от 28.06.2023 г. № 41-2023, однако, до настоящего времени данное представление не исполнено (л.д. 28-32).
Директором МАОУ «СОШ № 91 г. Челябинска» в адрес МУП «ЧКТС» было направлено письмо, в котором администрация школы просит рассмотреть возможность частичной реализации проекта капитального ремонта ИТП школы в связи с необходимостью установки клапанов регулировки температуры в системе теплопотребления и отопления, горячего водоснабжения в здании образовательного учреждения по адресу: г. Челябинск,, ул. Жукова, 16, и согласовать сроки установки защитных устройств системы (л.д. 57).
В адрес МАОУ «СОШ № 91 г. Челябинска» МУП «ЧКТС» были направлены технические условия на установку устройств защиты, управления параметрами теплоносителя и циркуляции в ИТП МАОУ «СОШ № 91 г. Челябинска» (л.д. 102, 103-104).
22 августа 2023 года была проведена проверка готовности к отопительному периоду 2023-2024 годов, по результатам которой составлен акт о готовности периоду с особым мнением об отсутствии защитных устройств системы отопления и ГВС (клан регулировки давления на обратном трубопроводе, клапаны регулировки температуры в системе теплопотребления отопления, ГВС). МАОУ «СОШ № 91 г. Челябинска» выдан паспорт готовности к отопительному периоду 2023 – 2024 годов (л.д. 97-101).
МУП «ЧКТС» выданы Технические условия № 54 ТУ от 20.03.2023 г., предложено предварительно провести предпроектное обследование объекта, выполнить проектные расчеты тепловых нагрузок (теплотехнический расчет) для установки (замены) тепловых приборов, приборов учета и управления параметрами потребления тепловой энергии; представить на согласование в МУП «ЧКТС» до поставки тепловых приборов, приборов учета и управления до начала производства монтажных работ (л.д. 102-104).
Из информационного письма МУП «ЧКТС» от 30.01.2024 г. № 622, направленного в адрес образовательного учреждения, следует, что схема подключения подогревателя горячего водоснабжения в здании школы двухступенчатая смешанная. Установка автоматического регулятора температуры при данной схеме подключения обязательна и дополнительного согласования не требует. Диаметр регулировочного клапана выбирается в соответствии с тепловой нагрузкой на ГВС, указанной в договоре на теплоснабжение. Для корректной работы автоматического регулятора температуры система водоснабжения здания школы должна быть оснащены линией рециркуляции. Внутренняя система отопления в здании зависимая с элеваторным присоединением. Данная схема подключения предусматривает снижение температуры в системе отопления за счет смешения теплоносителя из подающего и обратного трубопровода в камере смешения элеватора. так как в настоящее время подмес элеватора заглушен, узел смешения неисправен, в систему отопления школы подается теплоноситель из тепловой энергии напрямую без снижения температуры. Что может вызвать негативные последствия для работы внутренней системы отопления. повышение температуры отопительных приборов сверх допустимых значений, риски возникновения повреждений, вызывать разбалансировку работы: перегрев части отопительных приборов и при этом недогрев других отопительных приборов. Также несоблюдение режимов теплопотребления может вызвать повышенное накипеобразование, снижение теплоотдачи и сроков службы отопительной системы. Необходимо восстановить работу существующего узла смешения. при невозможности восстановления работы существующего необходимо выполнить замену (л.д. 112).
Согласно ответу МУП «ЧКТС» на судебный запрос, в соответствии с документами, а именно: паспортом теплового пункта, схемой теплового пункта, актом проверки готовности к отопительному сезону 2023/24 г.г. системы отопления и горячего водоснабжения не оснащены автоматическими регуляторами температуры. Таким образом, техническая возможность по установке автоматических регуляторов температуры в системе отопления и системе горячего водоснабжения здании школа по ул. Жукова, 16 имеется (л.д. 114 -118).
Из акта проверки (осмотра) от 30.01.2024 составленного помощником прокурора Металлургического района г. Челябинска совместно с директором МАОУ «СОШ № 91 г. Челябинска», представителем МУП «ЧКТС», следует, что произведен осмотр теплового пункта МАОУ «СОШ № 91 г. Челябинска» по адресу г. Челябинск, ул. Жукова, д. 91. В индивидуальном тепловом пункте отсутствуют автоматический регулятор температуры на системе ГВС, автоматический регулятор на системе отопления, элеватор смешения не работает. Техническая возможность установки регулятора на ГВС, отопления имеется. При восстановлении работоспособности элеватора установка автоматического регулятора на систему отопления не требуется. Система ГВС двухступенчатая смешанная (л.д. 113).
Таким образом, в силу действующего законодательства по подготовке к отопительному периоду требования прокурора о возложении на ответчика обязанности обоснованы.
Поскольку при восстановлении работоспособности элеватора установка автоматического регулятора на систему отопления не требуется, а установка автоматического регулятора на систему горячего водоснабжения в здании школы является обязательной, суд приходит к выводу о том, что осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие исправности узла смешения элеватора системы отопления, клапанов регулировки температуры в системе горячего водоснабжения, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства, и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних и нарушает их права и законные интересы, в связи с чем, необходимо возложить на МАОУ «СОШ № 91 г. Челябинска» обязанность по установке клапанов регулировки температуры в системе горячего водоснабжения, обязанность по восстановлению работоспособности узла смешения элеватора системы отопления в здании МАОУ «СОШ № 91 г. Челябинска» по адресу: г. Челябинск, ул. Жукова, д. 16.
Предложенный истцом срок исполнения ответчиком решения суда в течение 6-ти месяцев со дня в законную силу для МАОУ «СОШ № 91 г. Челябинска» суд находит недостаточным для исполнения ответчиком возложенных на него судом обязанностей, учитывая, что образовательным учреждением предпринимаются меры для установки клапанов регулировки температуры в системе горячего водоснабжения, по восстановлению работоспособности узла смешения элеватора системы отопления, выполнения возложенной обязанности требует финансирования, суд считает возможным установить срок исполнения обязанности в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 91 ░. ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ «░░░ № 91 ░. ░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░, ░. 16, ░ ░░░░░░░ 7 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.