Дело № 2-137/2022г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.
2 февраля 2023 г. г. Дербент.
Дербентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Магомедова А. Т. при секретаре Сулеймановой К. С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Байрамовой Гюльбахар Ахадовны к администрации муниципального образования «сельского поселение «<адрес>» о признании принявшей наследства и признании права собственности на квартиру в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Байрамова Г. А. обратилась в Дербентский районный суд РД с указанным иском, в обоснование которого указала, что сорок лет тому назад ее матери Тильпаровой Нурият была выделена квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ее мать умерла. После ее смерти открылось наследство, в состав которого вошла квартира за № 5, расположенная по указанному адресу.
В установленный законом срок она не обращалась к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Однако в течение 6-месячного срока ею, как наследником первой очереди, были совершены действия, свидетельствующие в соответствии с п. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации о фактическом принятии ею наследства. В частности, она вступила во владение наследственным имуществом- квартирой. Она проживает в квартире, принадлежащей наследодателю, пользуется вещами, принадлежавшими наследодателю, приняла меры по сохранению наследственного имущества, оплачивала за счет своих средств расходы на содержание наследственного имущества. Эти действия по фактическому принятию наследства были совершены ею в течение срока, установленного для принятия наследства - в течение 6 (шести) месяцев со дня открытия наследства. Кроме того, она обратилась к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство. При жизни матери право собственности на квартиру зарегистрировано не было. Нотариус не выдал ей свидетельство о праве на наследство по причине отсутствия надлежащих правоустанавливающих документов и рекомендовал обратиться в суд для установления права на неуказанное имущество, которое принадлежало ее матери.
На основании изложенного, истец просит признать ее, Байрамову Гюльбахар Ахадовну, принявшей наследство ее матери Тильпаровой Нурият в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, и признать за ней в порядке наследования право собственности на указанную квартиру.
Байрамова Г. А., извещенная о месте и времени судебного заседания, в суд не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
Ответчик - администрация сельского поселения «<адрес>» <адрес> извещена, своего представителя в суд не направила, просит рассмотреть дело в отсутствие ее представителя, в заявлении указала, что заявленные требования признает, просит удовлетворить предъявленные требования.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Байрамовой Г. А. подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что 3 марта 2002 года умерла Тильпарова Нурият, что подтверждается свидетельством о смерти, выданной 20 апреля 2022 года.
После ее смерти открылось наследство, в состав которого вошла квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
Наследником первой очереди после смерти ФИО5 являет ее дочь – истец Байрамова Г. А., что подтверждается свидетельством о рождении.
В ч. 1 ст. 1152 ГК РФ указано, что для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Байрамова Г. А. в установленный законом 6-ти месячный срок для принятия наследства к нотариусу не обращалась.
Вместе с тем, представленными материалами подтверждается, что на момент смерти наследодателя ФИО5 истец Байрамова Г. А. проживала совместно с ней (наследодателем), а после ее смерти продолжала проживать в принадлежащей ФИО5 квартире, тем самым, проживая в квартире и пользуясь ею и находящимся в ней имуществом, оплачивая за коммунальные услуги, она фактически вступила в наследство. Задолженности по оплате квартиры не имеется.
Данные обстоятельства подтверждаются выданными администрацией сельского поселения «<адрес>» справками от 1 февраля 2022 года, а также справкой ГУП «Геджух об отсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг.
Таким образом, Байрамова Г. А. фактически вступила в наследство после смерти ФИО5 в течение установленного законом 6-ти месячного срока.
В соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ч. 1 ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе, имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 69 ФЗ от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей (часть 1).
Администрация сельского поселения «<адрес>» исковые требования ФИО1 Байрамовой Г. А. признала, просит удовлетворить предъявленные требования.
В силу приведенных положений закона, спорная квартира принадлежала ФИО5, хотя к тому моменту регистрация права собственности не была осуществлена, в связи с чем указанное имущество подлежит включению в состав наследства после смерти ее смерти, соответственно, на это имущество следует признать право собственности истца.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Байрамовой Гюльбахар Ахадовны удовлетворить.
Признать Байрамову Гюльбахар Ахадовну принявшей наследство наследодателя ФИО7, умершей 3 марта 2002 года.
Признать за Байрамовой Гюльбахар Ахадовной в порядке наследования право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Магомедов А. Т.