РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 15 октября 2020 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи - Калинниковой О.А.,
при секретаре судебного заседания – Добиной Д.Д.,
с участием представителя административного истца Вяльцевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1762/2020 по административному исковому заявлению Циркова С.П. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Цирков С.П. обратился в Самарский областной суд с административным иском, в котором просит восстановить срок на обращение с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости и установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 285, 4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 19.08.2013 в размере 7 905 072 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец являлся собственником указанного выше объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого существенно превышает размер его действительной рыночной стоимости, определенный в Отчете об оценке, тем самым затронуты права и обязанности истца как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости помещения.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в судебном порядке.
В судебном заседании представитель административного истца Вяльцева М.В., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном иске.
Представители административных ответчиков - Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, заинтересованного лица - администрации городского округа Самара в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Участвующие в деле лица не направили письменных возражений.
В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования Циркова С.П. подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Установлено, что в период с 07.08.2015 по 14.07.2020 административный истец являлся собственником нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 285, 4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; объект снят с государственного кадастрового учета 23.07.2020, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о зарегистрированных правах на объект недвижимости от 09.09.2020, 28.08.2020.
Кадастровая стоимость нежилого помещения была определена в соответствии с удельными показателями, утвержденными постановлением Правительства Самарской области 14.03.2012 N 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» (Приложение № 2) и по состоянию на 19.08.2020 составила 15 759 602,49 руб., что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26.08.2020, актом ФГБУ «ФКП Росреестра».
Как разъяснено в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Согласно пункту 14 постановления Пленума № 28, требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Цирков С.П., будучи собственником спорного объекта недвижимости в период с 07.08.2015 по 14.07.2020, является плательщиком налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет муниципального образования - городской округ Самара. Налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является кадастровая стоимость нежилого помещения. Обязанность по уплате налога на имущество административным истцом в полной мере не исполнена, сохраняется право налогового органа на взыскание недоимки.
Таким образом, административный истец имеет законный интерес в установлении архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его действительной рыночной стоимости.
С учетом требований ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
По делу установлено, что сведения о кадастровой стоимости нежилого помещения внесены в ЕГРН 23.07.2013, иск подан в суд 29.09.2020. Таким образом, административным истцом пропущен пятилетний срок на обращение с административным иском, о восстановлении которого заявлено ходатайство.
Так как очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости Самарской области, в порядке, установленном ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», не проведена, расчет налоговых платежей на объекты недвижимости производится исходя из ранее установленной кадастровой стоимости, то с учетом конкретных обстоятельств дела суд приходит к выводу, что прежние результаты определения кадастровой стоимости нежилого помещения продолжают затрагивать права административного истца, в связи с чем, учитывая отсутствие иного способа защиты права, суд считает причину пропуска срока обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости уважительной и полагает возможным этот срок восстановить.
В обоснование требований Цирковым С.П. представлен Отчет об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства от 24.09.2020 № №, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью «РусОценка».
Из отчета усматривается, что объектом оценки являлось нежилое помещение с кадастровым номером №, итоговая величина рыночной стоимости которого, определенная по состоянию на 19.08.2013 составила 7 905 072 рубля.
Суд полагает, что примененные в отчете об оценке методики исследования, объём и этапы проведения оценки, подбор аналогов, выполнение расчётов, согласование полученных результатов, соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчету об оценке документами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Административными ответчиками и заинтересованными лицами не приведено доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорного объекта недвижимости, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере не представлено, ходатайств о проведении судебной экспертизы не заявлено. Оснований для назначения судебной экспертизы по инициативе суда не имеется.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в Отчете об оценке выводам у суда не имеется.
При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца с административным иском в суд является 29.09.2020, что следует отразить в резолютивной части решения.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск Циркова С.П. удовлетворить.
Восстановить срок на обращение в суд с административным иском об оспаривании кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером №.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 285,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 19.08.2013 и на период до 23.07.2020 в размере 7 905 072 рубля.
Датой подачи Цирковым С.П. заявления в суд считать 29.09.2020.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.А. Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 28.10.2020.
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(резолютивная часть)
г. Самара 15 октября 2020 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи - Калинниковой О.А.,
при секретаре судебного заседания – Добиной Д.Д.,
с участием представителя административного истца Вяльцевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1762/2020 по административному исковому заявлению Циркова С.П. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,
руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административный иск Циркова С.П. удовлетворить.
Восстановить срок на обращение в суд с административным иском об оспаривании кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером №.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 285,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 19.08.2013 и на период до 23.07.2020 в размере 7 905 072 рубля.
Датой подачи Цирковым С.П. заявления в суд считать 29.09.2020.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.А. Калинникова