КОПИЯ
Дело № УИД: 66RS0№-50
Мотивированное решение составлено 21.04.2022 г.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Первоуральск Свердловской области 14 апреля 2022 года
Первоуральский городской суд Свердловской области в составе председательствующего Сухоплюевой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Курбановой В.И.,
с участием:
ст. помощника прокурора г. Первоуральска - Евсеевой Э.В.
третьего лица - Вертипраховой М.М.,
представителя ответчиков – Жуковой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-673/2022 по иску Прокурора г. Первоуральска в интересах неопределённого круга лиц к Администрации городского округа Первоуральск, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск о возложении обязанности по организации мероприятий по строительству объектов инженерной инфраструктуры: системы коммунального водоснабжения, уличного освещения по адресам: пер. Заречный, пер. Лесной, пер. Уральский, ул. Калиновая с. Слобода Городского округа Первоуральск,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Первоуральска, действуя в рамках своих полномочий, обратился в суд с иском в защиту интересов несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации городского округа Первоуральск о возложении обязанности по организации мероприятий по строительству объектов инженерной инфраструктуры: системы коммунального водоснабжения, уличного освещения по адресам: пер. Заречный, пер. Лесной, пер. Уральский, ул. Калиновая с. Слобода Городского округа Первоуральск, в обоснование иска, указав, что Прокуратурой города Первоуральска проведена проверка по обращению ФИО10 и ФИО5 по факту отсутствия инфраструктуры в г. Первоуральске, с Слобода. В ходе проверки установлено, что Постановлением Администрации городского округа Первоуральск от ДД.ММ.ГГГГ № семье ФИО11 на основании п.3 ч.1 ст. 26 Закона Свердловской области от 07.07.2004 года № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» предоставлен земельный участок с кадастровым номером № по адресу: г. Первоуральск, с. Слобода для индивидуального жилищного строительства. За период с 2014 года более 50 земельных участков предоставлены многодетным семьям. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка посредствам принятия соответствующих нормативных актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка. Подпунком 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в собственность граждан, имеющих трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъекта РФ. В соответствии с указанной нормой, органами государственной власти субъектов РФ может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно. На основании п.3 ч.1 ст. 26 Закона от 07 июля 2004 года № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области», земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность бесплатно гражданам, состоящим на учете граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, установленных в частях 2 и 3 настоящего пункта. Вне очереди земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность бесплатно гражданам, указанным в абз 7 п.п. 3 п.2 ст. 22 указанного Закона Свердловской области и имеющих трех и более детей. В силу п.4 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро0, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов РФ и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных указанной категории граждан на бесплатной основе. Министерство регионального развития РФ, утверждая Приказом от 09.09.2013 г. № 372 Методические рекомендации субъектам РФ по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, также исходит из того, что при установлении процедуры формирования перечня земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, необходимо учитывать такие критерии, как транспортная доступность, обеспеченность объектами социальной и инженерной инфраструктуры, удовлетворительная экологическая обстановка, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе: магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям. В случае отсутствия обеспеченности земельных участков объектами инженерной инфраструктуры должна быть определена потребность в строительстве таких объектов и сроки такого строительства, расходы на подкаченные (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Согласно правой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в Определении от 09.11.2017 г. № 2516-О» По жалобе администрации города Барнаул на нарушение конституционных прав и свобод п.п. 4 и 5 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность граждан бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более, в отношении многодетных семей, как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом. Использование земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства зависит от возможности подключения домов к сетям инженерно-технического обеспечения, и соответственно, возможность реализации многодетными гражданами меры социальной поддержки по обеспечению жильем возникает только при условии исполнения муниципальными образованиями обязанности по созданию необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры. В нарушение требований Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», земельные участки не обеспечены надлежащей инфраструктурой, а именно: отсутствуют технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения в виде водоснабжения, отсутствует уличное освещение. На основании вышеизложенного, действуя в силу положений ст. 45 ГПК РФ, а также Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации, Прокуратур г. Первоуральска обратился с иском к Администрации городского округа Первоуральск с вышеуказанным иском.
В ходе судебного разбирательства, в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, действуя в рамках своих полномочий, Прокурор уточнил исковые требования, обратился с вышеуказанным иском в интересах неопределенного круга лиц.
Определением суда для участия в деле в качестве соответчика привечено Управлению жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск, в качестве третьих лиц без самостоятельных исковых требований МКУ Новоуткинское сельское территориальное управление Городского округа Первоуральск, ППМУП «Водоканал».
В ходе судебного разбирательства старший помощник прокурора г. Первоуральска Э.В. Евсеева исковые требования поддержала доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчиков Администрации городского округа Первоуральск, Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск Жукова Л.А., действующая на основании доверенности, в ходе судебного разбирательства исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск Администрации городского округа Первоуральск, дополнительно пояснив, что 06.06.2018 г. между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и ООО «Регионгеопроект» был заключен государственный контракт № Ф№(идентификационный код закупки: № №) о выполнении комплекса работ, необходимых для формирования земельных участков для индивидуального жилищного строительства льготным категориям граждан (территория городского округа Первоуральск, п. Кузино, №; п. Новоуткинск, №; п. Билимбай, №; с. Слобода, №; п. Перескачка, №), и проведение государственного кадастрового учета согласно техническому заданию. Постановлением Главы городского округа Первоуральск от 14.11.2018 г. № 67 «Об утверждении проектов планировки межевания территорий для формирования земельных участков для индивидуального жилищного строительства по адресу: городской округ Первоуральск Свердловской области», среди прочих был утверждён проект планировки и межевания территорий для формирования земельных участков для индивидуального жилищного строительства льготным категориям граждан – земельный участок в кадастровом квартале № села Слобода городской округа Первоуральск Свердловской области. Технико-экономические показатели проекта планировки по с. Слобода были описаны в проекте, подготовленном ООО «Регионгеопроект». Проектом планировки территории, межевания территории предусмотрено: сети водоснабжения, для теплоснабжения (отопления и горячего водоснабжения) новых объектов предлагается использование автономных источников, до момента прокладки газораспределительных сетей предлагается использование дровяных печей; предусматривается прокладка сетей электроснабжения 0.4 кВ от существующих поселковых источников до новой трансформаторной подстанции ТП 10/0.4 кВ. расчетный объем электропотребления – 110,055 кВт; расчетные показатели общего объема газопотребления включают расходы природного газа на коммунально-бытовые и отопительные нужды жилых и общественных зданий и составляют 130,89 м.куб./час. Решение о проектировании и строительстве систем водоснабжения на спорной территории и источниках финансирования данных работ органом местного самоуправления на сегодняшний момент не принималось. Исполнение Администрацией городского округа Первоуральск своих полномочий в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется строго в рамках предусмотренных бюджетных ассигнований. На территории с. Слобода имеется скважина водоснабжения, которая находится в оперативном управлении сельского территориального управления. Вопрос организации водоснабжения возможен в следующем порядке. Органом местного самоуправления в соответствии с федеральным законом от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определяется гарантирующий поставщик холодного водоснабжения. На территории городского округа Первоуральск основным гарантирующим поставщиком является ПМУП «Водоканал». При наличии на территории водоснабжающей организации прокладка сетей водоснабжения производится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», согласно указанным Правилам потребитель для технологического присоединения к сетям водоснабжения обращается непосредственно в водоснабжающую организацию. Таким образом, органом местного самоуправления может быть определена водоснабжающая организация на территории села Слобода в целях организации водоснабжения. Организация уличного освещения вдоль автомобильных дорог по спорным улицам бюджетом 2022 года, плановым периодом 2023-2024 года не предусмотрена, земельные участки не стоят на кадастровом учете, не включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения. Приоритетное значение имеют улицы существующей застройки, на данных участках жилая застройка отсутствует. Кроме того в 2022 году запланировано обустройство уличного освещения по ул. Новой.
Третье лицо без самостоятельных исковых требований Вертипрахова М.М. исковые требования поддержала, пояснив, что им как многодетной семье был выделен земельный участок под индивидуальное жилищное строительство в с. Слобода. Первоначально они хотели продать данный участок, но затем решили обустроить его для детей. Однако осуществлять какие- либо работы за данном участке затруднительно, отсутствует необходимая инженерная инфраструктура, дороги, нет воды, света. Многие семьи не могут даже определить границы своих участков и по этой причине, в том числе, не ведут строительство.
Третьи лица без самостоятельных исковых требований МКУ Новоуткинское сельское территориальное управление Городского округа Первоуральск, ППМУП «Водоканал» в судебное заседание представителей не направили, о слушании дела извещены своевременно и надлежащим образом, возражений по существу иска не представили.
Представитель МКУ Новоуткинское сельское территориальное управление Городского округа Первоуральск своим заявлением в адрес суда ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Согласно ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Как разъяснено в п. 67, 68 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение. Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п.1 ст. 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи, с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Статья 165.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Информация о месте и времени рассмотрения дела судом, указана публично, путем размещения информации на сайте суда за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию.
С учетом изложенного, и поскольку участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующему в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, в соответствии с ч.4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает возможным рассмотреть дело по существу при данной явке.
Суд, выслушав в ходе судебного разбирательства прокурора, представителя ответчиков Администрации городского округа Первоуральск, Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск, третье лицо без самостоятельных исковых требований, исследовав письменные доказательства по делу, считает иск подлежащим удовлетворению частично по - следующим основаниям.
На основании ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу положений ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу положений ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
На основании ч.1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В силу ч.4 ст. 67.1 Конституции РФ дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России.
Согласно ч.1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу положений ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», на основании ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка посредствам принятия соответствующих нормативных актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.
Подпунком 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в собственность граждан, имеющих трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъекта РФ. В соответствии с указанной нормой органами государственной власти субъектов РФ может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на у чете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
На основании п.3 ч.1 ст. 26 Закона от 07 июля 2004 года № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области», земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность бесплатно гражданам, состоящим на учете граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, установленных в частях 2 и 3 настоящего пункта. Вне очереди земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность бесплатно гражданам, указанным в абз 7 п.п. 3 п.2 ст. 22 указанного Закона Свердловской области и имеющих трех и более детей.
В силу п.4 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов РФ и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных указанной категории граждан на бесплатной основе.
Министерство регионального развития РФ, утверждая Приказом от 09.09.2013 г. № 372 методические рекомендации субъектам РФ по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, также исходит из того, что при установлении процедуры формирования перечня земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, необходимо учитывать такие критерии, как транспортная доступность, обеспеченность объектами социальной и инженерной инфраструктуры, удовлетворительная экологическая обстановка, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе: магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям. В случае отсутствия обеспеченности земельных участков объектами инженерной инфраструктуры должна быть определена потребность в строительстве таких объектов и сроки такого строительства, расходы на подкаченные (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно правой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в Определении от 09.11.2017 г. № 2516-О» По жалобе администрации города Барнаул на нарушение конституционных прав и свобод п.п. 4 и 5 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность граждан бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более, в отношении многодетных семей, как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом. Использование земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства зависит от возможности подключения домов к сетям инженерно-технического обеспечения, и соответственно, возможность реализации многодетными гражданами меры социальной поддержки по обеспечению жильем возникает только при условии исполнения муниципальными образованиями обязанности по созданию необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры.
В соответствии со ч.2 ст. 3 Устава городского округа Первоуральск, в состав территории городского округа Первоуральск входит, в том числе, населенный пункт с. Слобода.
В силу ст. 6 Устава городского округа Первоуральск к вопросам местного значения городского округа Первоуральск относятся, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа; обеспечение проживающих в городском округа и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного строительства, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что в связи с обращением к Прокурору г. Первоуральска ФИО10, ФИО7, а также иных собственников земельных участков, расположенных по пер. Заречный, пер. Лесной, пер. Уральский, ул. Калиновая с. Слобода Городского округа Первоуральск (л.д.13, 17-18), на основании Решения Прокурора города Первоуральска о проведении проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, в период с 11.08.2021 г. по 10.09.2021 г. проведена проверка в отношении Администрации ГО Первоуральск на предмет исполнения требований законодательства при обеспечении выделенных земельных участков многодетным семьям инженерной инфраструктурой (л.д.16). В ходе которой установлено, и не оспаривалось в ходе судебного разбирательства представителем ответчиков, что в соответствии с положениями Закона Свердловской области от 07.07.2004 года № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» многодетным семьям предоставлены земельные участки для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и ООО «Регионгеопроект» был заключен государственный контракт № №(идентификационный код закупки: №) о выполнении комплекса работ, необходимых для формирования земельных участков для индивидуального жилищного строительства льготным категориям граждан (территория городского округа Первоуральск, п. Кузино, №; п. Новоуткинск, №; п. Билимбай, №; с. Слобода, №; п. Перескачка, №), и проведение государственного кадастрового учета согласно техническому заданию. Постановлением Главы городского округа Первоуральск № 67 от 14.11.2018 г. утвержден проект планировки и межевания территории для формирования земельных участков для индивидуального жилищного строительства льготным категориям граждан, в том числе, земельный участок в кадастровом квартале № села Слобода городского округа Первоуральск. Указанным проектом предусмотрено сети водоснабжения, для теплоснабжения (отопления и горячего водоснабжения) новых объектов предлагается использование автономных источников, до момента прокладки газораспределительных сетей предлагается использование дровяных печей; предусматривается прокладка сетей электроснабжения 0.4 кВ от существующих поселковых источников до новой трансформаторной подстанции ТП 10/0.4 кВ. расчетный объем электропотребления – 110,055 кВт; расчетные показатели общего объема газопотребления включают расходы природного газа на коммунально-бытовые и отопительные нужды жилых и общественных зданий и составляют 130,89 м.куб./час. В рамках муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ в 2021 году произведены работы по ремонту автомобильных дорог в границах кварталов земельных участков, предоставленных льготным категориям граждан, в том числе, с. Слобода по ул. Калиновая, ул. березовая, ул. Новая. Указанные автомобильные дороги включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения. В 2021 году работы по строительству объектов инженерной инфраструктуры: системы коммунального водоснабжения, уличного освещения, электроснабжения по адресам: пер. Заречный, пер. Лесной, пер. Уральский, ул. Калиновая в с. Слобода Администрацией городского округа Первоуральск не выполнялись (л.д.40). На дату рассмотрения настоящего спора работы по организации и строительству объектов инженерной инфраструктуры: системы коммунального водоснабжения, уличного освещения по адресам: пер. Заречный, пер. Лесной, пер. Уральский, ул. Калиновая с. Слобода Городского округа Первоуральск не осуществлялись, что не оспаривалось в ходе судебного разбирательства представителем ответчика, а также соответствует пояснениям третьего лица без самостоятельных исковых требований ФИО2
В обоснование своей позиции делу представитель ответчиков ссылается на исполнение Администрацией городского округа Первоуральск своих полномочий в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» строго в рамках предусмотренных бюджетных ассигнований, возможностью организации водоснабжения с учетом имеющейся в с. Слобода скважины водоснабжения и определения гарантирующей водоснабжающей организации. Организация уличного освещения вдоль автомобильных дорог по спорным улицам бюджетом 2022 года, плановым периодом 2023-2024 года не предусмотрена, земельные участки не стоят на кадастровом учете, не включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения. Приоритетное значение имеют улицы существующей застройки, на данных участках жилая застройка отсутствует. Кроме того в 2022 году запланировано обустройство уличного освещения по ул. Новой.
Однако суд не может согласиться с данным мнением ответчиков, поскольку в силу вышеприведенных норм права, а также положений п. 17 Методических рекомендаций субъектам РФ по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 09.09.2013 года № 372, при установлении случаев и порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, рекомендуется предусмотреть процедуру поиска и формирования перечней земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена. В целях отбора земельных участков рекомендуется использовать следующие критерии; транспортная доступность; удовлетворительная экологическая обстановка (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов, в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.); существующая обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; наличие или сроки строительства объектов социальной инфраструктуры, коммунального обслуживания и торговли; другие критерии в зависимости от целей предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков. Кроме того, принимая во внимание гарантированную Конституцией социальную защиту граждан, имеющих двух и более детей, особого социального характера предоставления земельных участков как меры социальной поддержки многодетным семьям, в случае предоставления земельного участка с отсутствующей инфраструктурой, смыслом и задачами государства, а также органов местного самоуправления, исходя из их целей и задач, в рамках имеющихся полномочий должны быть предприняты первоочередные и исчерпывающие меры для организации водоснабжения и водоотведения, уличного освещения для указанной категории лиц, что соответствует правой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ, содержащейся в Определении от 09.11.2017 г. № 2516-О» По жалобе администрации города Барнаул на нарушение конституционных прав и свобод п.п. 4 и 5 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также ст. ст. 16, 34, 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 14, п.п. 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в п. 7 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ.
Согласно п. 12 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, под территорией общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Поэтому, согласно пункту 11.4 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89", в улично-дорожную сеть населенных пунктов входят не только магистральные городские дороги, но "улицы и дороги местного значения", включая транспортные и пешеходные связи на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы районного значения.
Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.
На основании вышеизложенного, факт того, что спорные земельные участки не поставлены на кадастровый учет, не включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, с учетом их социальной правой природы, по мнению суда, не является основанием для освобождения ответчиков от обязанности по надлежащему исполнению обязанности по организации улично-дорожного освещения.
Определяя надлежащего ответчика, суд исходит из следующего.
В силу ч. 1 ст. 322 Гражданского кодекса РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
В силу ст. 6 Устава городского округа Первоуральск к вопросам местного значения городского округа Первоуральск относятся, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа; обеспечение проживающих в городском округа и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного строительства, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В силу ст. 30 Устава городского округа Первоуральск Администрация городского округа Первоуральск -исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных ст. 6 Устава, и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.
На основании ст. 31 Устава к полномочиям Администрация городского округа отнесены, в том числе, вопросы местного значения разработка и организация выполнения стратегии социально-эконмического городского округа; организация строительства муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; создание условий для органиазции в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержание муниципального фонда, создание условий для жилищного строительства.
Согласно ч.4 ст. 38 Устава городского округа Первоуральск к компетенции Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, дорожной деятельности; Организация освещения улиц.
Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что обязанности по организации строительства объектов инженерной инфраструктуры: системы коммунального водоснабжения, уличного освещения по адресам: пер. Заречный, пер. Лесной, пер. Уральский, ул. Калиновая с. Слобода Городского округа Первоуральск должна быть возложена на указанных юридических лиц солидарно.
В силу положений ч.2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" при установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Суд, учитывая возможности ответчиков по исполнению данного решения, порядок и сроки формирования местного бюджета, бюджета на 2022 года, планового периода 2023-2024 г.г., фактические обстоятельства дела, считает разумным установить срок для исполнения ответчиками возложенной судом на них обязанности до 01.09.2024 г.
руководствуясь ст. ст. 12, 14, 39, 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: ░░░. ░░░░░░░░, ░░░. ░░░░░░, ░░░. ░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 01.09.2024 ░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: ░░░. ░░░░░░░░, ░░░. ░░░░░░, ░░░. ░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░.░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>