Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
29 февраля 2024 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при помощнике Назаровой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-733/2024 по административному исковому заявлению ФИО2 об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий рыночной стоимости,
с участием представителя административного истца по доверенности ФИО4,
у с т а н о в и л :
ФИО2 обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просил установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 63:06:0305003:312 равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 года в размере 9 322 000 руб., нежилого здания с кадастровым номером 63:06:0305003:375 - в размере 16 226 000 руб.
В обоснование заявленных требований ФИО2 указал, что является собственником названных нежилых зданий, кадастровая стоимость которых превышает размер их рыночной стоимости, чем нарушает его права как плательщика налога на имущество.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Административные ответчики: Министерство имущественных отношений Самарской области, Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, заинтересованные лица: ГБУ СО ЦКО, ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Самарской области, Администрация г.о. Отрадный не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований ГБУ СО ЦКО был представлен письменный отзыв, в котором оно указало, что определенная уточненным отчетом об оценке рыночная стоимость нежилых зданий находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемые нежилые здания, просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Администрация г.о. Отрадный представила письменный отзыв.
В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно статье 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» № 237 от 3 июля 2016 года результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Одним из оснований для оспаривания кадастровой стоимости является установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, ФИО2 на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 63:06:0305003:312 площадью 758,2 кв.м. и нежилое помещение с кадастровым номером 63:06:0305003:375 площадью 1116,8 кв.м,, расположенные по адресу: Самарская область, г. Отрадный, ул. Советская, д. 40.
Кадастровая стоимость нежилых зданий утверждена приказом Министерства имущественных отношений Самарской области № 2451 от 25.11.2021 года по состоянию на 1 января 2021 в следующих размерах: нежилого здания с кадастровым номером 63:06:0305003:312 - в размере 10 113 678,75 руб., нежилого здания с кадастровым номером 63:06:0305003:375- в размере 21 936 844,06 руб.
Считая кадастровую стоимость нежилых зданий завышенной и нарушающей его права как плательщика налога на имущество, административный истец 29 декабря 2023 года обратился суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке № 12/12/2023 от 28 декабря 2023 года, выполненный обществом с ограниченной ответственностью «Союз Строительных Экспертов», которым рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 63:06:0305003:375 определена по состоянию на 1 января 2021 года в размере 16 226 000 руб., нежилого здания с кадастровым номером 63:06:0305003:312 - в размере 7 265 000 руб. по состоянию на ту же дату.
На отчет об оценке в отношении нежилого здания с кадастровым номером 63:06:0305003:312 ГБУ СО ЦКО представило письменные замечания.
В связи с этим административный истец представил в суд скорректированный отчет об оценке № 12/12/2023 от 28.12.2023 года, которым рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 63:06:0305003:375 определена по состоянию на 1 января 2021 года в размере 16 226 000 руб., нежилого здания с кадастровым номером 63:06:0305003:312 - в размере 9 322 000 руб. по состоянию на ту же дату.
Давая оценку скорректированному отчету об оценке, суд отмечает, что оценка выполнена по состоянию на 1 января 2021 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости нежилых зданий. Приведённые в отчете выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался федеральными стандартами оценки, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах, отчет содержит определение рыночной стоимости на основе качественных и количественных характеристик объектов оценки, анализа рынка недвижимости и выявления ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, расчетов величин рыночной стоимости, приведенных в рамках выбранных оценщиком сравнительного и доходного подходов. Суждение о величинах рыночной стоимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств иной величины рыночной стоимости нежилых зданий, а также замечаний к отчету об оценке сторонами не представлено.
Стороны не заявили ходатайств о назначении судебной экспертизы, и суд оснований для назначения судебной экспертизы не усматривает.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что определённая отчетом об оценке рыночная стоимость нежилых зданий по состоянию на 1 января 2021 года является достоверной величиной, в связи с чем требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 29 декабря 2023 года, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования ФИО2 удовлетворить
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 63:06:0305003:312 площадью 758,2 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, город Отрадный, ул. Советская, д. 40, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 9 322 000 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 63:06:0305003:375 площадью 1116,8 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, город Отрадный, ул. Советская, д. 40, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 16 226 000 руб.
Датой обращения административного истца в суд считать 29 декабря 2023 года.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме
Судья: Т.А. Родина
Мотивированное решение изготовлено 4 марта 2024 года.