Дело № 2-1294/2022
57RS0026-01-2022-001789-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2022 года г. Орел
Орловский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Лядновой Э.В.,
при секретаре Макаровой К.А.,
с участием представителя истца – заместителя Орловского природоохранного межрайонного прокурора Пивченко А.А.,
представителя ответчика ООО «ЛЕКС» Мерцалова С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского районного суда Орловской области гражданское дело по иску Орловского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ЛЕКС» о понуждении к выполнению мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений,
установил:
Орловский природоохранный межрайонный прокурор обратился в Орловский районный суд Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ЛЕКС» с иском о понуждении к выполнению мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в обосновании иска указал, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (далее – ГТС), расположенных на территории Орловской области, в результате которой было установлено, что ООО «ЛЕКС» надлежащим образом не решены вопросы обеспечения безопасности ГТС, находящегося в собственности ответчика. Эффективная система управления, распоряжения, контроля и обеспечения безопасности таких ГТС, позволяющая предотвратить риски возникновения природных и техногенных происшествий, приводящих к разрушению зданий, сооружений, коммуникаций, нанесению ущерба окружающей природной среде, вреда жизни, здоровью, имуществу граждан, не организована. Основные требования безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации ГТС, обязанности собственников ГТС и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности ГТС установлены Федеральным законом «О безопасности гидротехнических сооружений» от Дата № 117-ФЗ. В результате проверки установлено, что в собственности ООО «ЛЕКС» с Дата находится гидротехническое сооружение с кадастровым номером 57:10:0000000:1572, расположенное на ручье Безымянный у д. <адрес>. Вместе с тем, со стороны собственника названного ГТС обязательные требования в части безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения, предусмотренные ст.7, 9, 17 Федерального закона №117-ФЗ, собственником не исполняются.
На ГТС на ручье Безымянный у д. <адрес> разработан технический паспорт, в котором указаны основные технические характеристики объекта недвижимости. В рамках соблюдения требований нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности гидротехнический сооружений Орловской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки установлено, что в нарушение требований ст.ст. 7, 9 Федерального закона от Дата №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственником ГТС – ООО «ЛЕКС», не обеспечено соблюдение обязательных требований при эксплуатации ГТС, так отсутствует декларация безопасности ГТС, соответствующие сведения не внесены в Российский регистр гидротехнических сооружений, не определена эксплуатирующая организация и, следовательно, отсутствуют правила эксплуатации ГТС. В связи с выявленными нарушениями директор ООО «ЛЕКС» привлечен к административной ответственности по ст.9.2 КоАП РФ за нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений к административному штрафу в размере двух тысяч рублей. Названные меры, установленные Федеральным законом № 117-ФЗ, не могут быть реализованы по причине бездействия ООО «ЛЕКС», которое, являясь собственником указанного гидротехнического сооружения, допускает его эксплуатацию в отсутствие декларации безопасности, составление которой и направлено на обеспечение требований ст. ст.3, 9 Федерального закона от Дата №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». В данном случае принятые Приокским Управлением Ростехнадзора меры явились недостаточными и не позволили устранить нарушения законодательства в деятельности ответчика, что требует применения к нему гражданско-правовой ответственности путем понуждения к устранению этих нарушений в судебном порядке. У собственника ГТС – ООО «ЛЕКС», отсутствуют декларация безопасности гидротехнического сооружения, являющаяся основным документом, содержащим сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности, не разработана, предшествующее этому обследование гидротехнического сооружения, расчет вероятностного вреда, его согласование Управлением экологической безопасности и природопользования Орловской области собственником не обеспечено. В отсутствии декларации безопасности ГТС сведения о гидротехническом сооружении соответственно не могут быть внесены в Российский регистр гидротехнических сооружений. При эксплуатации ГТС соблюдение установленных законодательством требований безопасности не обеспечено. Фактически техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт ГТС не осуществляются, систематический мониторинг за показателями состояния гидротехнического сооружения, оценка безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, состояния прилегающих территорий не обеспечиваются. Комплексные мероприятия по предотвращению аварии гидротехнического сооружения, максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС не разработаны и не реализуются. Финансирование мероприятий по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения не предусматривается, фактически не осуществляется. Указанной ситуации способствует не принятие ООО «ЛЕКС» мер по определению эксплуатирующей организации и службы эксплуатации ГТС на ручье Безымянный у д. <адрес>, имеющей в штате соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников, на которую могут быть возложены обязанности по соблюдению требований безопасности при ее эксплуатации. Непринятие мер по обеспечению безопасности ГТС при длительных неудовлетворительных условиях эксплуатации без разрешительной и проектной документации, при отсутствии контроля за их безопасностью, создает реальную угрозу их обрушения, возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозу экологической безопасности, причинения ущерба гражданам, объектам жизнеобеспечения населения. Подобное бездействие ответчика может повлечь непредсказуемые последствия для окружающей среды, нарушает гарантированные статьями 42 Конституции РФ, 3, 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на безопасную среду обитания и условия жизнедеятельности, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения природных и техногенных происшествий.
Орловский природоохранный межрайонный прокурор с учетом своих исковых требований просит обязать ООО «ЛЕКС» в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать декларацию о безопасности гидротехнического сооружения (плотины), расположенного по адресу: <адрес>, на ручье Безымянный у д. Гавриловская, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от Дата № «О декларировании безопасности гидротехнического сооружения» и представить ее в Приокское управление Ростехнадзора для внесения сведений о нем в Российский регистр гидротехнических сооружений; определить эксплуатирующую организацию в отношении указанного гидротехнического сооружения, имеющую в штате соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников и службу эксплуатации гидротехнического сооружения
В судебном заседании представитель истца – заместитель Орловского природоохранного межрайонного прокурора Пивченко А.А. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика – ООО «ЛЕКС» Мерцалов С.С. по доверенности с заявленными требования истца не согласился, пояснив, что все требования, которые были заявлены истцом, ответчиком выполняются.
Представитель третьего лица Приокского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, причина неявки в суду не известна.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд читает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст.3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от Дата №117-ФЗ к гидротехническим сооружениям относятся плотины, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод.
Безопасность гидротехнических сооружений определяет свойство ГТС, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов. Обеспечение безопасности гидротехнического сооружения предусматривает разработку и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
В ст.8 Федерального закона № 117-ФЗ указано, что обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
В силу ст.9 Федерального закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы; гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Статьей 9 Федерального закона № 117-ФЗ предусмотрена обязанность владельцев ГТС обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.
Исходя из положений данного федерального закона сведения в Регистр вносятся на основании декларации безопасности, которая в силу ст.8 настоящего Федерального закона является одним из общих требований обеспечения безопасности ГТС.
Согласно ст.3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от Дата № 117-ФЗ декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Декларация безопасности проектируемых гидротехнических сооружений разрабатывается в составе проектной документации на строительство (реконструкцию) гидротехнических сооружений, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, и представляется в орган надзора для внесения сведений о проектируемом гидротехническом сооружении в Российский регистр гидротехнических сооружений.
Пунктом 7 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от Дата №, установлено, что разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, консервируемых или ликвидируемых, предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником и (или) эксплуатирующей организацией, а в случае с гидротехническими сооружениями, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого находятся указанные сооружения, с обязательным участием представителей органа надзора.
Критерием необходимости декларирования безопасности ГТС выступают сведения для определения величины финансового обеспечения ответственности вместе с обоснованием сценария аварии гидротехнического сооружения, в результате которой может быть причинен вероятностный вред.
В силу ст.10 Федерального закона №117-ФЗ, п. 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденного постановлением Правительства РФ от Дата №, расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред.
В ст.17 Федерального закона № 117-ФЗ указано, что собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.
Согласно ст.19 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от Дата № 117-ФЗ нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются: непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью; нарушение обязательных требований при эксплуатации гидротехнических сооружений.
Статьей 19 Федерального закона № 117-ФЗ установлено, что должностные и иные лица за нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, совершение действий (бездействие), приведших к снижению безопасности гидротехнических сооружений или к возникновению чрезвычайных ситуаций, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Постановлением Правительства РФ от Дата № утверждено Положение об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался.
В пункте 2 названного Положения указано, что эксплуатация гидротехнического сооружения осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации этого сооружения, утверждаемыми собственником этого сооружения и (или) эксплуатирующей организацией по согласованию с органом государственного надзора.
В силу пункта 3 Положения собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую требованиям к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленным законодательством Российской Федерации, квалификацию работников эксплуатирующей организации; содержать в исправном состоянии гидротехническое сооружение, своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению его безопасности; обеспечивать соблюдение обязательных требований; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
В судебном заседании установлено следующее.
Согласно информации Приокского управления Ростехнадзора Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
В результате проверки установлено, что ООО «ЛЕКС» надлежащим образом не решены вопросы обеспечения безопасности ГТС, находящихся в его собственности. Эффективная система управления, распоряжения, контроля и обеспечения безопасности таких ГТС, позволяющая предотвратить риски возникновения природных и техногенных происшествий, приводящих к разрушению зданий, сооружений, коммуникаций, нанесению ущерба окружающей природной среде, вреда жизни, здоровью, имуществу граждан, не организована.
Основные требования безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации ГТС, обязанности собственников ГТС и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности ГТС установлены Федеральным законом «О безопасности гидротехнических сооружений» от Дата № 117-ФЗ.
Из выписки из ЕГРН от Дата усматривается, что ООО» ЛЕКС» является собственником гидротехнического сооружения (плотина) с Дата с кадастровым номером 57:10:0000000:1572, назначение: гидротехнические сооружения, протяженностью 160 м, расположенного по адресу: <адрес>, на ручье Безымянный в д. Гавриловская. На указанное ГТС разработан технический паспорт, в котором указаны основные технические характеристики объекта недвижимости.
В рамках соблюдения требований нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности гидротехнический сооружений Орловским межрайонным прокурором Дата была проведена плановая выездная проверка гидротехнического сооружения, расположенного по вышеуказанному адресу.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ст.ст.7, 9 Федерального закона от Дата №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственником ГТС – ООО «ЛЕКС», не обеспечено соблюдение обязательных требований при эксплуатации ГТС. Так отсутствует декларация безопасности ГТС, соответствующие сведения не внесены в Российский регистр гидротехнических сооружений, не определена эксплуатирующая организация и, следовательно, отсутствуют правила эксплуатации ГТС.
В связи с выявленными нарушениями директор ООО «ЛЕКС» был привлечен к административной ответственности по ст.9.2 КоАП РФ за нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений к административному штрафу в размере двух тысяч рублей.
Названные меры, установленные Федеральным законом № 117-ФЗ, не могут быть реализованы по причине бездействия ООО «ЛЕКС», которое, являясь собственником указанного гидротехнического сооружения, допускает его эксплуатацию в отсутствие декларации безопасности, составление которой и направлено на обеспечение требований статей 3, 9 Федерального закона от Дата № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
Принятые Приокским Управлением Ростехнадзора меры явились недостаточными и не позволили устранить нарушения законодательства в деятельности ответчика, что требует применения к нему гражданско-правовой ответственности путем понуждения к устранению этих нарушений в судебном порядке.
Вместе с тем, со стороны собственника названного ГТС обязательные требования в части безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения, предусмотренные ст.7, 9, 17 Федерального закона № 117-ФЗ, собственником не исполняются.
В нарушение требований ст.ст. 3, 7, 9 Федерального закона от Дата № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»; ст.3 Федерального закона от Дата № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» декларация безопасности гидротехнического сооружения, которая является основным документом, содержащим сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности, для вышеуказанного ГТС на ручье Безымянный у д. <адрес> собственником не разработана, предшествующие разработке и подаче декларации безопасности гидротехнического сооружения регулярные обследования собственником ГТС не организованы и не проводятся.
При таких обстоятельствах, при непрерывной эксплуатации ГТС соблюдение установленных законодательством требований безопасности собственником не обеспечено, меры по обеспечению безопасной эксплуатации ГТС, установленные Федеральным законом № 117-ФЗ, в настоящее время не могут быть реализованы по причине бездействия собственника указанного гидротехнического сооружения, допускающего его эксплуатацию в отсутствие декларации безопасности, составление которой и направлено на обеспечение требований Федерального закона от Дата N117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», а также в отсутствие определения эксплуатирующей организации в отношении указанного ГТС.
Таким образом, до настоящего времени у собственника гидротехнического сооружения вблизи д. <адрес> отсутствуют предусмотренные законом разрешительные документы, удостоверяющие права эксплуатирующей организации в отношении указанного ГТС. Следовательно, в отсутствие декларации безопасности ГТС сведения об указанном гидротехническом сооружении не могут быть внесены в Российский регистр гидротехнических сооружений. В свою очередь, невнесевие в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, находящемся в эксплуатации, свидетельствует об отсутствии разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения.
В отношении указанного ГТС собственником не приняты меры по определению эксплуатирующей организации или службы эксплуатации ГТС, имеющих в штате соответствующих обязательным квалификационным требованиям работников, на которых могут быть возложены обязанности по соблюдению требований безопасности при их эксплуатации. Обученные, аттестованные по вопросам безопасной эксплуатации ГТС специалисты в ООО «ЛЕКС» также отсутствуют. Фактически техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт ГТС, находящегося в собственности ООО «ЛЕКС», не осуществляются, систематический мониторинг за показателями состояния ГТС специально уполномоченными лицами не обеспечивается. Комплексные мероприятия по предотвращению аварии гидротехнического сооружения, максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС не разработаны и не реализуются. Финансирование мероприятий по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения не предусматривается, фактически не осуществляется.
В нарушение требований ст.9 Федерального закона № 117-ФЗ отсутствуют согласованные органом надзора за безопасностью ГТС правила эксплуатации ГТС, разработка критериев безопасности ГТС не обеспечена, уточнение критериев безопасности ГТС не осуществлено. Расчет размера вероятностного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, ООО «ЛЕКС» для находящегося в собственности ГТС не произведен и не согласован с региональным органом экологического контроля (надзора).
Вместе с тем, при неготовности гидротехнического сооружения к безопасной его эксплуатации возникает потенциальная опасность затопления прилегающей территории, что создает реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с подтоплением близлежащих объектов и инженерной инфраструктуры и возможности причинение вреда жизни, здоровью физических лиц в результате нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Непринятие мер на протяжении длительного времени по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, расположенного по адресу: <адрес>, на ручье Безымянный у д. Гавриловская, - в условиях непрерывной эксплуатации гидротехнического сооружения, без разработки декларации безопасности ГТС, которой должно предшествовать регулярное обследование гидротехнического сооружения, создает реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозу экологической безопасности, причинения ущерба гражданам, объектам жизнеобеспечения населения.
Подобное бездействие ответчика может повлечь непредсказуемые последствия для окружающей среды, нарушает гарантированные статьями 42 Конституции РФ, 3, 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на безопасную среду обитания и условия жизнедеятельности, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения природных и техногенных происшествий.
Статьями 76, 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что споры в области охраны окружающей среды рассматриваются судом в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством.
Согласно п. ч.1 ст.22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических правоотношений.
Статьей 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В силу ст.206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд в этом же решении устанавливает срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь приведенными нормами права, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых заявленных требований Орловского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ЛЕКС» о понуждении к выполнению мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
То, что ООО «ЛЕКС» в настоящее время инициированы разработка всех необходимых документов на гидротехническое сооружение – плотину, не является препятствием для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, в силу ст. 333.19 НК РФ с ответчика ООО «ЛЕКС» подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «город Орёл» государственная пошлина в размере 6 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ЛЕКС» о понуждении к выполнению мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений удовлетворить.
Обязать ООО «ЛЕКС» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать декларацию о безопасности гидротехнического сооружения (плотины), расположенного по адресу: <адрес>, с/п Жиляевское, на ручье Безымянный у д. Гавриловская, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от Дата № «О декларировании безопасности гидротехнического сооружения»
Обязать ООО «ЛЕКС» представить в Приокское управление Ростехнадзора для внесения сведений о нем в Российский регистр гидротехнических сооружений; определить эксплуатирующую организацию в отношении указанного гидротехнического сооружения, имеющую в штате соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников и службу эксплуатации гидротехнического сооружения.
Взыскать с ООО «ЛЕКС» в доход бюджета муниципального образования «город Орёл» государственную пошлину в размере 6 000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Орловский районный суд Орловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 26.07.2022.
Судья Э.В. Ляднова
Дело № 2-1294/2022
57RS0026-01-2022-001789-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2022 года г. Орел
Орловский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Лядновой Э.В.,
при секретаре Макаровой К.А.,
с участием представителя истца – заместителя Орловского природоохранного межрайонного прокурора Пивченко А.А.,
представителя ответчика ООО «ЛЕКС» Мерцалова С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского районного суда Орловской области гражданское дело по иску Орловского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ЛЕКС» о понуждении к выполнению мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений,
установил:
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ЛЕКС» о понуждении к выполнению мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений удовлетворить.
Обязать ООО «ЛЕКС» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать декларацию о безопасности гидротехнического сооружения (плотины), расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от Дата № «О декларировании безопасности гидротехнического сооружения»
Обязать ООО «ЛЕКС» представить в Приокское управление Ростехнадзора для внесения сведений о нем в Российский регистр гидротехнических сооружений; определить эксплуатирующую организацию в отношении указанного гидротехнического сооружения, имеющую в штате соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников и службу эксплуатации гидротехнического сооружения.
Взыскать с ООО «ЛЕКС» в доход бюджета муниципального образования «город Орёл» государственную пошлину в размере 6 000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Орловский районный суд Орловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 26.07.2022.
Судья Э.В. Ляднова